Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль мифа в первобытной культуре




Первобытность как тип культуры

Основные особенности изучения первобытной культуры.

Изучение первобытной культуры началось относительно недавно (100-130 лет назад)

Долгое время господствовала т.з. согласно которой, первобытная культура рассматривалась как варварское состояние общества, к которому не применимо такое понятие как культура. Однако такое представление стало разрушаться с каждым новым археологическим открытием.

Изменения в отношении к первобытному обществу привели:

1) Актуальным стал вопрос хронологии (вплоть до сегодняшнего дня);

2) Содержательные проблемы. В конце 19 в. первобытный человек воспринимался как варвар, что непозволительно с т.з. сегодняшнего дня. Изучение первобытной культуры необходимо осуществлять не с позиции современной цивилизации а с учетом развития культуры на первобытном этапе;

3) Географические проблемы. До середины 20 в. самые умные первобытные люди жили на Западе (Испания, Франция), впоследствии после открытии академика Окладникова, который изучал стоянки первобытного человека в западной Сибири и на Востоке была принята точка зрения согласно которой не только на Западе, но и на Востоке жили люди ни в чем не уступающие друг другу (в Сибири стоянки 8 тыс. лет назад гранитные утюги, флейты)

2.Первобытность. основные понятия и черты.

Представление о первобытной культуре исследователи получают из таких источников как материалы археологические, этнографические. Археология дает данные о стоянках, древних захоронениях, позволяет анализировать образы художественной деятельности человека, из каких материалов производится. Этнография позволяет изучать нравы, обычаи, язык, традиции, ритуалы, которые дают представления об уровне развития духовной культуры. Фольклор фиксирует древние, архаические формы духовной культуры. Исходя из этих источников, под первобытностью понимается исторически первый и самый продолжительный этап развития культуры.

К основным особенностям первобытной культуры можно отнести:

1) синкретизм;

2) антропоморфизм;

3) традиционализм.

Синкретизм первобытной культуры.

Под синкретизмом понимается нерасчлененность, целостность.

Проявление синкретизма:

1) Человек не выделяет себя из мира природы. Синкретизм общества и природы;

2) человек не выделяет себя из общества. Синкретизм личного и общественного. В отличие от современного человека первобытный отождествлял себя не с самим собой, а с общиной

3) Нерасчлененность различных сфер первобытной культуры. Для первобытного человека религия, искусство, практическая деятельность – это все в расторжимом единстве;

4) синкретизм может восприниматься как некий принцип мышления. Важнейшая характеристика – отсутствие четких аппозиции между такими понятиями как жизнь и смерть, живое – мертвое, духовное – материальное и т.д.

 

Ранние формы религии

Причины:

1) неуютная эмоциональная атмосфера;

2) постепенное развитие абстрактно логического мышления, которое приведет к формированию понятийного аппарата;

3) развитие воображения, фантазии, связывается с началом худ. деятельности.

Первобытные верования: анимизм, тотемизм, фетишизм, магия.

Анимизм (душа). В основе анимизма лежит вера в то, что у каждого человека, растения, животного, предмета есть свои двойники – души. Но кроме того анимизм предполагает веру в существование духов покравителей племени или рода. Вера в существование жизни после смерти, душ умерших. Это обеспечивало культ умерших людей.

Фетишизм (талисман) в основе лежит представление, о том, что некий предмет может обладать сверхъестественными свойствами.

Тотемизм – это комплекс веровании и обрядов связанных с понятием о родстве человека с животным или растением, далеким предком человека могло быть растение, животное, камень. И с тотемом у человека устанавливались определенные отношения: человек должен был приносить тотему жертву, тотем нельзя было употреблять в пищу, в моменты голода его нужно было кормить, тотем благоприятствовал человеку во всех его хозяйственных аспектах жизни.

Магия (колдовство, волшебство) – предполагает те обряды, которые связаны не со сверхъестественными способностями вещей, а конкретного человека. Этот избранный обладал уникальной способностью влиять на других людей и влиять на явления природы. Такими избранными считались лекари, знахари, шаманы, колдуны.

Виды магии:

1) промысловая (удача на охоте);

2)медицинская;

3) эротическая (привороты);

4) безопасности.

Вера в магию это важнейшая черта первобытного мышления. Первобытный человек отрицает любые объективные причины. Любое действие – как неслучайное.

