Государственная, региональная и муниципальная политики в сфере культуры
Формирование и осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособность и место в цивилизованном мире. Исторический опыт показывает, что взаимоотношения государства и культуры связаны с внешними условиями, общим уровнем развития страны, социально - экономическими и административными особенностями и возможностями, а также отношениями между государством и рынком. Ответственность государства за культурное развитие в условиях общественной трансформации не отменяется, внимание же переносится на законодательное регулирование культурной жизни. Культурная политика (в широком смысле слова) - система постоянно возобновляющихся взаимодействий государственной и муниципальной власти, негосударственных структур, личностей или социальных групп по вопросам культурного развития общества. Государственная культурная политика - это совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. Важная задача государства - с позиций видения стратегических путей, по которым движется культура,- создать условия для развития культурных процессов и, включив организационно - финансовые и законодательные рычаги, способствовать тому, чтобы облечь культурный интерес масс в подлинную культурную форму, постоянно повышать уровень культурного предложения, «переводить» потребителей на новый качественный культурный уровень. К полномочиям федерального уровня власти относится определение государственной политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности государственных учреждений и организаций культуры, разработка и реализация федеральных программ, обеспечение условий для развития национальных культур РФ, ведение статистики культуры, деятельность по преодолению монополии в области культуры.
Одним из приоритетных направлений культурной политики российского государства является сохранение и трансляция потенциала культурного наследия. Культурное наследие - это нравственный и духовный опыт, накопленный поколениями, источник вдохновения и творчества, важнейший фактор поддержания национальной идентичности. Главная задача - воздать должное исключительному разнообразию культурного наследия, использовать его в интересах развития общества. Сегодня самым эффективным средством доступности культурных ценностей и источником сохранения наследия является туризм, который интегрирует в себе социальную, культурную, эстетическую и экономическую составляющие. Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения.
Необходимость государственного регулирования в сфере культуры объясняется прежде всего наличием побочных эффектов, возникающих в ходе производства и потребления услуг социально - культурной сферы. Согласно отечественному и зарубежному опыту в сфере государственного регулирования культуры и искусства, государство в этой сфере может выступать в четырех основных ролях: 1) «Помощник» - государство законодательно и с помощью налоговой политики поддерживает разнообразие как в некоммерческом профессиональном, так и в любительском творчестве. Характерна поддержка культурной деятельности в целом, а не каких-то отдельных стилей и направлений. Источники финансирования - разнообразные; 2) «Патрон» - государство концентрирует внимание на обеспечении стандартов профессионального творчества. Оно поощряет художественное мастерство с помощью стипендий и более активно участвует в культурной жизни, чем «помощник»; ) «Архитектор» - помощь культуре и искусству со стороны государства является частью ее программы повышения благосостояния страны. Сама поддержка выражается исключительно в прямом государственном финансировании; ) «Инженер» - государство владеет и распоряжается средствами осуществления культурной деятельности и художественного творчества. Оно поддерживает те произведения и стили, которые отвечают его политическим целям и стандартам. Инструментами государственного регулирования сферы культуры выступают: 1) Административное регулирование через лицензирование, контроль за ценами и доходами, квотирование; 2) Правовое регулирование осуществляется в рамках гражданского законодательства через систему норм и правил; ) Прямое экономическое регулирование имеет максимально адресный характер и осуществляется в формах безвозвратного целевого финансирования секторов, территорий и организаций (прямое финансирование текущих издержек и капиталовложений, общие и целевые трансферты, гранты организаций культуры, индивидуальные гранты творческим работникам); ) Косвенное экономическое регулирование носит автоматический и безадресный характер, предполагает широкое использование рычагов кредитно - денежной, налоговой, валютной, внешнеэкономической
) политики, способствует формированию конкурентной среды в отрасли культуры. Культура и ее специалисты в последнее время тесно сотрудничают с коммерческими структурами, негосударственными предприятиями и учреждениями, получая от данных структур социальные заказы и финансовую поддержку. Существует три вида организационно - экономического сотрудничества бизнеса и социально - культурной сферы: 1) Спонсорство - целевые субсидии для достижения взаимных целей, взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсорская помощь оформляется договором, содержащим взаимные обязательства сторон; 2) Патронаж - финансовое и организационное покровительство, оказываемое на стабильной и долговременной основе. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит вкруг соучредителя учреждения культуры с определенными правами и обязательствами; 3) Благотворительность - проявление филантропии, которая не предполагает каких - то финансовых или прочих обязательств со стороны получающих поддержку. Оформляется благотворительность актом дарения. Под влиянием актуальных социокультурных тенденций синтезируются две модели культурной политики, в которой главную роль играет государство. Первая - «государство-инвестор», которая предполагает, что государство целенаправленно вкладывает инвестиции в создание сети территориальных точек опережающего культурного роста и развития, в производство культурных ценностей, новых смыслов и благ. Вторая - «государство-инженер», которая обеспечивает новыми технологиями, техническими средствами и мощной инфраструктурой сферу культуры и конструирует многослойное культурное пространство на определенной территории. В.В. Путин в ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26.04.2007 отмечал, что: «Не только государство, но и бизнес может оказывать всемерное содействие возрождению кино и театра, книгоиздания и литературы. Крайне важно развивать национальные культуры народов России, включая поддержку фольклорного творчества»
Для принятия управленческих решений необходим максимальный учет региональных различий и стартовых условий развития культуры, возможностей выравнивания территориальных диспропорций. Государство несет основную ответственность, чтобы культура не понесла ущерб под влиянием негативных процессов, не была нарушена свобода творчества и художественного выражения. На первый план выходят функции государства по созданию базовых условий для доступа к культурным благам, реализации прав граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, по обеспечению равного доступа к ценностям культуры, созданию условий для функционирования различных организаций в сфере культуры. Право участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, а также доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ (ст.44), право на художественное образование (ст.43), право на создание общественных объединений творческих работников (ст.30) гарантируются Конституцией Российской Федерации. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. № 3612 - 1 (ред.29.12.2006 г.) был первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры. Следующим нормативно - правовым документом в сфере культуры стали: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1063 - р от 03.07.1996 г. «Социальные нормативы и нормы» (в ред. распоряжения Правительства РФ от 14.07.2001 N 942-р) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 769 "Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов"; Распоряжение Правительства Российской Федерации №1683 - р от 19.10.1999 г. «Методика определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах социальной инфраструктуры» (Методические подходы к определению нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и искусства). С 11 по 13 декабря 2008 года в г. Мурманске состоялось заседание президиума Координационного совета по культуре при Министерстве культуры Российской Федерации, на котором был рассмотрен проект федерального закона «О культуре». Структура проекта Федерального Закона «О культуре» включает в себя задачи законодательства Российской Федерации в сфере культуры, права и свободы человека и гражданина в области культуры и государственные гарантии их обеспечения, закрепляет полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов местного самоуправления) в области культуры, определяет основные виды культурной деятельности, защищает статус и меры государственной поддержки творческих работников, меры защиты творческих союзов, экономическое регулирование культурной деятельности (влияние культуры на экономику и образ жизни).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|