Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Василий Баженов. Фигурные (Виноградные) ворота. 1778 гг. Царицыно. Матвей Казаков. Большой дворец. 1 786—1795 гг. Царицыно.




Василий Баженов.

Фигурные (Виноградные) ворота. 1778 гг. Царицыно.

Матвей Казаков.

Большой дворец. 1 786—1795 гг. Царицыно.

*Вилла «Ротонда» (1551— 1567 гг. ) — загородный дом близ города Виченца на севере Италии; построен А. Палладио.

Василий Баженов.

Дом П. Е. Пашкова. 1784—1786 гг. Москва.

кремлёвских стен. Красные кирпич­ные стены сочетаются с белокамен­ными декоративными деталями, как в русской архитектуре XVII в. Плани­ровка внутренних покоев по-средне­вековому нарочито усложнена. Об­лик дворца был настолько мрачен, что императрица, приехав в Цари­цыно, воскликнула: «Это не дворец, а тюрьма! » — и навсегда покинула усадьбу. По приказу Екатерины II ряд построек, в том числе дворец, сне­сли. Новое здание дворца с класси­цистически правильным планом, но с готическим оформлением было построено в 1786—1793 гг. М. Ф. Ка­заковым.

Баженов работал и для частных заказчиков. Дом П. Е. Пашкова в Москве (1784—1786 гг. ) расположен напротив Кремля и своими класси­цистическими формами, светлым фасадом подчёркивает мощь и вели­чие его древних, сложенных из кир­пича стен. Здание находится на высо­ком холме. В центре — трёхэтажный корпус с изящным портиком, до­полненным по бокам статуями. Он увенчан круглой надстройкой — бельведером (итал. belvedere — «красивый вид») со скульптурной композицией наверху. Одноэтажные галереи ведут к двухэтажным флигелям, также украшенным портиками. Вниз с холма спускается лестница. Первоначально она вела в сад, огоро­женный красивой решёткой с фона­рями на столбах. Решётку сняли уже в XX в., когда расширяли улицу; тог­да же исчез и сад.

На творчество Матвея Фёдорови­ча Казакова (1738—1812) оказали большое влияние московские архи­текторы Д. В. Ухтомский и В. И. Ба­женов. Казаков в отличие от Бажено­ва много и успешно работал по заказам Екатерины II и пользовался её особым покровительством. Он строил разные по назначению зда­ния — общественные сооружения и частные дома, императорские двор­цы, церкви — преимущественно в стиле классицизма.

Петровский подъездной дворец (в нём обычно останавливался двор по дороге из Петербурга в Москву, его называли также Петровским замком, 1775—1782 гг. ) был заказан Казакову в псевдоготическом стиле. Однако чёткий симметричный план замка и его интерьеры выполнены в традициях классицизма. Лишь де­коративные детали фасада харак­терны для древнерусской архитек­туры.

В 1776—1787 гг. Казаков возвёл здание Сената в Московском Крем­ле. Это сооружение в духе класси­цизма напоминает о грандиозном баженовском проекте перестройки Кремля. Главная часть треугольного в плане здания — круглый зал с огромным куполом, который хоро­шо виден с Красной площади. Рас-

Матвей Казаков.

Петровский подъездной дворец (Петровский замок). 1775—1782 гг. Москва.

Матвей Казаков. Здание Сената в Кремле.

1776—1787 гг. Москва.

сказывают, что Баженов и другие ар­хитекторы усомнились в прочности купола, тогда Казаков поднялся на него и простоял там полчаса. На фа­саде контуры главного зала под­чёркнуты колоннадой, повторяю­щей полукружие стен.

Не менее знаменит торжествен­ный и нарядный Колонный зал в доме Благородного собрания в Москве, оформленный Казаковым (1784-90-е гг. XVIII в. ). Прямо­угольный в плане зал обрамлён по периметру мощными, но стройны­ми колоннами, расположенными на некотором расстоянии от стен. Между колоннами одна над другой висят хрустальные люстры. Антре­соли (верхний полуэтаж) окружены невысокой балюстрадой (огражде­нием из фигурных столбиков, со­единённых перилами). Пропорции зала необыкновенно изящны.

В самом центре Москвы, на Мохо­вой улице, в 1786—1793 гг. Казаков построил здание университета. По­страдавшее от пожара в 1812 г., оно было восстановлено и частично пе­рестроено архитектором Доменико Жилярди, который, однако, сохранил казаковский план в форме буквы «П» и общий принцип композиции.

Известие о пожаре Москвы по­трясло Казакова, находившегося тогда в Рязани. До него дошли слухи, что в пожаре погибли все его по­стройки, и он вскоре скончался. Од­нако, к счастью, многие произведе­ния архитектора сохранились до наших дней, и по ним сегодня мож­но представить Москву конца XVIII в., «казаковскую Москву».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...