Осуществление уголовного преследования
Договоры о правовой помощи содержат положение о том, что каждая Договаривающаяся Сторона по просьбе другой Договаривающейся Стороны возбуждает в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против своих граждан, подозреваемых в совершении преступлений на территории другой Договаривающейся Стороны. Некоторые двусторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам, заключенные Российской Федерации с рядом стран, предусматривают обязанность возбуждения уголовного преследования только в отношении преступлений, влекущих выдачу иностранных граждан, в соответствии с положениями конкретного договора (например, с Тунисом, Румынией, Болгарией, Ираком и др.). Направление материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования регламентировано ст. 458 УПК. В договорах о правовой помощи закреплена форма ходатайства об осуществлении уголовного преследования, к которому, наряду с указанием фамилии и имени подозреваемого лица, сведений о его гражданстве и других сведений о личности, необходимо приложить описание внешности этого лица, по возможности отпечатки пальцев, фотографию. В некоторых договорах содержание ходатайства может быть не регламентировано (например, Договор о взаимном оказании правовой помощи между Союзом ССР и Иракской Республикой от 22 июня 1973 г.). В таких случаях следователь вправе послать запрос об уточнении формы ходатайства. Согласно ст. 459 УПК исполнение запросов об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела на территории РФ в отношении гражданина РФ, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Российскую Федерацию, рассматривается Генеральной прокуратурой РФ. Предварительное расследование и судебное разбирательство в таких случаях производятся в порядке, установленном УПК.
В случае совершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство, возвратившимся в Российскую Федерацию до возбуждения в отношении него уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст. 12 УК, может быть возбуждено и расследовано по материалам, представленным соответствующим компетентным органом иностранного государства в Генеральную прокуратуру РФ в соответствии с УПК. Следовательно, для осуществления уголовного преследования в Генеральную прокуратуру РФ могут поступить, согласно Минской конвенции (ст. 73) и договорам о правовой помощи, как материалы уголовного преследования, так и уголовное дело, если оно возбуждено. При поступлении возбужденного уголовного дела, подлежащего принятию к производству, по нему необходимо провести предварительное следствие по правилам УПК. Если же поступают материалы уголовного преследования, приложенные к ходатайству, то они не имеют для правоохранительных органов Российской Федерации обязательного процессуального значения, а играют роль носителя информации о совершенном деянии криминального характера, которую надлежит оценивать в соответствии с российским законодательством самостоятельно. При осуществлении уголовного преследования возможен выход за пределы установления обстоятельств, указанных в запросе. В данном случае следует руководствоваться положениями договоров о правовой помощи о том, что осуществление уголовного преследования и расследование уголовного дела производится, как правило, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это означает, что органы предварительного расследования России не должны быть связаны рамками требований о привлечении к уголовной ответственности конкретных лиц за определенные деяния. Поэтому следователи или органы дознания вправе предъявить обвинение большему числу лиц, чем это содержится в ходатайстве, а также выдвинуть обвинение в отношении иных граждан РФ, находящихся за рубежом.
31.2.3. Участие органов предварительного расследования в решении вопросов выдачи (экстрадиции) преступников
Выдача представляет собой совокупность действий, осуществляемых конкретными органами государства, направленных на обеспечение принудительной доставки лица органам другого государства. К этим действиям можно отнести решение вопроса и выполнение других действий в ответ на поступившее требование (просьбу, ходатайство), осуществляемых в определенной процессуальной форме: проверка в процессуальном порядке поводов и оснований для ареста, арест лица, согласование времени и места передачи, перевозка его с целью передачи. В то время как сама передача, осуществляемая на контрольно-пропускных пунктах, – это исполнение соответствующего решения органов государства о выдаче лица. По инициативе 7 Конгресса ООН по предупреждению преступности, состоявшемуся в 1985 г., был разработан Типовой договор об экстрадиции, который одобрила Генеральная Ассамблея ООН своей резолюцией от 14 декабря 1990 г. Вопросам выдачи посвящен ряд соглашений общего характера, например, Минская конвенция, Европейская конвенция об экстрадиции (1957 г.), Дополнительный протокол к этой конвенции, уточнивший ряд вопросов (1957 г.), второй Дополнительный протокол (1978 г.). В последнее время Российской Федерацией заключались и двусторонние договоры в этой области (например, Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче от 26 июня 1995 г.). На практике выдача может происходить также на условиях взаимности. Так, в последнее время Швеция и Швейцария выдавали нам лиц, совершивших преступления у нас, а потом пытавшихся скрыться на чужой территории. В УК существует ст. 13, посвященная вопросам выдачи. Выдаче лица посвящена и гл. 54 УПК. Согласно ст. 80 Минской конвенции и договорам о правовой помощи, ст. 462 УПК просьба о выдаче, поступившая из другого государства, рассматривается Генеральной прокуратурой РФ. Процедура выдачи определена в указании Генерального прокурора РФ от 20 июня 2002 г. «О порядке рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции в связи с введением в действие УПК Российской Федерации».
