Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По Гомеру (гомеровский человек)




Это человек который превосходит других к в физическом и в интеллектуальном плане, он сильный войн, эго отличает стремление к славе, забота о чести, он богат, ценит семейную жизнь и чувствителен к красоте и к искусству, им движет культура стыда. Такой категории как совести в античной культуре еще не существовало

2) по гисиоду. Это мирный земледелец, ему не нужна война, на первом месте у него достижение хозяйственной независимости, достатка, которое может быть достижимо только по средствам труда и бережливость, к красоте такой человек абсолютно равнодушен, его важнейшие черты: работоспособность и хозяйственность.

3) человек по Эзопу. («эзоп – в рабстве рожденный, но по уму благородный»). Желает сохранить хорошее отношение и с сильными и со слабыми мира сего, его богатство – его, для него характерно работоспособность, отсутствие щедрости, он избегает любых рисков, очень осторожен.

В культуре Древней Греции присутствуют равноправно все три модели. Но приоритетной остается модель гомеровского человека, она была наилучшей и к ней надо было стремиться, она утверждала важнейшие ценности греческого мира.

 

Афины и Спарта как два центра древнегреческого мира

1. Характеристика Афин

Афины не знали дискриминации труда, все античные граждане с 20 лет участвовали в дебатах. Повестка дня объявлялась заранее, главная функция была связана с созданием законов, все законы обсуждались в форме судебного процесса и если человек предлагал не самый лучший закон, его могли привлечь к ответственности, критиковать закон мог каждый, что и породило свободу слова. Большую роль в общественной жизни Афин играл суд присяжных, все афинские граждане с 30 лет, в результате формировалось где то 5 тысяч основных судей,тысяча запосных. У афинян не было адвокатов, поэтому сам должен был сам защищаться и обвинять других. Что в конечном итоге приводит к развитию ораторского искусства в афинах и к знанию законов. Афиняне всегда пытались подчеркнуть свои заслуги перед полисом, но у каждого из них были свои обязательства перед ним. Военское обязательство, богатые люди должны были жертвовать средства на проведение состязании, пиршеств. Были лишены каких - либо прав, и женщины тоже (принимать участие в разговорах мужчин было не порядочно)

Биография Аспазия жена перикла.

Спарта

Это город государство, который противостоял Афинам. В Спарте было 3 сословия: спартанцы, которые правили и воевали, периеки, они ковали оружие, платили налоги, но не правили, илаты, их было намного больше чем самих спартанцев, это были земледельцы.

Спарта это город ориентированный всегда на войну, здесь не было место ни богатству, ни роскоши, запрещали копить богатство, что приводило к тому, что и периеки и илаты были зачастую богаче, чем сами спартанцы.

Спартанцы внесли большой вклад в развитие военного дела, бой рассматривался как настоящи1 праздник, но среди них не было ни одного выдающегося поэта, скульптора, мыслителя, философа. Спартанцев с 7 лет отдавали в отряды их даже учили воровать, с самого раннего детства, воспитывалась стойкость и мужество, главное наказание розги, но подобные военные дисциплина специфика полицейского государства привело к тупиковому развитию.

Полис в греческом мире наиболее совершенная форма политического устройства, она давала явное преимущество: 1) отличала граждан от неграждан, она привела к расцвету чувства свободы, давала право собственности и в условиях полиса человек ощущал свои безграничные своих возможностей. Полисное сознание привел к расцвету древнегреческого искусства

 

Культура древнего Рима

Культура Древнего Рима на прямую связана с древнегреческой культурой, является ее отражением и в тоже время принципиально от нее отличается.

 

Сходства древнегреческой и древнеримской культуры.

Их объединяет полисная система вокруг которой строится жизнь древнего грека так и древнего римлянина. Если в греческом языке город-государство – полис, то по-латински – цивитас-гражданская община.

Полис это единственное место, где римлянин чувствует себя человеком защищенным, находящимся под покровительством богов, кроме того человек здесь защищен законом, поэтому для человека нет ничего страшнее, чем изгнание из полиса. И в греческом и в римском варианте полис признается высшей ценностью, основа жизни в полисе – земля. Поэтому гражданин полиса – это землевладелец.

 

Римский пантеон.

Был заимствован из древней Греции, только с римскими именами. Исследователи указывают, что римляне не имели собственного эпоса, мифологии в силу отсутствия значительного творческого потенциала, фантазии, но с другой стороны мы понимаем.

 

Таблица римский пантеон: имя древнегреческого бога, римский вариант имени, за что отвечал, как он выглядел. 10 богов

Римские божества – безлики, они не спускаются на землю и менее человечны. Если он вступал в контакт с человеком, хотел его о чем-то предупредить, то подавал ему знаки, что привело к усовершенствованию системы гадания.

Римляне выработали традицию переселять богов завоеванных стран в Рим. Данная традиция приводит к возникновению космополитичности мышления древних Римлян. В системе римской мифологии особую роль будет играть миф о самом Риме. Гражданин представлял себя человеком мира, он считал, что выработанная в Риме законотворческая деятельность, авторитет закона, должен быть распространен и на другие государства. Законы богов по средствам законодательства упорядочивались и потому римское право отражало законы космоса.

Основные периоды древнеримской культуры:

753 г. До н.э.- 476 н.э.

1) Период республики

510 -530 до н.э.

