Особенности действий на первоначальном и последующих этапах расследования преступлений в чрезвычайных условиях
Особенности возбуждения уголовного дела. Факты массовых беспорядков и других преступлений, породивших чрезвычайные обстоятельства, являются достаточно очевидными. Поэтому уголовное дело по ним, в отличие от обычных ситуаций, возбуждается немедленно после получения первичной информации, без проведения традиционной предварительной проверки, до окончания сбора сведений обо всех совершенных преступлениях, их регистрации и учета. Причем возбуждается одно общее уголовное дело по всем фактам преступлений, совершенных на территории данного региона. Если массовые беспорядки охватили несколько регионов, по каждому из них возбуждается отдельное уголовное дело. В случае необходимости полномочное должностное лицо может принять решение о возбуждении одного уголовного дела по нескольким регионам. В постановлении о возбуждении уголовного дела по фактам массовых беспорядков должна быть указана их уголовно-правовая квалификация по ст. 212 УК. Отдельная квалификация других преступлений, совершенных в ходе массовых беспорядков, в этом постановлении не требуется. После возбуждения уголовного дела организуется работа по сбору первичных сведений о массовых беспорядках и других совершенных во время них преступлениях. Для выполнения этой работы в необходимых случаях создается отдельная следственная группа. Поступившие в местные правоохранительные органы первичные сведения о преступлениях, совершенных в чрезвычайных условиях, подлежат регистрации в соответствии с общими правилами. Последующее направление их в специализированную следственную группу не освобождает от этой обязанности. Соблюдение установленного порядка регистрации заявлений, сообщений и иной информации позволяет потом давать документально обоснованные ответы об их судьбе, избегать нередко возникающих на этой почве недоразумений.
После регистрации материалы о чрезвычайных обстоятельствах сразу же, без предварительной проверки, подлежат передаче в следственную группу – руководителю или уполномоченному им работнику штаба, информационного центра или специально выделенному следователю. Принимая материалы, они должны проследить, чтобы среди них не оказались документы о фактах, не имеющих связи с преступлениями, для расследования которых создана следственная группа. С такими фактами должны разбираться сами работники местных органов внутренних дел или прокуратуры. Материалы, поступающие непосредственно в следственную группу, для регистрации в местные правоохранительные органы не передаются. Имея централизованное подчинение, группа ведет свое, автономное от местных органов делопроизводство. Главная причина заключается в необходимости обеспечения следственной тайны, ибо во многих письмах и заявлениях, поступающих в следственную группу, содержатся сведения о причастности к массовым беспорядкам работников местных правоохранительных органов. Поэтому регистрация их там неизбежно повлечет утечку информации. В специализированной следственной группе ведется рабочий учет первичных материалов. Он позволяет исключить утрату и иметь возможность следить за их движением. Первичные материалы по каждому эпизоду преступления учитываются в информационном центре (или штабе) следственной группы всего региона и в той конкретной группе (территориальной, предметной или персональной), куда они передаются в работу. С учетом значительных массивов первичных материалов рекомендуется налаживать регистрацию с применением компьютера. Материалы, прошедшие учет и поступившие в группу для расследования, распределяются по местам совершения преступлений, по отдельным видам преступлений, по их отдельным эпизодам или по группам преступников.
Для работы по каждому из выделенных блоков первичных материалов в следственной группе образуются подгруппы. Основные направления расследования на первоначальном этапе. На первоначальном этапе расследования преступлений в чрезвычайных условиях специализированная следственная группа действует по следующим основным направлениям: 1) производство неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступлений; 2) действия следователей при проведении войсковых операций; 3) организация и проведение поисковых мероприятий; 4) организация работы по конкретным фактам преступлений. Неотложные следственные действия предпринимаются в ситуациях, когда после серии массовых беспорядков сводным подразделениям правоохранительных органов удалось развести враждующие стороны, локализовать беспорядки, в целом стабилизировать обстановку, взять ее под контроль и создать необходимые предпосылки для начала следственной работы. Действия в войсковых операциях предпринимаются в ситуациях, когда массовые беспорядки еще продолжаются и войсковые подразделения предпринимают усилия по их локализации и пресечению. Поисковые мероприятия, направленные на обнаружение и изъятие оружия, орудий преступления, имущества, награбленного в ходе массовых беспорядков, розыск без вести пропавших, могильников и других неучтенных захоронений жертв массовых беспорядков, организуются после стабилизации обстановки в регионе по мере поступления информации о местах изготовления и складирования оружия и орудий преступлений, укрытия похищенных предметов и ценностей и предпринимаются одновременно с неотложными следственными действиями или сразу же после их завершения. Работу по конкретным фактам преступлений начинают до завершения всех неотложных следственных действий, сразу же по получении достаточных доказательств, бесспорно изобличающих конкретных лиц в организации, активном участии в массовых беспорядках или совершении других тяжких преступлений.
