Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности проявлений гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у младших школьников




школьник гиперактивный расстройство музыка

Гиперактивное расстройство с дефицитом внимания - основная причина нарушений поведения и трудностей обучения в младшем школьном возрасте. Оно проявляется несвойственными для нормальных возрастных показателей двигательной гиперактивностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, эмоционально-личностными и поведенческими нарушениями, проблемами во взаимоотношениях с окружающими.

Диагноз СДВГ считается обоснованным лишь в тех случаях, когда наблюдаемые у младшего школьника симптомы характеризуются значительной степенью выраженности, постоянством и сочетаются друг с другом. Отдельные и временные характеристики в поведении младших школьников, даже если они и имеют некоторое сходство с СДВГ, не могут считаться основанием для постановки данного диагноза и показанием для проведения специальных коррекционных мероприятий и лечения.

В возрастной и педагогической психологии младший школьный возраст занимает особое место: в этом возрасте осваивается учебная деятельность, формируется произвольность психических функций, возникают рефлексия, самоконтроль, а действия начинают соотноситься с внутренним планом. Такие достижения связаны с изменениями в потребностно-мотивационной сфере, развитием психических процессов, особенно в интеллектуально-познавательной сфере, обусловленным учебной деятельностью, особенностями социальной ситуации развития и так далее. Изучение сенсорно-перцептивных процессов, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы и психомоторных характеристик позволяет выявить ряд особенностей младших школьников с СДВГ.

Для детей с СДВГ этого возраста характерны формирование школьной дезадаптации, а также осложнение взаимоотношений с окружающими людьми и трудности поведения. Нередко у них наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. При этом большинству детей с СДВГ свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах и низкая самооценка. Гиперактивность продолжает оставаться значительно выраженной в возрасте 7-9 лет, а затем постепенно ослабевает. Однако признаки импульсивности по-прежнему заметны, а нарушения внимания в условиях школьного обучения усиливаются.

После поступления в школу проблемы детей с СДВГ, как правило, значительно нарастают. Требования в школе таковы, что ребенок с СДВГ не в состоянии их выполнить в полной мере. Поскольку его поведение не соответствует его возрастной норме, в школе ему не удается достичь результатов, соответствующих его способностям (общий уровень интеллектуального развития у детей с СДВГ соответствует возрастному диапазону). Во время уроков им сложно справляться с предлагаемыми заданиями, так как они испытывают трудности в организации работы и доведения ее до конца, плохо запоминают учебный материал и не могут правильно применить его, забывают по ходу выполнения условия задания. Поэтому они быстро выключаются из выполнения задания. Навыки чтения письма у этих детей значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют показателям их интеллектуальных способностей. Письменные работы выглядят неряшливо, допущенные в них ошибки могут быть результатом невнимательности, невыполнения указаний учителя или угадывания без учета возможных вариантов. При этом дети не склонны прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых. Считается. Что в основе трудностей формирования навыков письма и чтения при СДВГ наряду с нарушениями внимания-недостаточность координации движений, зрительного восприятия речевого развития.

Проблемы во взаимоотношениях с окружающим, в том числе со сверстниками, педагогами, родителями, братьями и сестрами, постоянно встречаются у детей с СДВГ. В школе они более разговорчивы, чем другие дети, и более склонны к началу общения. Но невнимательность во время игр и других занятий в сочетании с отвлекаемостью, импульсивностью и часто возникающим желанием заняться чем-то другим проводят к тому, что эти дети оказываются не слишком хорошими партнерами. В их действиях прослеживается избыточное реагирование, не соответствующее содержанию ситуации, невосприимчивость к оттенкам межличностных взаимоотношений.

Поскольку для всех проявлений СДВГ типичны существенные колебания в различные отрезки времени и в разных ситуациях, поведение ребенка отличается непредсказуемостью. В результате он не может долго играть, успешно общаться и устанавливать дружеские отношения со сверстниками. В коллективе он служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь, берет чужие вещи, мешает окружающим. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным в коллективе. Сталкиваясь с подобным отношением, дети с СДВГ часто сознательно выбирают для себя роль классного шута, надеясь наладить отношения со сверстниками. Н общаться с ними обычно готовы лишь дети более младшего возраста или сверстники, имеющие аналогичные поведенческие проблемы.

Дома эти дети обычно страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, которые хорошо ведут себя и лучше учатся. Родителей раздражает то, что они беспокойны, навязчивы, эмоционально лабильны, недисциплинированны, непослушны. В домашних условиях они не способны ответственно относиться к выполнению повседневных поручений, не помогают родителям, неаккуратны. При этом замечания и наказания не дают желаемых результатов.

Гиперактивное поведение младших школьников, как никакое другое, вызывает нарекания и жалобы родителей, учителей. Младшие школьники с гиперактивным поведением отличаются повышенной потребностью в движении. При блокировании этой потребности правилами поведения, нормами школьного распорядка у ребёнка нарастает мышечное напряжение, ухудшается внимание, падает работоспособность, наступает утомление. Основными признаками гиперактивного ребёнка являются двигательная активность, импульсивность, отвлекаемость, невнимательность. Такой ребёнок начинает выполнять задание, не дослушав до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать.

Младшие школьники с гиперактивным поведением постоянно находится в движении независимо от того, чем он занимается. Движения у них быстрые и активные. Чаще всего они легко переносят наказания, не держа зла, поминутно ссорятся со сверстниками и тут же мирятся.

Дети данной категории трудно адаптируются к школе, плохо входят в детский коллектив, часто имеют проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и учителями.

Таким образом, к особенностям проявлений гиперактивного расстройства с дефицитом внимания у младших школьников можно отнести расстройства внимания, двигательную расторможенность и импульсивность поведения. Кроме того, для большинства младших школьников данной категории характерна двигательная неловкость, неуклюжесть, необычно высокая двигательная активность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...