Производство обыска и выемки осуществляется в следующем порядке.
1. О производстве обыска или выемки следователь выносит мотивированное постановление (ч. 2 ст. 182 УПК, ч. 2 ст. 178 УПК, приложение 36 к УПК), в котором должно быть указано: когда, где и кем вынесено постановление; по какому уголовному делу; обстоятельства, установленные по делу; основания и мотивы принимаемого решения; объекты, подлежащие изъятию; фамилия, имя, отчество и точный адрес лица, у которого должны быть изъяты искомые объекты. Если обыск или выемка производится в жилище, следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о проведении следственного действия. Данное ходатайство оформляется в виде постановления (см. приложение 38 к УПК). Ходатайство рассматривает единолично судья районного суда или военного суда по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства. 2. Приступая к обыску или выемке, следователь обязан предъявить постановление лицу, у которого производится обыск или выемка (ч. 1 ст. 183 УПК), и разъяснить ему, а также понятым и представителям их право присутствовать при всех действиях следователя и делать заявления по поводу этих действий, подлежащие занесению в протокол. 3. После предъявления постановления следователь предлагает выдать указанные в постановлении предметы и документы или указать место, где скрывается преступник. В случае отказа выполнить его требование обыск или выемка производится в принудительном порядке. Если все предметы или документы, подлежащие изъятию, выданы добровольно, выемка на этом заканчивается. В том случае, когда при производстве обыска добровольно выданы некоторые предметы и документы, обыск должен быть продолжен, если следователь полагает, что в обыскиваемом помещении имеются еще предметы и документы, имеющие значение для дела и которые необходимо найти.
При производстве обыска и выемки могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом не должно допускаться не вызываемое необходимостью повреждение имущества (ч. 6 ст. 182 УПК). Следователь обязан принимать меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные при обыске или выемке обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был проведен обыск (выемка), его личная или семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц (ч. 7 ст. 182 УПК). Частная жизнь граждан – это интимные стороны их жизни, в том числе семейной, способ обустройства жилища, ведение домашнего хозяйства, использование свободного времени, а также мысли, убеждения, интересы, привычки и т. п. Выполняя требование ч. 7 ст. 182 УПК, следователь предупреждает понятых, специалистов и других лиц, присутствующих при производстве обыска или выемки, об ответственности за разглашение данных предварительного следствия. Следователь вправе запретить лицам, присутствующим в месте, где производится обыск, покидать его, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска (ч. 8 ст. 182 УПК). 4. При производстве обыска или выемки следователь может изъять лишь предметы и документы, имеющие значение для дела, а также ценности и имущество подозреваемого (обвиняемого) в целях обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества. Во всяком случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота (ч. 9 ст. 182 УПК). К числу подлежащих изъятию в случае обнаружения (независимо от отношения к данному делу) относятся предметы, которые приобретаются только по особым разрешениям (оружие, взрывчатые вещества, сильнодействующие яды), а также предметы, за изготовление, хранение и сбыт которых предусмотрена уголовная ответственность. Обнаруженные во время обыска или выемки объекты, которые могут быть вещественными доказательствами по другому уголовному делу, также подлежат изъятию.
При отказе добровольно выдать предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела, они изымаются в принудительном порядке. Если в ходе выемки искомые предметы в определенном месте не были обнаружены и имеются достаточные данные, подтверждающие, что они находятся именно в этом жилище, может быть произведен обыск на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае происходит последующее уведомление судьи и прокурора в течение 24 часов в порядке, установленном в ч. 5 ст. 165 УПК. 5. О производстве обыска или выемки составляется протокол в соответствии со ст. 166 и 167 УПК (см. приложение 37 к УПК). В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры веса, индивидуальных признаков и по возможности стоимости. Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры. Протокол составляется в двух экземплярах. Второй экземпляр протокола и описи изъятых предметов, подписанные следователем, вручаются под расписку лицу, в помещении которого был произведен обыск, или совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации. Обыск и выемка, имея некоторые общие черты, отличаются по основаниям, целям и процессуальному порядку принятия решения о производстве данных следственных действий. Основаниями для производства обыска являются имеющиеся в уголовном деле сведения, дающие основание полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться предметы и документы, имеющие значение для уголовного дела.