При наличии соответствующих условий и достаточных сил и средств следственная группа проводит работу одновременно по всем или нескольким направлениям. С этой целью в ее составе могут создаваться специализированные следственные группы (подгруппы) – фильтрации, документирования, группа по осмотрам мест происшествий, поисковая группа и т. д. Организация и тактика отдельных неотложных следственных действий. В числе неотложных следственных действий обычно проводят: осмотр места происшествия, допрос потерпевших и свидетелей, освидетельствование потерпевших, обыск, задержание и допрос подозреваемых, назначение и производство экспертиз, предъявление для опознания. Организация и тактика проведения каждого из этих следственных действий обладают в чрезвычайных условиях ярко выраженной спецификой. Проиллюстрируем ее на примере некоторых следственных действий. Осмотр места происшествия. При большом числе мест происшествий, подлежащих осмотру, что характерно для чрезвычайных условий, руководитель следственной группы организует их учет, определяет наиболее рациональную последовательность осмотров, составляет схемы и графики их производства. Если осмотры совпадают по времени с восстановительными работами в регионе, их последовательность согласовывается с руководителем восстановительных работ. При значительной продолжительности работы по осмотру мест происшествий (порой до нескольких недель) необходимо сразу же принять меры, обеспечивающие сохранность следов преступления: разгромленные и сожженные объекты опечатываются и сдаются коменданту местности или другому должностному лицу, уполномоченному оперативным штабом МВД, УВД, под охрану; граждане предупреждаются о недопустимости появления в отсутствие следователя в домах и квартирах до проведения там осмотра и т. д. В некоторых случаях в целях лучшего ориентирования на месте происшествия осмотр проводится с участием потерпевших и очевидцев. Проведение этого следственного действия в чрезвычайных условиях осложняется тем, что потерпевшие нередко вынуждены, спасая свою жизнь, скрываться с места жительства, эвакуироваться в другие населенные пункты. Организация осмотра в таких случаях складывается из следующих элементов:
1) формирование в местах временного пребывания (в эвакуации) групп потерпевших и отправление их на автотранспорте под охраной к зданию, где располагается следственная группа; 2) разделение потерпевших на несколько подгрупп (по числу следователей, готовых проводить осмотр) по признаку соседства (с включением в них тех, кто близко проживает друг от друга); 3) прикрепление образованных групп к конкретным следователям; 4) определение следователем порядка и последовательности осмотров и выезд на место происшествия. На каждое место происшествия должна выезжать группа, имеющая в своем распоряжении транспорт (автобус) и состоящая из следователя, оперативного работника, специалистов соответствующего профиля, военнослужащих для охраны. Ход и результаты осмотра места происшествия целесообразнее фиксировать с помощью диктофона или видеокамеры. Преимущество видеозаписи состоит в том, что она позволяет не только «наговаривать» соответствующие пояснения к протоколу осмотра, но и дополняет ее наглядно-образным материалом, схронометрированным на таймере. Если из-за непрекращающихся беспорядков, соображений безопасности, климатических условий или по другим обстоятельствам нельзя длительное время оставаться на месте происшествия, видеотехника незаменима. Допрос потерпевших и свидетелей в зависимости от обстоятельств проводится в служебном помещении следственной группы, на месте происшествия, в лагере беженцев, в местах эвакуации. Организуя допрос в служебном помещении, необходимо избегать приглашения на одно и то же время лиц из различных враждующих группировок, принимавших участие в массовых беспорядках. Должны быть приняты достаточные меры по обеспечению явки вызванных лиц, предусмотрены их охрана, безопасный отдых и отправка к месту временного проживания. Допрос на месте происшествия по организации аналогичен осмотру места происшествия с участием потерпевшего и обычно приурочивается к этому следственному действию. Для организации и проведения допросов в лагерях беженцев выделяются отдельные следователи или создаются специальные группы следователей, имеющие в распоряжении типовые вопросники и перечни вопросов по конкретным фактам преступлений, фототаблицы и фрагменты видеозаписей с изображением участников массовых беспорядков. Допрос в эвакуации организуется путем командирования следователей в пункт временного проживания потерпевших и свидетелей или направления в правоохранительные органы регионов отдельных поручений о производстве следственных и розыскных действий.
