Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ключи к шкалам Многоуровневого личностного опросника «Адаптивность» (МЛО-АМ)




Достоверность (Д) «Да» «Нет» 1, 10, 19, 31, 51, 69,78,92,101,116,128, 138,148

Адаптивные способности (АС)

«Да» 4, 6,7, 8, 9, 11, 12, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 22. 24, 27, 28, 29, 30, 33, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 46, 47, 50, 56, 57,59,60,61,63,64,65,67,68,70,71,72, 73, 75, 77, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 86, 88, 89, 90, 91, 93, 94, 95, 96. 98, 99, 102, 103, 104, 106, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 114,115,117, 118 119, 120, 121. 122. 123,124,125, 126,129,131,133,135,136,137,139,141,142,143, 145, 146,149.150,151,152,153.154,155,156,157,158, 161, 162, 164, 165

«Нет» 2, 3, 5,13,23,25,26,32,34,35,38,44,45, 48, 49, 52, 53, 54, 55, 58, 62, 66, 74, 76, 85, 87, 97, 100, 105, 107, 127, 130, 132, 134, 140, 144, 147, 159, 160, 163

Нервно-психическая устойчивость (НПУ)

«Да» 4, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 28, 29, 30,37,39,40,41,47,57,60,63,65,67,68,70, 71,73, 75, 80, 82, 83, 84, 86, 89. 94, 95, 96, 98, 102, 103, 108, 109, 110, 111, 112,113,115,117,118,119,120,122,123,124, 129,131,135,136,137,139,143,146,149,153,154,155, 156, 157,158, 161, 162

«Нет» 2, 3, 5, 23,25,32,38,44,45,49,52,53,54,55, 58, 62,66, 87, 105, 127, 132, 134,140

Коммуникативные особенности (КО) «Да» 9, 24, 27, 33, 46, 61, 64, 81, 88, 90, 99, 104, 106, 114,121,126, 133,142,151,152

«Нет» 26, 34, 35, 48, 74, 85, 107, 130, 144, 147, 159

Моральная нормативность (МН)

«Да» 14, 22, 36, 42, 50, 56, 59. 72, 77,79, 91, 93,125, 141, 145, 150,164,165

«Нет» 13,76, 97,100,160,163.


Выявление акцентуаций (тест-опросник Шмишека)

Выявление акцентуаций у подростка проводится с помощью тест-опрос­ника Шмишека.10 Опросник предназначен для диагностики акцентуации личности. В основу опросника положена концепция акцентуированных лич­ностей К. Леонгарда. Акцентуация личности, по мнению К. Леонгарда, со­ответствует такому состоянию личности, когда индивидуальный характер реакций на окружающее достигает особенной выраженности, что свидетель­ствует о возможности перехода нормы в патологию. К. Леонгард считает, что акцентуированным личностям присуща готовность к особенному, как социально-положительному, так и социально-отрицательному, развитию.

В результате исследования с помощью опросника Шмишека может быть обнаружен тип акцентуации личности, кроме того, результаты могут быть представлены в виде профиля личностной акцентуации и структура черт может анализироваться в целом. Следует учесть, что автор концепции на­стаивает на приоритете метода наблюдения как наиболее плодотворном при постановке диагноза. Таким образом, рекомендуется уточнять результаты вопросника результатами непосредственного наблюдения за поведением испытуемого в жизненных ситуациях.

Тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 воп­росов, предполагающих один из двух вариантов ответов: «Да» и «Нет». Для проведения теста необходимо иметь тестовый буклет со стандартной инст­рукцией, а также стандартный ответный лист, в котором рядом с номером пункта испытуемым заносятся знаки «+» или «-» в соответствии с вариан­том ответа.

Текст опросника

1. Ты обычно спокоен, весел?

2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?

3. Легко ли ты можешь расплакаться?

4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?

5. Такой ли ты сильный, как твои одноклассники?

6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?

7. Любишь ли ты бывать главным в игре?

8. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сердишься?

9. Серьезный ли ты человек?

10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей?

