Механизм воздействия на массовое сознание
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Проблема воздействия языка на человека, его способ мышления и его поведение, напрямую связана со средствами массовой коммуникации. Информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг, СМИ оказывают влияние на весь строй его мышления, на стиль мировосприятия, на тип культуры сегодняшнего дня. В исследованиях последних лет культура трактуется как система коллективного знания, с помощью которого люди моделируют окружающий мир. Такая точка зрения подчеркивает тесную взаимосвязь восприятия, познания, языка и культуры. В русле этой концепции индивидуальные действия людей, неразрывно связанные с коммуникативными процессами, относятся к комплексной системе коллективного знания, передаваемого через язык. Сегодня "поставщиками" коллективного знания, или посредниками в его распространении, являются СМИ, которые никогда не остаются индифферентными по отношению к тому, что опосредуют. Согласно Б. Расселу, "передача информации может происходить только в том случае, если эта информация интересует вас или если предполагается, что она может влиять на поведение людей". [20] Появившись вначале как чисто технические способы фиксации, трансляции, консервации, тиражирования информации и художественной продукции, СМИ очень скоро превратились в мощнейшее средство воздействия на массовое сознание. Весьма показательна в этом контексте оценка роли радио, данная в разное время разными общественными деятелями Германии. "Отец немецкого радио" Г. Бредов в 20-х годах XX века подчеркивал значение радио в процессе становления человеческой личности. Бертольд Брехт в это же время разработал особую теорию радиоискусства, стремясь с помощью радио донести до широких народных масс искусство, доступное прежде лишь избранным. Известные немецкие социологи Макс Хоркгеймер и Теодор Адорно, которые издали в США книгу "Диалектика просвещения" об "индустрии буржуазной культуры", определяли радио и другие СМИ как инструмент оболванивания масс. После прихода к власти Гитлера, когда радио стало важнейшим средством нацистской пропаганды, появляется книга Г. Экерта "Радио как орган власти", а спустя три десятилетия в Германии выходит справочник "Телевидение и радио на службе демократии". [19]
Человеческое восприятие постоянно испытывает влияние современных средств массовой информации. Это тот модус, который обнаруживает свое воздействие во всех сферах жизни. Широчайшее распространение СМИ обуславливает появление, распространение и господство т.н. "одномерного сознания". Это понятие и соответствующий термин возникли по аналогии с названием известной вышедшей в 1964 г. книги немецкого социолога Г.Маркузе "Одномерный человек", где показаны возможности и следствия манипулирования массовым сознанием с помощью самых современных СМИ. Теоретик французского постмодерна Жан Бодрийяр в очерке "Другой через самого себя" (1987 г.) говорит о том, что все мы живем в мире гиперкоммуникаций, погруженные в водоворот закодированной информации. Любая сторона жизни может служить сюжетом для СМИ. Мир превратился в гигантский экран монитора. Информация перестает быть связанной с событиями и сама становится захватывающим событием. [5] Его соотечественник, социолог Ги Дебор, двадцатью годами раньше, в книге "Общество спектакля", выступая против фальсификации общественной и личной жизни с помощью СМИ, формулирует идею, согласно которой языком и целью коммуникации в обществе становятся образы, созданные средствами массовой информации.