Вопросы, подлежащие выяснению в ходе допроса очевидцев, зависят от предмета показаний и касаются обстоятельств, предшествовавших массовым беспорядкам и приведших допрашиваемого на место происшествия, конкретных действий участников беспорядков (выкрики, лозунги, призывы к расправам, сопротивление работникам милиции и военнослужащим и т.д.), их вооружения, наличия на месте происшествия руководителей органов власти и управления и их отношения к происходящему, действий работников милиции и военнослужащих, передвижения транспортных средств и т. д. К военнослужащим обращаются с вопросами о поступивших командах, экипировке и вооружении, маршрутах передвижения, о численности, вооружении и характере поведения толпы, порядке действий военнослужащих по ее рассеиванию. При определении тактики допроса потерпевших необходимо принимать во внимание различные варианты организации этого следственного действия, учитывать состояние общественного порядка и другие факторы объективного и субъективного свойства. Освидетельствование. С целью обнаружения следов и получения доказательств участия в массовых беспорядках на первоначальном этапе расследования необходимо организовать освидетельствование: лиц, задержанных во время массовых беспорядков; лиц, задержанных за различные нарушения правового режима чрезвычайного положения; работников милиции и военнослужащих, получивших в ходе пресечения массовых беспорядков телесные повреждения. Применительно к задержанию подозреваемого важно отметить существование в ФКЗ «О чрезвычайном положении» нормы, согласно которой указом Президента РФ о введении чрезвычайного положения может быть предусмотрено продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца (п. «ж» ст. 12). Предъявление для опознания. Опознание при расследовании чрезвычайных обстоятельств криминального характера производится как с целью изобличения конкретных лиц в совершении преступлений, так и с целью розыска участников беспорядков. Практикуется очное опознание участников беспорядков (в том числе в группе задержанных лиц) и опознание их по фото- и видеоизображениям, в частности по фотографиям из паспортных отделений, видеофрагментам, фототаблицам и групповым любительским фотоснимкам. Для опознания могут предъявляться видеофрагменты инсценировок, видеобанки подозреваемых и видеозаписи реальных событий беспорядков. Действия следователей при проведении войсковых операций – это одно из направлений взаимодействия следственных групп с войсковыми подразделениями, которое организуется на основе законов и ведомственных актов МВД. В соответствии со ст. 18 ФЗ от 6 февраля 1997 г. (в ред. ФЗ от 7 ноября 2000 г.) «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» в задачи соединений и воинских частей оперативного назначения внутренних войск входит участие совместно с органами внутренних дел в локализации и блокировании районов чрезвычайного положения или районов вооруженных конфликтов, пресечении в указанных районах вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, в изъятии оружия у населения, в проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления – в их ликвидации. Организацию и тактику действий следователей определяют замысел и общий порядок проведения войсковой операции, в которой они занимают подчиненное положение и носят ситуативный характер. Это касается, в частности, создания в системе боевого порядка войсковой операции соответствующих структур, определения их задач, конкретных форм выполнения и т. д. Боевой порядок войсковых сил в операции включает ряд различных групп: оцепления, разграждения, рассредоточения, изъятия, патрульные, охраны, конвоирования, применения специальных средств, резерв и др. В состав боевого порядка должны входить подразделения, образуемые следственной группой. Среди них – три различные по своему составу и назначению группы: группа документирования противоправных действий; следственно-оперативная группа для проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; фильтрационный пункт для обеспечения нормальных условий работы следственно-оперативной группы и размещения доставленных из района операции участников массовых беспорядков. Решая вопрос о создании указанных подразделений, необходимо в каждом конкретном случае учитывать общую подготовленность операции, план и место ее проведения, привлеченные силы и средства, порядок их взаимодействия, ожидаемые результаты, возможные неудачи. В решении на проведение специальной операции ее руководитель определяет: замысел действий (район, задачи, последовательность их выполнения; способы действий, привлекаемые силы и средства; построение боевого порядка, место сосредоточения основных усилий), время готовности к операции; конкретные задачи подразделениям и т. д. В содержании данного решения должны быть определены по согласованию с руководителем следственной группы и действия образованных этой группой подразделений. В ходе операции по пресечению массовых беспорядков, например, представители специализированной следственной группы: 1) организуют наблюдение об лидеров, действий войсковых подразделений с применением кино- и фотосъемки, видеозаписи, звукозаписи, протоколирования; 3) организуют и проводят неотложные следственные действия с лицами, задержанными в ходе массовых беспорядков; 4) проводят осмотр места массовых беспорядков и проведения операции сразу же после вытеснения участников беспорядков; 5) по завершении операции проводят освидетельствование военнослужащих и работников милиции, получивших телесные повреждения; 6) документируют обстоятельства, связанные с организацией и управлением специальной операцией, принимая участие в работе оперативного штаба. Если в ходе этих действий следователь оказался очевидцем преступления, он может быть