Это означает, что, принимая решение о производстве обыска, следователь располагает приблизительными сведениями об объектах, подлежащих обнаружению и изъятию, а также о том, где находятся искомые объекты. Основаниями для производства выемки являются имеющиеся в уголовном деле сведения, указывающие на индивидуальные признаки предмета или документа, подлежащих изъятию, а также позволяющие точно установить, где и у кого конкретно они находятся. Доказательства, достаточные для производства обыска или выемки, могут быть получены в результате допросов свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, производства иных следственных действий, а также в результате проведения оперативно-розыскной деятельности. В соответствии с ч. 5 ст. 165 УПК в исключительных случаях, когда производство обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия должны быть уведомлены судья и прокурор (см. приложение 39 к УПК). К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае, если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми в соответствии со ст. 75 УПК. К не терпящим отлагательства случаям, в частности, относятся обоснованные опасения, что разыскиваемые предметы (вещи, ценности) могут быть уничтожены или перепрятаны, когда фактические основания к производству обыска возникли внезапно при производстве других следственных действий (например, при выемке, когда предмет перепрятан). Аналогичная ситуация возникает при задержании подозреваемого с поличным, если на него прямо указывают потерпевший и свидетели-очевидцы.
Подготовка обыска
Подготовка обыска представляет собой систему мероприятий организационного характера, выполняемых с целью реализации принятого решения о производстве данного следственного действия. В эту систему входят следующие мероприятия. 1. Сбор ориентирующей информации. Сбор ориентирующей информации представляет собой комплекс действий, выполняемых с целью получения информации об условиях предстоящего обыска, объектах, подлежащих отысканию и изъятию, а также для получения сведений о.лицах, занимающих помещение, подлежащее обыску. Для уяснения обстановки и условий предстоящего обыска необходимо установить: точный адрес помещения, подлежащего обыску, или расположение обыскиваемого участка; является ли подлежащее обыску помещение отдельной квартирой, комнатой в коммунальной квартире, строением на правах личной собственности, имеется ли подвал или погреб, сарай либо иные бытовые постройки и помещения; какие строения и каких размеров имеются на участке местности, подлежащей обыску, назначение и состояние этих строений; пути подхода и проникновения в подлежащее обыску помещение, наличие в нем мебели, механизмов, запасных выходов и окон. До производства обыска с возможной полнотой должны быть собраны и изучены данные об искомых объектах: характер и признаки искомых объектов, их количество, внешний вид, форма, размеры и индивидуальные признаки. Данные об искомых объектах позволяют определить на месте производства обыска наиболее вероятные места сокрытия искомых объектов. Источниками таких данных могут быть: протокол осмотра места происшествия, а также изготовленные в ходе осмотра слепки и оттиски следов; показания потерпевшего и свидетелей, заявления гражданских истцов; сведения, полученные от предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан; заключения экспертов, акты ревизий; разъяснения специалистов; образцы и оставшиеся части похищенных предметов или документов и др. Данные о лицах, занимающих обыскиваемое помещение, необходимы для определения наиболее вероятных мест сокрытия искомых объектов с использованием тайников, подготовленных на основе профессиональных навыков, а также для определения состава участников обыска. В этой связи необходимо получить как минимум следующие сведения: состав лиц, проживающих или работающих в помещении либо на участке, подлежащем обыску, их профессии и характер занятий, взаимоотношения между ними и окружающими; кто помимо проживающих и работающих может оказаться в данном помещении или на данном месте во время производства обыска; имеется ли у находящихся в данном месте лиц огнестрельное или иное оружие; иные сведения, которые имеют значение для правильной организации обыска в конкретной ситуации.