11. Умеешь ли ты выдумывать новые игры?

12. Скоро ли ты забываешь, если ты кого-нибудь обидел?

13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?

14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой, не застряло ли оно в прорези?

15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в кружке, в спортивной секции?

16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?

17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным?

18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?

19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых тебя любят?

20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?

21. Тебе обычно немного грустно?

22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?

23. Тебе трудно долго оставаться на одном месте?

24. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?

25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки в кошек?

26. Раздражают ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно?

27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома?

28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?

29. Ты — один из лучших учеников в классе?

30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

31. Легко ли ты можешь рассердиться?

32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?

33. Умеешь ли ты веселить ребят?

34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь?

35. Боишься ли ты крови?

36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?

37. Заступаешься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?

38. Тебе неприятно войти в пустую темную комнату?

39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная?

40. Легко ли ты знакомишься с людьми?

41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах?

42. Ты когда-нибудь убегал из дома?

43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, ЧТО не мог пойти в школу?

44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?

45. Можешь ли ты даже при неудаче посмеяться над собой?

46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине?

47. Любишь ли ты животных?

48. Уходя из дома, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?

49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться?

50. Твое настроение зависит от погоды?

51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь ответ?

52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?

53. Нравится ли тебе быть среди ребят?

54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние?

55. Можешь ли ты организовать игру, работу?

56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности?

57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги?

58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?

59. Подсказываешь ли ты или даешь списывать?

60. Боишься ли ты пройти вечером один по темной улице?

61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?

62. Бывает ли с тобой, что ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?

63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?

64. Бывает ли у тебя головная боль?

65.Часто ли ты смеешься?

66.Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения)?

67.Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?

68.Часто ли с тобой бывают несправедливы?

69.Любишь ли ты природу?

70.Уходя из дома или ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?

71.Боязлив ли ты, как ты считаешь?

72.Меняется ли твое настроение за праздничным столом?

73.Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты считать стихи со сцены?

74.Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором ни с кем не хочется разговаривать?

75.Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?

76.Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?

77.Умеешь ли ты развлекать гостей?

78.Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?

79.Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?

80.Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?

81.Считаешь ли ты себя недоверчивым?

82.Часто ли тебе снятся страшные сны?

83.Возникало ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину?

84.Становится ли тебе веселее, если все вокруг веселятся?

85.Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?

86.Ты внезапно можешь стать несдержанным и вести себя развязно?

87.Обычно ты немногословен, молчалив?

88.Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой, как на сцене?

Обработка данных

1. Демонстративность/демонстративный тип:

«+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88. «-»: 51.

Сумму ответов умножить на два.

2. Застревание/застревающий тип:

«+»>: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81. «-»: 12, 46, 59.

Сумму ответов умножить на два.

3. Педантичность/педантичный тип:

«+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83. «—»: 36.

Сумму ответов умножить на два.

4. Возбудимость/возбудимый тип:

«+»>: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86. Сумму ответов умножить на три.

5. Гипертимность/гипертимный тип: •

«+»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77. Сумму ответов умножить на три.

6. Дистимность/дистимический тип:

«+»>: 9, 21, 43, 75, 87.

«-»: 31, 53, 65.

Сумму ответов умножить на три.

7. Тревожность/тревожно-боязливый тип:

«+>>: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.

«-»>: 5.

Сумму ответов умножить на три.

8. Экзальтированность/аффективно-экзальтированный тип:

«+»: 10, 32, 54, 76.

Сумму ответов умножить на шесть. '

9. Эмотивность/ эмотивный тип:

«+»>: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.

«-»: 25.

Сумму ответов умножить на три.

10. Циклотимность/циклотимный тип:

«+»: 6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84.

Сумму ответов умножить на три.

Максимальная сумма баллов после умножения — 24. По некоторым ис­точникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенден­ции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.

Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личнос­тной акцентуации».

Выделенные Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разде­лены на две группы:

□ акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застреваю­щий, возбудимый);

□ акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тре- вожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный).