Особую значимость в связи с этим приобретает вопрос регулирования общественного мнения посредством СМИ. Если считать, что использование информации напрямую связано с проблемой управления, то средства массовой информации, рассчитанной на массовое потребление, можно рассматривать как особую социально-информационную систему, выполняющую функции ориентации. СМИ создают определенную текстуально-идеологизированную "аудиоиконосферу", в которой живет современный человек и которая служит четкой концептуализации действительности. Именно сфера массовой коммуникации способствует тому, что общество выступает как "генератор социального гипноза", попадая под влияние которого мы становимся согласованно живущей ассоциацией, именно в СМИ наиболее отчетливо проявляется воздействующая функция языка. [16] Отмечая глобальные изменения в современном информационном обществе, связанные с непрерывно развивающимися возможностями массовой коммуникации, необходимо иметь в виду: эти изменения влияют не только на условия жизни, но прежде всего на способ мышления и систему восприятия современного человека. Средствами массовой информации создается особый аудиовизуальный мир, воздействию которого вольно или невольно подвергается каждый из нас, что заставляет серьезно ставить вопрос об ответственности средств массовой информации перед обществом. Массовое сознание формируется на основе стереотипов, которые выражают привычные, устойчивые представления людей о каком-либо явлении, сложившиеся под влиянием конкретных социальных условий и предшествующего опыта. Создание информационных средств вооруженной борьбы и разработка соответствующего логико-математического аппарата и программных средств на сегодняшний день активно развиваются. Информационная безопасность России направлена на обеспечение информационного суверенитета и на содействие успешного проведения государственных реформ, укрепление политической стабильности общества. При этом темпы совершенствования информационного оружия превышают темпы развития технологий защиты. В 2000 г. в России была принята Доктрина информационной безопасности, которая рассматривает широкий круг угроз и методы противодействия в информационной сфере. А именно рассматривает:
· Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере и их обеспечение · Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации · Основные положения государственной политики обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и первоочередные мероприятия по ее реализации · Организационная основа системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. [1] Целями воздействия на массовое сознание является внесение изменений в когнитивную структуру с тем, чтобы получить соответствующие изменения в поведенческой структуре. Практически то же самое делает психотерапия только на уровне индивидуального сознания. [18] Информационное оружие является мощнейшим средством идеологического воздействия и пропаганды, ориентированном на подавление массового психического сознания, внедрения в подсознание масс соответствующих установок (паттернов поведения), которые в любое время могут быть активированы манипуляторами. Причем уже исходя из того, что сознание любого индивида, находящегося в социуме, неразрывно связано как с законами управления масс, так и с правилами поведения в обществе, можно говорить о том, что подобного рода воздействию подвержены все жители страны. Важное место в таком воздействии на подсознание в частности, и массовое психическое сознание в целом играют средства массовой коммуникации (СМК), без которых невозможно существование современного социума, современной жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были исследованы модели информационных технологий воздействия на массовое сознание людей. Задачи, поставленные в начале работы - выполнены. Подводя итог сказанному о представленных выше моделях информационного воздействия, правомерным будет отметить, что такая их дифференциация носит относительный характер. На практике применяются, как показывает анализ, либо ярко выраженные, скажем, тоталитарные модели (авторитарная теория прессы) либо манипулятивные (вне теории социальной ответственности), или же пограничные и смешанные, где есть элементы, адекватные и либертаристской, и авторитарной, и советской теории прессы. Сегодня пресса как печатная, так и электронная, утрачивает, причем по собственной инициативе, функцию защиты интересов всего социума - главную для общества. В последнее десятилетие XX века российские частные, да и многие государственные СМИ отражали и продолжают отражать преимущественно интересы политических и экономических элит. "Доминируют жесткие тоталитарные технологии". Вспомним, как "вбивалась" в наше массовое сознание идея монетаризма без разъяснения ее ценностей. Нередко случается и так, что одновременно используются две или даже три модели. Например, во многих передачах, построенных на диалоге между политиками с участием приглашенной аудитории, в студии должна была бы реализовываться главным образом постнеоклассическая, диалоговая модель. Но, как многие, очевидно, замечали, когда мнение из аудитории не совпадало с замыслом передачи, то ведущий тут же вольно или невольно запускал классическую тоталитарную модель, и мощный "информационно-аналитический прессинг" обрушивался на "неудобную" позицию "голоса из народа". [9]
Важен и тот факт, что при наличии информации по какому-либо вопросу, первая же информация, которая освещает данный вопрос - будет весьма позитивно воспринята массами. Поэтому так важна роль соблюдения принципа первоочередности в подаче того или иного материала.[4] Помимо прочего следует обращать внимание и на то, что повторяемость одной и той же информации (можно с новыми подробностями)приводит к бессознательному запоминанию подобной информации, что также становится весьма важным в вопросах информационно-психологического воздействия на психику масс с целью моделирования последующего поведения этими массами. И тут не обязательно охватывать все массы в целом. Достаточно воздействия на какую-либо часть, чтобы другие, зараженные действиями (массовыми поступками)этой части массы, подхватили позыв. В этой связи заметим, что для осуществления информационно-аналитической работы, для анализа и организации информационных процессов необходимо применять методы информационного моделирования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [Электронные ресурс]: Доктрина № ПР-1895 (утв. Президентом РФ 09.09.2000г.) // СПС "Консультант Плюс". Версия Проф. 2. Артемова, В.Н. Метафора и дискурс [Текст]: учебное пособие / В.Н. Артемова.- Минск: Наука-техника, 2008.-214 с.