допрошен в качестве свидетеля. В этом случае в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 61 УПК он подлежит отводу. Вопрос о его участии в расследовании других эпизодов преступлений решается в общем порядке. Все материалы, полученные в результате деятельности следственной группы и ее подразделений в ходе войсковой операции, подлежат передаче руководителю специализированной следственной группы. Они используются как в оперативных целях, так и в доказывании по уголовному делу в виде вещественных доказательств, иных документов (ст. 81, 84 УПК). В частности, доказательства, полученные с использованием видеозаписи массовых беспорядков, кино- фотосъемки и звукозаписи, могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Обычно такая проверка проводится путем осмотра видеограмм, кинолент, фотоснимков и фонограмм, допроса лиц, их изготовивших, специалистов, а также лиц, которым известны сведения о запечатленных объектах, назначения различных экспертиз и т. д. Поисковые мероприятия являются одной из форм розыскной работы. Они организуются следователем и проводятся поисковыми группами под руководством оперативных работников с участием в необходимых случаях самих следователей с целью обнаружения и изъятия на улицах, площадях, в парках, заброшенных строениях, на чердаках и в подвалах жилых и общественных зданий, в помещениях предприятий, учреждений и организаций, в домах и квартирах граждан орудий преступления, оружия, взрывных устройств, горючих веществ, зажигательных смесей, похищенных вещей. Правовой основой поисковых мероприятий является Закон РФ от 18 апреля 1991 г.«О милиции» (с последующими изменениями и дополнениями), предусматривающий для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при массовых беспорядках право входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями, и осматривать их; а также ФКЗ «О чрезвычайном положении», предусматривающий среди возможных мер и временных ограничений проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств. Организация работы по конкретным фактам преступлений. С этой целью специально выделяются следователи или создается отдельная группа. Назначенным следователям предлагается отобрать несколько наиболее перспективных эпизодов, по которым они могли бы обеспечить быстрое раскрытие преступлений и направить дела в суд. Эти следователи освобождаются на первоначальном этапе от иных видов деятельности специализированной следственной группы. Ревизия материалов неотложных следственных действий и планирование дальнейшего расследования. После завершения первоначального этапа расследования руководитель специализированной следственной группы проводит с участием следователей ревизию материалов неотложных следственных действий, которая включает дооформление этих материалов, их перераспределение, последующую проверку и группировку. Руководитель следственной группы обобщает результаты анализа материалов неотложных следственных действий, определяет объем предстоящей работы, ее перспективные направления. Дальнейшее планирование расследования предпринимается на различных уровнях: специализированной следственной группы в целом; отдельных территориальных, предметных и персональных следственных групп; подгрупп по зонам (участкам) расследования; по конкретным эпизодам. Каждый из этих уровней планирования обладает при расследовании преступлений в чрезвычайных условиях определенными особенностями. В частности, планирование работы по конкретным фактам преступлений производится в два этапа – в момент завершения неотложных следственных действий и после ревизии их материалов. На первом этапе план является отражением неполноты проведенной работы и обычно предусматривает действия, которые могли быть проведены, но в силу чрезмерной перегруженности отложены: допросы родственников потерпевших, розыск очевидцев, проверка высказанных подозрений. После ревизии материалов неотложных следственных действий по каждому переданному в работу эпизоду составляется развернутый план расследования. Он основывается на имеющемся уже плане, составленном по результатам неотложных следственных действий, а также возможных в сложившейся ситуации версиях о невыясненных обстоятельствах преступления, путях вывоза похищенного имущества и местах его хранения, причастных лицах, мотивах и целях их действий. Порядок направления уголовных дел в суд. Уголовные дела о массовых беспорядках и других чрезвычайных обстоятельствах направляются в суд по мере расследования отдельных эпизодов преступлений путем выделения материалов о них в отдельное производство. В этой связи необходимо обратить внимание на особенности оформления материалов уголовного дела. Помимо традиционных документов, изобличающих обвиняемого в совершении преступлений, среди подлежащих выделению материалов должны быть в копиях: постановление о возбуждении уголовного дела по данному эпизоду (если оно выносилось); постановление руководителя следственной группы о принятии данного дела к своему производству; постановление прокурора о соединении этого дела в одно производство с другими уголовными делами, возбужденными по фактам массовых беспорядков и иных совершенных в ходе них преступлений; постановление прокурора о создании специализированной следственной группы; постановление о продлении срока предварительного следствия по объединенному уголовному делу. В штабе следственной группы на каждое уголовное дело заводится наблюдательное производство. Кроме того, ведется список уголовных дел, направленных в суд (с последовательным отражением результатов движения дела) и оконченных производством в других формах. В случае применения компьютера информация о законченных производством делах вводится в его память.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|