Демонстративный тип

Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстра­тивностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоян­ного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливав - мость-к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внеш­ней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм,

Рис. 8.1. Профиль характера (личностной акцентуации)

 

жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похваладру- гих в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он это­го не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощу­тить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и вы­сокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытес­нению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это раско­вывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

Застревающий тип

Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправед­ливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорче­ниям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго пережива­ет происшедшее, не способен «легко отходить» от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жестокость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто при­водят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаива­ет с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в лю­бом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдо­любие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявле­нии аффектов, в мышлении, в моторике.

Педантичный тип

Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает ред­ко, являясь скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ве­дет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных тре­бований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и по­рядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое ка­чество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализ­му. С охотой уступает лидерство другим людям.

 

Возбудимый тип

Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологичес­ких влечений. Для него характерна повышенная импульсивность, инстин­ктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хам­ству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в обще­нии, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работа­ет лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реак­ция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

Гипертимический тип

Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, бол­тливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная само­стоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в от­ношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настро­ение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным ра­достям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомыс­ленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блес­тящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности мо­жет служить источником конфликтов. Для них характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, тер­пят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражитель­ности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жестокой дисципли­ны, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

Дистимический тип

Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настро­ения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пес­симистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низ­кая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможе­ны, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовест­ны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

Тревожный тип

Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настро­ение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шум­ных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чув­ство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственнос­ти, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной непол­ноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды дея­тельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.


 


 

МЕТОДИКА

МНОГОФАКТОРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Р. КЕТТЕЛЛА (№ 187)

Опросник предназначен для измерения шестнадцати факторов личности и дает многогранную информацию о личностных чертах, которые называют конституционны­ми факторами, предложен Р. Кеттеллом.

Опросник содержит 187 вопросов, на которые предла­гается ответить обследуемым (взрослым людям с образова­нием не ниже 8-9 классов).

Испытуемому предлагают занести в регистрационный бланк один из вариантов ответа на вопрос «да», «нет», «не знаю» (или «а», «в», «с»),

Инструкция: «Вам предлагается ответить на ряд воп­росов, цель которых выяснить особенности Вашего харак­тера, склонностей и интересов. Не существует вопросов, на которые можно дать «правильный» или «неправиль­ный» ответы, так как они отражают лишь особенности, присущие различным людям. Если же Вы хотите полу­чить рекомендации, правильно отражающие особенности проявлений Вашего характера в различных ситуациях, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво.

Отвечая на вопрос. Вы можете выбрать один из трех предложенных вариантов ответов. Номер ответа на бланке должен соответствовать номеру вопроса. Выбрав ответ «а» - перечеркните крестиком левый квадратик, если от­вет «в», то средний квадратик, ответу «с» соответствует правый квадратик.

Отвечая, помните:

- вопросы слишком короткие, чтобы в них содержа­лись все необходимые подробности, представляйте типич­ные ситуации, не задумываясь над деталями;

- не тратьте времени на раздумья, давайте первый ес­тественный ответ, который приходит Вам в голову;

- старайтесь отвечать на несколько ответов в минуту, тогда Вы закончите работу примерно за 35 минут;

- старайтесь избегать промежуточных, «неопределен­ных» ответов, кроме тех случаев, когда определенно отве­тить действительно невозможно, (не более одного «неопре­деленного» ответа на 5-6 вопросов);

- не пропускайте ничего, обязательно отвечайте на все вопросы подряд;

- возможно, некоторые вопросы Вам будет сложно от­нести к себе, постарайтесь дать наиболее подходящий предположительный ответ. Не старайтесь произвести своими ответами благоприятное впечатление. Свободно выражай­те свое собственное мнение».

Текст опросника

1. Я хорошо понял инструкцию, которую толькочто прочитал:

а) да;

в) не уверен;

с) нет.

2. Я готов отвечать на каждый вопрос "так искренне, как только возможно:

а) да;

в) не уверен;

с) нет.

3. Я бы предпочел временами жить в доме, который находится:

а) в обжитом городе;

в) нечто среднее;

с) одиноко в глухих лесах.