. Афенов, Г.В. Язык. Познание. Коммуникация [Текст]: учебное пособие / Под общ. ред. Г.В. Афенов. - М.: РАГС, 2009. - 311 с. . Бурдъе, П.О. Культурно-историческая психология: опыт. Вопросы психологии. [Текст]: / учебное пособие / П.О. Бурдъе - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 265 с. . Быков, С.А. Манипулирование сознанием[Текст]: учебник / С.А. Быков. - М.: МИР, 2007. - 294 с. . Глазунова, Н.И. Манипуляция сознанием [Текст]: Н.И.Глазунова // Человек и наука, 2008. - № 11. - 3-14. 7. Дмитриев, М.Т. Введение в интеллектуальную коммуникацию [Электронный ресурс]: М.Т. Дмитриев // Исследования. Архив РАГС// Режим доступа: <http://www.pareform.ru/rgs/archive/mag2001/24.asp/> . Комаровский, В.С. Управление общественными отношениями [Текст]: Учебник / под общ. редакцией А.С.Комаровского. - М.: Манускрипт, 2006.- 400 с. . Лазарев, В.В. Внутри мыслящих миров. Человек, текст, семиосфера, история языка русской культуры [Текст]: В.В.Лазарев / учебник. - М.: Академия МВД РФ, 2008. - 289 с. . Лососев, В.В. Знак. Символ. Миф. [Текст]: В.В. Лососев / учебник. - М.: Академия РИФ, 2009. - 312 с. . Лумов, Б.Д. Моделирование социальных процессов [Текст]: учебное пособие/ Б.Д. Лумов. - М.: РАГС, 2009. - 124 с. . Пикулькин, А.В. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований [Текст]: А.В. Пикулькин. - М.: ИНФРА, 2008. - 336 с. . Служба тематических толковых словарей [Электронный ресурс]: Режим доступа: http//www.glossare.ru/ . Сумов, Л.Г. От книги до Интернета: Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия [Текст]: учебник / Л.Г. Сумов. - М.:Изд-во РАГС, 2007. - 319 . Тарсасов, К.С. Манипулирование сознанием [Текст]: К.С. Тарасов // Человек и наука, 2006. - № 3. - 21-28. . Урсул А.Д. Информация и мышление [Текст]: А.Д. Урсул // Человек и наука, 2007. - № 10. - 3-11. . Ходов, О.Ф. Контроль сознания и методы подавления личности [Текст]: учебное пособие / О.Ф. Ходов. - М.: Алгоритм, 2006. - 256 с. . Шамхалов, Ф.Г. Манипуляторы сознания [Текст]: учебное пособие / Ф.Г.Шамхалов. - М.: ЗАО "Издательство "Дом", 2007. - 402 с. . Фетов, Д.М. Манипуляция сознанием [Текст]: Д.М.Фетов // Человек и наука, 2008. - № 7. - 5-10. . Якович, Л.И. Язык и массовая коммуникация: Социолингвистическое исследование [Текст]: учебное пособие / Л.И. Якович. - М.: ИНФРА, 2007. - 355 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|