Это действие может быть вызвано магическими силами, поскольку первобытный человек характеризуется пралогическими причинами, он все объясняет с т.з магических причин.

«Эпистемологическое всезнайство» первобытного человека – это способность объяснять окружающую действительность по средствам законов магии, где главным является закон сопричастности. Магия обладает такими свойствами как заразительность, и в то же время играет охранительную функцию. Охранительная магия действует по средствам табу, запретов. По средствам магии происходит формирование морали и складывается мировоззрение первобытного человека.

Д.З. Зигмунд Фрейд «Тотем и табу»

Функции шамана:

  1. Расширенное сознание, он способен общаться с духами и имеет представление о мире недоступное другим членам племени.
  2. Шаман может одновременно присутствовать в 2 мирах, т.е характерно раздвоиность. Это оказывается возможным через преобразование сознания. Изменить свое сознание можно:
  • изолировать себя от членов племени;
  • самоизоляция в процессе которой появляется шаманская болезнь (Трансиндукция – это состояние близкое к смерти, когда душа отлетает от тела и шаман начинает видеть не видимое)

Шаман выполняет несколько функции. Шаман в племени и враг и юрист и психолог

 

Роль мифа в первобытной культуре

Миф - это попытка объяснить явления окружающей действительности на основе практических знаний и опыта первобытного человека

- это отражение действительности в конкретно чувственных образах, одушевление существ, которые мыслятся предельно реально.

Через миф передаются знания, опыт из поколения в поколение.

Выделяют следующие группы мифов:

· Космогонические мифы;

· Антропогонические;

· тотемические (о прародителе);

· календарные (о смене природных явлении, смена времен года);

· этиологические мифы (введение культурных благ, о регуляции человеческого поведения).

Исследователь С.А. Токарев сравнивает мифы со сказками, находя в них и сходства и отличия.

Сходства заключаются в антропоморфизме, а различие:

  1. В миф верят, а в сказку нет
  2. Миф объясняет какую-то черту окружающего мира, а сказка служит для развлечения
  3. В мифе есть особое «мифологическое время» - это стародавнее времена, которые отдалены от современности значительным промежутком времени.

Причины появления мифа связываются с потребностью человека объяснять явления окружающего мира, что на прямую связано с ростом любознательности и производительных сил человека.

Миф имеет синкретически характер. Он является доминантой первобытной культуры и поэтому в мифе запечатлевается все то, что видит вокруг себя.

Миф повествует о событии которое происходит в неком правремении (сакральном или священном) в этом времени действуют предки, т.е тотемы или духи,которые оказываются бессмертными. Правремя может рассматриваться как время перводействии, как эпоха первовещей (превый огонь, первый дом). Время же в котором живут племена составляющее миф это профанное время (время истории, где совершаются реальные события).

Главная задача мифа – превратить хаос в космос. Космос - это порядок, структура мира, который застал человек. Космичский порядок имеет трех частное деление – это небо, земля и подземное царство. Время мифа может рассматриваться как время сновидения. Это говорит о том, что события правремени могут появляться в снах человека. И миф становится вестью, которая доходит до нас со времен творения.

Мифы были изучены психологами 20 века. К-Г. Юнг. Является учеником Зигмунда Фрейда. Он соглашается с тем, что бессознательное лежит в основе поведения человека. Но бессознательное носит коллективный характер над индивидуальном. Он вводит понятие как «коллективное бессознательное». Коллективное бессознательное – это сама древняя форма человеческого духа, некие общие человеческие представления о том или ином явлении. Структуру задают архетипы, которые влияют на поступки человека на отношения с окружающей средой.

Архетип – это форма без собственного содержания, которая является важнейшей структурной единицей коллективного бессознательного, организующая и направляющая психические процессы. Архетип проявляет себя в виде символов (образы героев, мифы, фольклор).

Можно сделать вывод: архетипы фиксируют в себе обобщенный опыт человечества, опыт предков, который передается следующим поколениям, а значит и мифы есть не что иное, как память о тех временах, которые человеком уже забыты. Все что произошло в мифе было на столько давно, что память уже воспроизвести не может. Вся мифология – проекция коллективного бессознательного.

 

Д.З. Посмотреть «Король лев». Реализация мифологической модели. Пример трансформации мифа в массовом сознании

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...