4. Я чувствую в себе достаточно сил, чтобы справиться со своими трудностями:

а) всегда;

в) обычно;

с) редко.

 

5. Я чувствую некоторое беспокойство при виде диких животных, даже если они находятся в прочных клетках:

а)верно;

в) не уверен;

с) неверно.

6. Я воздерживаюсь от критики людей и их высказываний:

а) да;

в) иногда;

с) нет.

7. Я делаю саркастические (язвительные) замечания по поводу людей, если они этого, по-моему, заслуживают:

а) обычно;

в) иногда;

с) никогда.

8. Мне больше нравится классическая, чем эстрадная музыка:

а) верно;

в) не уверен; с) неверно.

9. Если бы я увидел дерущихся соседских детей, то я:

а) дал бы им возможность договориться самим;

в) не уверен;

с) рассудил бы их.

10. При общении с людьми я:

а) с готовностью вступаю в разговор;

в) нечто среднее;

с) предпочитаю спокойно оставаться в стороне.

11. По-моему интереснее быть:

а) инженером-строителем;

в) не уверен;

с) драматургом.

12. Я остановился бы на улице скорее, чтобы посмот­реть на работу художника, чем слушать, как ссорятся люди;

а) верно;

в) не уверен;

с) неверно.

13. Обычно я могу ладить с самодовольными людьми, несмотря на то, что они хвастаются или слишком много о себе воображают:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

14. По лицу человека всегда можно заметить, что он нечестный:

а) да;

в) не уверен;

с) нет.

15. Было бы хорошо, если бы отпуск (каникулы) был более продолжителен, и каждый был бы обязан его ис­пользовать:

а) согласен;

в) не уверен;

с) не согласен.

16. Я предпочел бы работу с возможно большим, но непостоянным заработком, чем работу со скромным, но постоянным окладом:

а) да;

в) не уверен;

с) нет.

 

 

17. Я говорю о своих чувствах:

а) только если это необходимо;

в) нечто среднее;

с) охотно, когда представится возможность.

18. Время от времени у меня возникает чувство неопре­деленной опасности или внезапного страха по непонятным причинам:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

19. Когда меня неправильно критикуют за что-то, в чем я не виноват, я:

а) не испытываю чувства вины;

в) нечто среднее;

с) все же чувствую себя немного виноватым.

20. За деньги можно купить почти все:

а) да;

в) не уверен;

с) нет. 21. Моим решением руководит 'больше?

а) сердце;

в) сердце и разум в равной степени;

с) разум.

22. Большинство людей были бы больше счастливы, если бы они были ближе друг к другу и поступали также, как все:

а) да;

в) не уверен;

с) нет.

23. Иногда, когда я смотрю в зеркало, мне трудно ра­зобраться, где у меня правая, а где левая сторона:

а)верно;

в) не уверен;

с) неверно.

24. При разговоре я предпочитаю:

а) высказывать свои мысли так, как они приходят мне в голову;

в) нечто среднее;

с) сначала сформулировать получше свои мысли.

25. После того, как меня что-то сильно рассердит, я довольно быстро успокаиваюсь:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

26. При одинаковом рабочем времени и заработке было бы интереснее работать:

а) плотником или поваром;

в) не уверен; -с) официантом в хорошем ресторане.

27. На общественные должности меня выбирали:

а) очень редко;

в) иногда;

с) много раз.

28. «Лопата» относится к «копать», как «нож» относится к:

а) острый;

в) резать;

с) указывать.

29. Иногда я не могу заснуть, потому что какая-нибудь мысль не выходит из головы:

а) верно;

в) не уверен;

с) неверно.

30. В своей жизни я почти всегда достигаю поставлен­ных целей:

а) верно;

в) не уверен;

с) неверно.

31. Устаревший закон следует изменить:

а) только после глубокого основательного обсуждения;

в) не уверен;

с) как можно скорее.

32. Я чувствую себя «не в своей тарелке», когда мне приходится работать над чем-нибудь, что требует быстрых действий, результаты которых могут повлиять на других людей:

а)верно;

в) нечто среднее;

с) неверно.