Согласно ч. 4 и 5 ст. 460 УПК запрос о выдаче должен содержать: 1) наименование и адрес запрашивающего органа; 2) полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность; 3) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций; 4) сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов. К запросу о выдаче для уголовного преследования должна быть приложена заверенная копия постановления судьи об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. К запросу о выдаче для исполнения приговора должны быть приложены заверенная копия вступившего в законную силу приговора и справка о неотбытом сроке наказания. Органы расследования непосредственно решений о выдаче не принимают. Их функции ограничиваются совершением действий, связанных с арестом (если он поручается следственным органам), решением вопросов о продлении сроков содержания под стражей, проведением «попутных» следственных мероприятий (например, судебно-психиатрических экспертиз выдаваемых, ареста имущества), обеспечением лица защитником.
Конвенции и договоры о правовой помощи предусматривают взятие под стражу лиц, подлежащих выдаче. Это является гарантией предотвращения их уклонения от следствия и суда. Минская конвенция (ст. 61) предусматривает взятие под стражу или задержание до получения требования о выдаче. При этом в ходатайстве должны содержаться ссылка на постановление о взятии под стражу или на приговор, вступивший в законную силу, и указание на то, что требование о выдаче будет представлено дополнительно. Лицо может быть задержано и без ходатайства, если имеются предусмотренные законодательством основания подозревать, что оно совершило на территории другой Договаривающейся Стороны преступление, влекущее выдачу. Сроки заключения под стражу, указанные в международных договорах о правовой помощи, различны. Договоры не устанавливают предельных сроков заключения под стражу при получении требования о выдаче, зачастую ссылаются на решение по поводу даты передачи выдаваемого лица. Минская конвенция в ст. 60 регламентирует срок содержания под стражей. При освобождении лица должна быть ссылка в постановлении на ст. 62 Минской конвенции. Согласно ст. 59 Конвенции лицо может содержаться под стражей до 3 месяцев. Так, лицо содержится 1 месяц. Если требование о выдаче не содержит всех необходимых данных, то запрашиваемая Договаривающаяся сторона может затребовать дополнительные сведения, для чего устанавливается срок до 1 месяца. Этот срок может быть продлен еще до 1 месяца по ходатайству запрашиваемой Договаривающейся Стороны. Если запрашивающая Договаривающаяся Сторона не представит в установленный срок дополнительных сведений, то запрашиваемая Договаривающаяся Сторона должна освободить лицо, взятое под стражу. В ч. 2 ст. 466 УПК закреплено, что если к запросу о выдаче лица прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу, то Генеральный прокурор РФ или его заместитель вправе избрать в отношении этого лица меру пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу без подтверждения этого решения судом РФ. При этом срок содержания лица под стражей не может превышать предельный срок, предусмотренный для данного вида преступления ст. 109 УПК. Согласно ст. 19, 62 Конституции РФ иностранцы и лица без гражданства, проживающие в России или временно находящиеся на ее территории, в отношении своих прав пользуются такой же защитой, как и граждане России, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Поэтому указанное лицо имеет право на защитника и право обжаловать арест (вынесенное постановление об аресте) или продление срока содержания под стражей.
Договорами о правовой помощи, ст. 465 УПК предусмотрен институт выдачи лица на время. Просьба о передаче на время этого лица должна содержать указание на время, в течение которого требуется присутствие лица в запрашивающей Договаривающейся Стороне. Передача на время лица не производится: 1) если не получено его согласие на такую передачу; 2) в случае необходимости его присутствия на предварительном следствии или судебном разбирательстве на территории запрашиваемой Договаривающейся Стороны; 3) если такая передача может повлечь нарушение установленных сроков содержания этого лица под стражей или отбывания им наказания в виде лишения свободы. Статья 468 УПК предусматривает возможность передачи предметов. Так, при передаче выдаваемого лица соответствующему компетентному органу иностранного государства могут быть переданы предметы, являющиеся орудиями преступления, а также предметы, несущие на себе следы преступления или добытые преступным путем. Эти предметы передаются по запросу и в том случае, когда выдача запрашиваемого лица вследствие его смерти или по другим причинам не может состояться. Передача предметов, указанных в части первой настоящей статьи, может быть временно задержана, если данные предметы необходимы для производства по другому уголовному делу. Для обеспечения законных прав третьих лиц передача предметов, указанных в части первой настоящей статьи, производится лишь при наличии обязательства соответствующего учреждения иностранного государства о возврате предметов по окончании производства по уголовному делу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|