На основании вышеперечисленной информации следователь может принять следующие решения: 1) в какое время начать обыск (для этого желательно выбирать такие день и час, когда наиболее вероятно наличие искомых объектов на месте обыска и когда наиболее благоприятны условия для поисков и т. п.); 2) о составе группы, выезжающей для производства обыска; 3) о технических средствах, которые потребуются для производства обыска. Ориентирующая информация, необходимая для организации обыска, может быть получена путем проведения ОРМ органами, осуществляющими ОРД, как по собственной инициативе, так и по поручению следователя. Во избежание разглашения методов ОРД использование полученной таким способом информации следует согласовывать с предоставившими ее органами. 2. Подготовка технических средств. В зависимости от места предстоящего обыска и характеристики объекта, подлежащего отысканию, следователь должен подготовить следственный чемодан, осветительные средства, измерительные приборы, щупы, ручную дрель, инструменты для раскопки и вскрытия хранилищ, багры, «кошки», магнитный искатель, металлоис-катель, электронно-оптический преобразователь, ультрафиолетовый осветитель, переносной рентгеновский аппарат, специальное приспособление для обнаружения закопанных трупов, лупу, зеркало для осмотра труднодоступных мест, средства упаковки изымаемых предметов, спецодежду для работы в загрязненных условиях и др. 3. Определение круга участников обыска. Круг участников обыска зависит от обстановки и условий предстоящего обыска, а также от того, какие именно технические и научно-технические средства предстоит применять для отыскания или изъятия искомых объектов. Обязательными участниками обыска являются понятые и лица, у которых производится обыск, или иные лица. В качестве понятых нежелательно приглашать соседей обыскиваемого и его знакомых, так как это, с одной стороны, стесняет понятых и снижает их наблюдательность, с другой – ухудшает в последующем отношения между понятыми и обыскиваемым лицом. Кроме того, следственная практика знает случаи, когда понятые из числа соседей или знакомых обыскиваемого препятствуют производству обыска, дают ложные показания об обстоятельствах, связанных с его производством и обнаружением при обыске определенных предметов. Особо осторожно следует решать вопрос об участии в обыске потерпевшего. В литературе высказано мнение о том, что при обнаружении во время обыска вещей, принадлежащих потерпевшему, последний может опознавать их, а результаты подобного рода опознания должны быть зафиксированы в протоколе обыска. Однако следует иметь в виду, что производство опознания во время обыска недопустимо. Решая вопрос об участии лица, у которого производится обыск, или совершеннолетних членов его семьи, необходимо исходить из следующих соображений. Присутствие лица, у которого производится обыск, целесообразно в том случае, если обнаружение предметов и документов, изобличающих данное лицо в совершении преступления, повлечет за собой дачу обыскиваемым правдивых показаний. Обыск, не давший положительных результатов, может закрепить установку обыскиваемого на отрицание своей причастности к расследуемому преступлению. В то же время умело организованное наблюдение за поведением обыскиваемого лица во время обыска в ряде случаев позволяет определить место сокрытия искомых объектов. Специалист вызывается в случаях, когда в ходе производства обыска планируется применение специальных поисковых приборов и средств, специальных познаний и навыков или необходимы консультации и рекомендации по вопросам соблюдения технических правил безопасности при производстве обыска, проверки мест возможного хранения искомых объектов, порядка изъятия обнаруженных объектов и обращения с ними и т. д. Для охраны места производства обыска, обеспечения безопасности его участников и проведения поисковых действий следует привлекать сотрудников органа дознания, желательно имеющих навыки производства обысков. В случае необходимости (например, для обнаружения искомых объектов или разыскиваемых лиц по запаху) следует вызывать инспектора-кинолога со служебно-розыскной собакой. Для выполнения отдельных вспомогательных действий (переноски вещей, раскопки определенных участков местности и т. п.) могут быть приглашены представители общественности. Если предстоит обыскивать помещение и есть основания полагать, что обыскиваемый или иные лица могут предпринять попытки воспрепятствовать проникновению на место обыска, должны быть подготовлены несколько вариантов проникновения в обыскиваемое помещение, которые возможны и допустимы в данной обстановке, например: выявить и пригласить лицо, знакомое обыскиваемому или членам его семьи, которому без затруднений открыли бы дверь; приурочить проникновение в обыскиваемое помещение к моменту, когда в него будут входить или из него будут выходить находящиеся в нем лица; разработать план принудительного проникновения при содействии работников органа дознания. В последнем случае должны быть предусмотрены меры, позволяющие избежать не вызываемых необходимостью повреждений запоров и дверей. 4. Инструктаж участников обыска, в ходе которого следователь определяет время и способ прибытия к месту производства обыска, распределяет обязанности, устанавливает способы общения участников обыска между собой и с ним, разъясняет основные положения закона, регламентирующего порядок производства данного следственного действия. 5. Принятие мер к обеспечению внезапности обыска. Успех обыска во многом зависит от его внезапности, а поэтому в ходе подготовки к его производству должны быть приняты меры к тому, чтобы не были разглашены намерения следователя и в начальный момент обыска не возникли затруднения с проникновением в обыскиваемое место или помещение. В этой связи обыск следует подготавливать в условиях конспирации, т. е. знакомить с планами предстоящего обыска только тех лиц, которые являются участниками обыска, отбирая у них подписку о неразглашении данных предварительного следствия, и приглашать отдельных участников (понятых, специалистов и др.) для участия в обыске непосредственно перед выездом. Меры конспирации должны соблюдаться вплоть до проникновения в обыскиваемое помещение или место. С этой целью нужно решить ряд вопросов организационно-технического характера: где поставить автомашину, на которой прибудут члены группы обыска; каким образом приблизиться к обыскиваемому помещению или участку местности, не вызывая при этом подозрений о цели посещения со стороны лиц, занимающих помещение, подлежащее обыску; о выставлении наружных постов и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|