33. Большинство знакомых считают меня интересным рассказчиком: а) да;

в) не уверен;

с) нет.

34. Когда я вижу неряшливых, неопрятных людей, я:

а) принимаю их такими, как они есть;

в) нечто среднее;

с) испытываю отвращение и возмущение.

35. Я чувствую себя немного не по себе, если неожидан­но оказываюсь в центре внимания группы людей:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

36. Я всегда рад оказаться среди людей, например, в гостях, на танцах, на какой-либо коллективной встрече:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

37. В школе я предпочитал (или предпочитаю):

а) заниматься музыкой, пением;

в) нечто среднее;

с) выпиливать и мастерить что-либо.

38. Если меня назначают руководителем чего-либо, я настаиваю на том, чтобы мои указания выполнялись, ина­че я отказываюсь от этой работы:

а) да;

в) иногда;

с) нет.

39. Важнее, чтобы родители:

а) помогали детям развивать свои чувства;. в) нечто среднее;

с) обучали детей сдерживать свои чувства.

40. Участвуя в групповой деятельности, я бы предпочел:

а) постараться улучшить организацию работы;

в) нечто среднее;

с) следить за результатами и соблюдением правил.

41. Время от времени у меня появляется потребность в интересной физической деятельности:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

42. Я предпочел бы скорее общаться с вежливыми людь­ми, чем с грубоватыми и любящими возражать:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

43. Я чувствую себя очень униженным, когда меня кри­тикуют в присутствии группы людей:

а)верно;

в) нечто среднее;

с) неверно.

44. Если меня вызывает начальство, то я:

а) пользуюсь случаем, чтобы попросить о чем-то нуж­ном мне;

в) нечто среднее;

с) боюсь, что это связано с какой-нибудь оплошнос­тью в моей работе.

 

 

45. В наше время требуется:

а) больше спокойных, солидных людей;

в) не уверен;

с) больше «идеалистов», планирующих лучшее бу­дущее.

46. При чтении я сразу замечаю, когда автор произве­дения хочет меня в чем-то убедить:

а) да;

в) не уверен;

с) нет.

47. В юности я принимал участие в нескольких спортивных мероприятиях:

а) иногда;

в) довольно часто;

с) многократно.

48. Я поддерживаю порядок в моей комнате, все вещи всегда лежат на своих местах:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

49. Иногда у меня возникает чувство напряжения и беспокойства, когда я вспоминаю, что произошло в тече­ние дня:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

50. Иногда я сомневаюсь, действительно ли люди, с которыми я разговариваю, интересуются тем, что я говорю:

а) да;

в) не уверен;

с) нет.

51. Если бы пришлось выбирать, то я предпочел бы быть:

а) лесником;

в) не уверен;

с) учителем средней школы.

52. На праздники и дни рождения я:

а) люблю делать подарки;

в) неопределенно;

с) считаю, что делать подарки - довольно неприят­ная вещь.

53. «Усталый» относится к «работе», как «гордый» к:

а) улыбка;

в) успех;

с) счастливый.

54. Какой из следующих предметов по существу отли­чается от двух других:

а) свеча;

в) луна;

с) электрический свет.

55. Друзья меня подводили:

а) очень редко;

в) иногда;

с) довольно часто.

56. У меня есть качества, по которым я определенно выше большинства людей:

а) да;

в) не уверен;

с) нет.

57. Когда я расстроен, я стараюсь скрыть свои чувства от других:

а) верно;

в) нечто среднее;

с) неверно.

58. Я склонен посещать зрелищные мероприятия и раз­влечения:

а) чаще, чем раз в неделю (т. е. чаще, чем большинство);

в) примерно раз в неделю (т. е. как большинство);

с) реже, чем раз в неделю (т. е. реже, чем большинство).

59. Я считаю, что возможность вести себя непринуж­денно важнее, чем хорошие манеры и уважение к суще­ствующим правилам поведения:

а) верно;

в) не уверен;

с) неверно.

