Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная, региональная и муниципальная политики в сфере культуры




 

Формирование и осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире.

Исторический опыт показывает, что взаимоотношения государства и культуры связаны с внешними условиями, общим уровнем развития страны, социально - экономическими и административными особенностями и возможностями, а также отношениями между государством и рынком.

Ответственность государства за культурное развитие в условиях общественной трансформации не отменяется, внимание же переносится на законодательное регулирование культурной жизни.

Культурная политика (в широком смысле слова) - система постоянно возобновляющихся взаимодействий государственной и муниципальной власти, негосударственных структур, личностей или социальных групп по вопросам культурного развития общества.

Государственная культурная политика - это совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

Важная задача государства - с позиций видения стратегических путей, по которым движется культура,- создать условия для развития культурных процессов и, включив организационно - финансовые и законодательные рычаги, способствовать тому, чтобы облечь культурный интерес масс в подлинную культурную форму, постоянно повышать уровень культурного предложения, «переводить» потребителей на новый качественный культурный уровень.

К полномочиям федерального уровня власти относится определение государственной политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности государственных учреждений и организаций культуры, разработка и реализация федеральных программ, обеспечение условий для развития национальных культур РФ, ведение статистики культуры, деятельность по преодолению монополии в области культуры.

Одним из приоритетных направлений культурной политики российского государства является сохранение и трансляция потенциала культурного наследия.

Культурное наследие - это нравственный и духовный опыт, накопленный поколениями, источник вдохновения и творчества, важнейший фактор поддержания национальной идентичности. Главная задача - воздать должное исключительному разнообразию культурного наследия, использовать его в интересах развития общества. Сегодня самым эффективным средством доступности культурных ценностей и источником

сохранения наследия является туризм, который интегрирует в себе социальную, культурную, эстетическую и экономическую составляющие.

Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.

Необходимость государственного регулирования в сфере культуры объясняется прежде всего наличием побочных эффектов, возникающих в ходе производства и потребления услуг социально - культурной сферы.

Согласно отечественному и зарубежному опыту в сфере государственного регулирования культуры и искусства, государство в этой сфере может выступать в четырех основных ролях:

1) «Помощник» - государство законодательно и с помощью налоговой политики поддерживает разнообразие как в некоммерческом профессиональном, так и в любительском творчестве. Характерна поддержка культурной деятельности в целом, а не каких-то отдельных стилей и направлений. Источники финансирования - разнообразные;

2) «Патрон» - государство концентрирует внимание на обеспечении стандартов профессионального творчества. Оно поощряет художественное мастерство с помощью стипендий и более активно участвует в культурной жизни, чем «помощник»;

)   «Архитектор» - помощь культуре и искусству со стороны государства является частью ее программы повышения благосостояния страны. Сама поддержка выражается исключительно в прямом государственном финансировании;

)   «Инженер» - государство владеет и распоряжается средствами осуществления культурной деятельности и художественного творчества. Оно поддерживает те произведения и стили, которые отвечают его политическим целям и стандартам.

Инструментами государственного регулирования сферы культуры выступают:

1) Административное регулирование через лицензирование, контроль за ценами и доходами, квотирование;

2) Правовое регулирование осуществляется в рамках гражданского законодательства через систему норм и правил;

)   Прямое экономическое регулирование имеет максимально адресный характер и осуществляется в формах безвозвратного целевого финансирования секторов, территорий и организаций (прямое финансирование текущих издержек и капиталовложений, общие и целевые трансферты, гранты организаций культуры, индивидуальные гранты творческим работникам);

)   Косвенное экономическое регулирование носит автоматический и безадресный характер, предполагает широкое использование рычагов кредитно - денежной, налоговой, валютной, внешнеэкономической

)   политики, способствует формированию конкурентной среды в отрасли культуры.

Культура и ее специалисты в последнее время тесно сотрудничают с коммерческими структурами, негосударственными предприятиями и учреждениями, получая от данных структур социальные заказы и финансовую поддержку. Существует три вида организационно - экономического сотрудничества бизнеса и социально - культурной сферы:

1) Спонсорство - целевые субсидии для достижения взаимных целей, взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов.

Спонсорская помощь оформляется договором, содержащим взаимные

обязательства сторон;

2) Патронаж - финансовое и организационное покровительство, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит вкруг соучредителя учреждения культуры с определенными правами и обязательствами;

3) Благотворительность - проявление филантропии, которая не предполагает каких - то финансовых или прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Оформляется благотворительность актом дарения.

Под влиянием актуальных социокультурных тенденций синтезируются две модели культурной политики, в которой главную роль играет государство.

Первая - «государство-инвестор», которая предполагает, что государство целенаправленно вкладывает инвестиции в создание сети территориальных точек опережающего культурного роста и развития, в производство культурных ценностей, новых смыслов и благ.

Вторая - «государство-инженер», которая обеспечивает новыми технологиями, техническими средствами и мощной инфраструктурой сферу

культуры и конструирует многослойное культурное пространство на определенной территории.

В.В. Путин в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.04.2007 отмечал, что: «Не только государство, но и бизнес может оказывать всемерное содействие возрождению кино и театра, книгоиздания и литературы. Крайне важно развивать национальные культуры народов России, включая поддержку фольклорного творчества»

Для принятия управленческих решений необходим максимальный учет региональных различий и стартовых условий развития культуры, возможностей выравнивания территориальных диспропорций.

Государство несет основную ответственность, чтобы культура не понесла ущерб под влиянием негативных процессов, не была нарушена свобода творчества и художественного выражения. На первый план выходят функции государства по созданию базовых условий для доступа к культурным благам, реализации прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, по обеспечению равного доступа к ценностям культуры, созданию условий для функционирования различных организаций в сфере культуры.

Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ (ст.44), право на художественное образование (ст.43), право на создание общественных объединений творческих работников (ст.30) гарантируются Конституцией Российской Федерации.

Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. № 3612 - 1 (ред.29.12.2006 г.) был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.

Следующим нормативно - правовым документом в сфере культуры стали:

Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1063 - р от 03.07.1996 г. «Социальные нормативы и нормы» (в ред. распоряжения Правительства РФ от 14.07.2001 N 942-р) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 769 "Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов";

Распоряжение Правительства Российской Федерации №1683 - р от 19.10.1999 г. «Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры» (Методические подходы к определению нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и искусства).

С 11 по 13 декабря 2008 года в г. Мурманске состоялось заседание президиума Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации, на котором был рассмотрен проект федерального закона «О культуре».

Структура проекта Федерального Закона «О культуре» включает в себя задачи законодательства Российской Федерации в сфере культуры, права и свободы человека и гражданина в области культуры и государственные гарантии их обеспечения, закрепляет полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов местного самоуправления) в области культуры, определяет основные виды культурной деятельности, защищает статус и меры государственной поддержки творческих работников, меры защиты творческих союзов, экономическое регулирование культурной деятельности (влияние культуры на экономику и образ жизни).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...