Региональная политика в сфере культуры.
Центр тяжести с точки зрения ответственности за развитие культуры переносится сегодня на регионы. К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения в области культуры, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств регионального бюджета, относится решение следующих вопросов: 1) охраны и сохранения объектов культурного наследия регионального значения; ) организация библиотечного обслуживания населения библиотеками субъекта РФ; ) создания и поддержки государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством РФ); ) организации и поддержки учреждений культуры и искусства; ) поддержки народных художественных промыслов; ) поддержки региональных и местных национально - культурных автономий. На уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются особые целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства муниципальных образований субъекта Деятельность Департамента культуры и национальной политики администрации Кемеровской области направлена на реализацию целей и задач государственной культурной политики, обеспечивающей конституционное право граждан на доступ к высококачественным культурным услугам, создание благоприятной культурной среды, способствующей всестороннему развитию личности и повышению качества жизни населения края за счет усиления роли культуры как фактора социально-экономического развития региона.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач: сохранение и эффективное использование культурного наследия Кемеровской области, повышение доступности и качества культурного продукта для населения Кемеровской области, создание современных правовых и экономических механизмов реализации государственной культурной политики, совершенствование системы управления отраслью, воспроизводство и развитие кадрового потенциала отрасли, формирование эффективной системы стимулирования и поощрения учреждений и деятелей культуры. В Кемеровской области принят «Закон о культуре Кемеровской области» № 2-190 от 28.06.2007, внесены изменения в статью 9 данного Закона 18.11.2009 № 7-2430. На протяжении последних 5 лет эффективно реализуются краевые целевые программы «Дети» и «Культура Кузбасса», в 2009 году разработаны Концепции библиотечного, музейного дела, развития дополнительного и профессионального образования в области культуры и искусства Кемеровской области на 2010 - 2020 годы, разработан и утвержден программный документ «Основные направления стратегии культурной политики Кемеровской области на 2009 - 2020 годы». Муниципальная политика в сфере культуры. Управление сферой культуры является важным направлением муниципальной социальной политики, во многом определяющим комфортность проживания населения на муниципальной территории. Муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики. Культурные блага - услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей. Культурная деятельность - деятельность по сохранению культурного наследия, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ.
К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельности: культурно-просветительская, театрально-концертная, цирковая, историко-архивная деятельности, декоративно-прикладное и изобразительное искусство, библиотечное и музейное дело, кино-видеопроизводство, охрана и реставрация памятников истории и культуры, радио и телевидение, краеведение. Федеральный Закон № 131 - ФЗ 2003 года относит к вопросам местного значения городского округа следующие полномочия по вопросам культуры: ) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры; ) организация библиотечного обслуживания населения; ) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах городского округа; 4) создание условий для массового отдыха жителей городского округа; 5) организация обустройства мест массового отдыха населения; организация предоставления дополнительного образования; ) формирование и содержание муниципального архива. Финансирование муниципальной сферы культуры производится за счет средств бюджетных организаций и оказания платных услуг. Общественные объединения, предприятия, организации и граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды для финансирования культурной деятельности. Органы местного самоуправления должны исходить в своей деятельности из признания равного достоинства культур, равенства прав и свобод в области культуры всех проживающих на территории муниципального образования этнических общностей и религиозных конфессий. Деятельность муниципалитета в области культуры должна быть направлена на обеспечение общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей для населения. Органы местного самоуправления, участвуя в осуществлении государственной политики в области культуры, не могут вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, за исключением случаев, предусмотренных законом (если эта деятельность ведет к пропаганде войны, насилия, жестокости и т.д.). Культурная деятельность может быть запрещена судом в случае нарушения законодательства. Органы местного самоуправления вправе приостанавливать предпринимательскую деятельность организаций культуры, если она наносит ущерб уставной деятельности организации, до решения суда по данному делу.
Необходимо отметить сложность и противоречивость современного культурного пространства города, в котором отражаются как региональные особенности и тенденции, обусловленные системой организации и функционирования субъектов социально-культурной деятельности, так и федеральные, имеющие общероссийскую проблематику, большая часть которых сформировалась вследствие проведения политико-экономических реформ без учета социально-культурных аспектов. На сегодняшний день наиболее острыми являются противоречия: между современными потребностями общества в ценностных ориентациях и неспособностью сложившейся системы культуры к их формированию и трансляции; между существующим многообразием культур, характеризующим регион как конгломерат различных народов, и несформировавшимся целостным образом культуры; между наличием разнообразных локальных культур в городе и глобализационными процессами современности, приводящими к нивелированию культурных традиций и ценностей; между достигнутым уровнем креативности и сложности мирового искусства и состоянием творческой мысли в местной художественной практике; между потребностью в новых кадрах, обладающих современными профессиональными компетенциями, и низким социальным статусом отрасли культуры; между наступательным движением рыночных отношений во все сферы жизнедеятельности современного общества и неготовностью отрасли культуры наладить взаимодействие с коммерческим сектором; между внедрением инновационных технологий в жизнедеятельность общества и отсутствием возможности для их использования в действующих институтах культуры; между современными потребностями общества в формировании нового рынка культурных услуг и невозможностью традиционной системы культуры наполнить его предложениями, адекватными спросу.
Для осуществления функций регулирования и поддержки культуры и искусства, организации сферы досуга в администрации муниципального образования может создаваться структурное подразделение по вопросам культуры. При этом подразделении могут формироваться совещательные органы: общественный совет по культуре, художественный совет, совет директоров, методический совет учреждений культуры. Функции муниципального органа управления культурой: 1) Методическая и финансовая помощь, координация культурно - просветительской деятельности учреждений культуры; 2) Контроль за содержанием и финансово - хозяйственной деятельностью учреждений культуры; ) Организация обустройства мест массового отдыха, культурное обслуживание этих мест; ) Учет, охрана, содержание и реставрация памятников истории и культуры местного значения, заповедных мест; ) Разработка предложений по строительству, реконструкции и ремонту зданий подведомственных организаций, контроль за выполнением работ; ) Поддержка и развитие народных промыслов, традиций и обрядов; ) Взаимодействие с творческими союзами и общественными организациями в сфере культуры; ) Проведение общегородских мероприятий и арт - событий. Администрация города Междуреченска последовательно осваивает практику функционирования в реалиях Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Управление культурным процессом на территории муниципального образования города Междуреченск осуществляет структурное подразделение администрации города - отдел культуры и молодежной политики, кадровый состав которого представлен: 3 муниципальных служащих и 1 методист по организации культурно - массовой работы. Отдел осуществляет свою деятельность на основании «Положения об отделе культуры и молодежной политики администрации города Междуреченска», утвержденного Постановлением Главы города Междуреченска № 201 - п от 20.07.2007, в рамках своих полномочий согласно основных позиций Федерального Закона №131 (Приложение 1). Для осуществления инновационных процессов в сфере культуры необходим качественный анализ социокультурной среды города, совершенствование системы муниципального управления в сфере культуры, поиск новых форм и методов, определения приоритетных направлений деятельности муниципальной культурной политики, разработки Стратегии развития культуры города Междуреченска.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|