60. Обычно я молчу в присутствии старших по возрас­ту, опыту и положению:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

61. Мне трудно говорить или декламировать перед боль­шой группой людей:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

62. У меня хорошее чувство ориентировки в незнако­мом месте (мне легко сказать, где север-восток-юг-запад):

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

63. Если кто-нибудь рассердится на меня, то я;

а) постараюсь его успокоить;

в) нечто среднее;

с) раздражаюсь.

64. Встречаясь с несправедливостью, я скорее склонен забыть об этом, чем реагировать;

а)верно;

в) не уверен;

с) неверно.

65. Из моей памяти часто выпадают несущественные тривиальные вещи, например, названия улиц, магазинов:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

66. Мне бы понравилось жизнь ветеринара, лечение и операции на животных:

а) да;

в) не уверен;

с) нет.

67. Я ем со вкусом, не всегда так аккуратно и тщатель­но как другие люди:

а) да;

в) не уверен;

с) неверно.

68. Бывают времена, когда у меня нет настроения ви­деть кого бы то ни было:

а) очень редко;

в) нечто среднее;

с) довольно часто.

69. Иногда меня предупреждают о том, что в моем голосе и манерах слишком проявляется возбуждение:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

70. В юности, если я расходился во мнении с родителя­ми, то я:

а) оставался при своем мнении;

в) нечто среднее;

с) соглашался с их авторитетом.

71. Я предпочел бы заниматься самостоятельной рабо­той, а не совместной с другими:

а) да;

в) не уверен;

с) нет.

 

72. Мне бы больше понравилась спокойная жизнь в моем духе, чем слава и шумный успех:

а)верно;

в) не уверен;

с) неверно.

73. В большинстве случаев я чувствую себя зрелым че­ловеком:

а)верно;

в) не уверен;

с) неверно.

74. Замечания в мой адрес, которые позволяют себе неко­торые люди, меня больше расстраивают, чем помогают:

а) часто;

в) иногда;

с) никогда.

75. Я всегда способен управлять проявлением своих чувств:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

76. Начиная работу над полезным изобретением я бы предпочел:

а) разрабатывать его в лаборатории;

в) нечто среднее;

с) заниматься его практической реализацией.

77. «Удивление» относится к «странный», как «страх» относится к;

а) «смелый»;

в) «тревожный»;

с) «ужасный».

78. Которая из последующих дробей отличается от двух других:

а) 3/7;

в) 3/9;

с) 3/11.

79. Кажется, некоторые люди игнорируют и избегают меня, хотя я не знаю почему:

а) верно;

в) не уверен;

с) неверно.

80. Отношения ко мне людей не соответствуют моим добрым намерениям:

а) часто;

в) иногда;

с) никогда.

81. Употребление нецензурных выражений вызывает у меня возмущение, даже если не присутствуют лица друго­го пола:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

82. У меня определенно меньше друзей, чем у большин­ства людей:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

83. Я бы очень не хотел находиться в таком месте, где нет таких людей, с которыми можно поговорить:

а)верно;

в) нечто среднее;

с) нет.

84. Люди иногда считают меня небрежным, хотя и ду­мают, что я приятный человек:

а) да;

в) не уверен;

с) нет.

 

 

85. Волнение перед выступлением в присутствии мно­гих людей я испытывал:

а) довольно часто;

в) иногда;

с) почти никогда.

86. Когда я нахожусь в большой группе людей, то я предпочитаю молчать, и предоставляю слово другим:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

87. Я предпочитаю читать:

а) реалистические описания военных и политичес­ких сражений;

в) нечто среднее;

с) роман, где много чувств и воображения.

88. Когда люди пытаются мною командовать, то я поступаю как раз наоборот:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

89. Начальник или члены моей семьи критикуют меня только тогда, когда к этому действительно есть повод:

а) верно;

в) нечто среднее;

с) неверно.

90. На улицах или в магазинах мне не нравится, когда некоторые люди пристально разглядывают других:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

91. Во время длительной поездки я бы предпочел:

а) читать что-нибудь серьезное, но интересное;

в) неопределенно;

с) провести время беседуя с кем-нибудь из пассажи­ров.

92. В ситуациях, которые могут стать опасными, я гром­ко разговариваю, хотя это выглядит невежливо и наруша­ет спокойствие:

а) да;

в) не уверен;

с) нет.

93. Если знакомые плохо обращаются со мной и пока­зывают свою неприязнь, то:

а) меня это совершенно не трогает;

в) нечто среднее;

с) я расстраиваюсь.

94. Я смущаюсь, когда меня хвалят или говорят мне комплименты:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

95. Я бы предпочел иметь работу:

а) с постоянным окладом;

в) нечто среднее;

с) с большим окладом, который бы зависел от моей способности показать людям, чего я стою.

96. Чтобы быть информированным, я предпочитаю по­лучать сведения:

а) в общении с людьми;

в) нечто среднее;

с) из литературы.

97. Мне нравится принимать активное участие в обще­ственной работе:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

98. При выполнении задания я удовлетворяюсь только тогда, когда должное внимание будет уделено всем мелочам:

а) верно;

в) не уверен;

с) неверно.

99. Даже самые незначительные неудачи иногда меня слишком раздражают:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

100. Сон у меня всегда крепкий, я никогда не хожу и не разговариваю во сне:

а) да;

в) не уверен;

с) нет

101. Для меня интереснее работа, при которой:

а) нужно разговаривать с людьми;

в) нечто среднее;

с) нужно заниматься счетами и записями.

102. «Размер» так относится к «длине», как «нечестный» к:

а) «тюрьма»;

в) «нарушение»;

с) «кража».

103. «АБ» так относится к «ГВ», как «СР» относится к:

а) «ПО»;

в) «ОП»;

с) «ТУ».

104. Когда люди ведут себя неразумно, то я:

а) молчу;

в) не уверен;

с) высказываю свое презрение.

105. Если кто-нибудь громко разговаривает, когда я слушаю музыку:

а) могу сосредоточиться на музыке, не отвлекаться;

в) нечто среднее;

с) чувствую, что это портит мне удовольствие и раз­дражает.

106. Меня лучше характеризовать как:

а) вежливого и спокойного;

в) нечто среднее;

с) энергичного.

107. В общественных мероприятиях я принимаю учас­тие только тогда, когда это нужно, а в иных случаях избе­гаю их:

а) да;

в) не уверен;

с) нет.

108. Быть осторожным и не ждать хорошего лучше, чем быть оптимистом и всегда ждать успеха;

а)верно;

в) не уверен;

с) неверно.

109. Думая о трудностях в своей работе, я:

а) стараюсь планировать заранее, прежде чем встре­тить трудность;

в) нечто среднее;

с) считаю, что справлюсь с трудностями по мере того, как они возникнут.

110. Мне легко вступить в контакт с людьми во время различных общественных мероприятий:

а) верно;

в) не уверен;

с) неверно.

111. Когда требуется немного дипломатии и умения убедить, чтобы побудить людей что-либо сделать, обычно об этом просят меня:

а)верно;

в) не уверен;

с) неверно.

112. Интересно быть:

а) консультантом, помогающим молодым людям вы­бирать профессию;

в) нечто среднее;

с) руководителем технического предприятия.

113. Если я уверен, что человек несправедлив или ве­дет себя эгоистично, я указываю на это, даже если это связано с неприятностями:

а) да;

в) нечто среднее;

с) нет.

114. Иногда я говорю глупости ради шутки, чтобы уди­вить людей и посмотреть, что они на это скажут:

а) да;

в) не уверен;

с) нет.

115. Мне бы понравилось быть газетным критиком в разделе драмы, театра, концертов:

а) да;

в) не уверен;

с) нет.

116. У меня никогда не бывает потребности что-нибудь рисовать или вертеть в руках, ерзать на месте, когда прихо­дится долго сидеть на собрании:

а) верно;

в) не уверен;

с) неверно.

117. Если кто-нибудь говорит мне что-то неправильное, то я скорее

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...