римская республика, которая постоянно воевала (Италия, Испания, восток). Постоянные войны породят определенную систему ценностей:

  • военная организация приводит к тому, что человек достигает результатов, только благодаря военной дисциплине.
  • Военнская дисциплина требует от человека проявления мужества, храбрости. Человек обязан быть верным своему долгу, он должен был уметь питать авторитет к старшим. Результатом выработки таких ценности – перенесении модели государства на модель семьи, где глава семьи – человек с абсолютной властью
  • В эпоху республики уже отмечается такая характеристика как практицизм (веротерпимость по отношению к богам других государств, попытки благоустроить собственную повседневную жизнь, это приводит к строительству дорог, мостов, водопроводов, досуг римлян – это уже не театр, а гладиаторские бои, травля животных)

 

Зрелищная культура. Гладиаторские бои. Специфика.

· Особое отношение к Риму как таковому, начинает рождаться миф о Риме. Рим – это город предназначенный для управления целым миром, что приводит к ощущению космополитичности.

· В период республики развивается законотворческая деятельность, человек обязан подчиняться

 

2) Эпоха империи

Переход от республики к империи привел к формированию особой психологии человека, поскольку римское хозяйство было ориентировано на войну, на грабеж, а не на производство, а значит римлянин мог не заниматься тяжелым трудом. Именно в эпоху империи Рим не будет знать нищих людей, но он будет знать праздных.

 

В эпоху империи будет формироваться новая социальная сила: пролетарий, у которого нет ничего кроме потомства, эти люди представляли реальную угрозу для размывания ценностей и порядка римской культуры. В результате потребовалась жесткая власть, которая могла бы навести порядок, рабы и рост пролетариата, приводил к огромному числу восстании, войн -> была потребность

Значение сената в этих условиях стало падать, с 1 века н.э. власть императора становится тиранической, что изменит как социальное отношения, так и психологию человека – он из гражданина превратится в подданного, для этого поддонного будет характерно ощущение тотальной не свободы, но одновременно с этим в нем будет формироваться чувство законопочетания

Данное мироощущение найдет отражение в таких философских учениях – стоицизм, скептицизм, цинизм.

Особое отношение у римлян было к культу тела, но оно отличалось от греческого. Если грек все время готовил свое тело к подвигу, состязанию, то у римлян телесный подвиг был другой, это был подвиг преодоления своего тела, подвиг связанный с совершенствованием духа над телом. Он пытается подчинить свое тело через дух, но в конечном итоге телесные наслаждения возьмут верх и это будет рассматриваться как недостаток. Культ тела определит и отношение к смерти. Римлянин считал, что смерть надо принимать с достоинством, в смерти нет ничего радостного (как и у греков). В эпоху империи был чрезвычайно распространенным феномен убийства, само убийство расматривалось как система наказания гражданина, но это был подвиг преодоления своего тела.

Еще одним способом преодоления тела была одежда римлян. Римская тога – кусок толстой шерстяной материи, длинной до 6 метров и расположение складок этой токи могло меняться в зависимости от модных тенденций

Римлянином считался тот кто одет в тогу, пролетарии ходили только в туниках. Римская одежда – одежда без швов, крои – это изобретение варваров.

Отношение к еде:

Национальная еда – каша. Но римляне были большими чревоугодниками, но они не были гурманами. Изобилие пищи – это доказательство призрения к пище. Римская трапеза – это всегда застолье, но беседа здесь первична по отношению к трапезе. Римлянин очень серьезно относился к еде, принимал еду в одно и тоже время, завтракали в одиночестве, но обедать неодходимо всегда публично. Римляне обедали полулежа, вокруг стола располагалось 3 человека, которые составляли свою микрогруппу и микрообщину, которая восходила к истории гражданской общины, продвежения в социальной иерархии могло происходить только через какой то кружок, к какой то микрогруппе, поэтому в этих кружках частное и общественное не разделялось. Римлянин был окружен группой друзей, которые давали согласие на принятие тех или иных решений, без ободрения друзей решение считалось не действительным. Поэтому вся жизнь римлян происходила на виду, она была публичной. Жить в римском духе- это значит жить в сообществе с другими людьми и реализовывать себя через это сообщество, эти группы

 

 

Д.З.

1) Картина мира средневекового городанина. Городскои

2) особенности строительства заподно-европейских средневековых городов. Сопоставление с античными

3) собор как центр средневекового города. романские и готические.

4) рыцарство как феномен средневековои культуры. Отражение в последующеи мировои культурнои традиции

5) карнавал как феномен зрелищнои культуры средневековья. Вклад Бахнина М.М.

 

 

К экзамену. Конспект и прочитать кнабе «исторические предпосылки и главные черты античного типа культуры»

«человек и группа в античности» «Метафизика тесноты: римская империя и проблема отчуждения» \ к.с. Кнабе. Древо познание древо жизни.

 

Серьезную роль в формировании мировоззрения древних римлян являлся феномен тесноты. Теснота воспринималась римлянами как некая ценность и как важнейшее условие формирования условий повседневной жизни (сотни тысяч людей вмещал римскии форум)

Тяготение римского человека к микросообществам это было проявление – общинного сознания. Значение ее было колоссальным, поскольку определяло не только тип ведения хозяйства, но и тип человека. Большое значение в жизни римлян играл дом (домус), это пространство было сокральное, замкнутое поскольку у каждой семьи был свойкульт, свои домашние боги. В каждом доме жили пенаты (домашнии боги, пенус – кладовая). При этом кладовая рассматривалась не только как хранилище запасов, но и как место защиты от окружающего мира. В доме у главы семьи была неограниченная власть, он мог устраивать семейные суды, поэтому дом в культуре древнего Рима рассматривался как самодостаточный феномен, в центре каждого дома, было углубление для сбора воды, ежедневно римленину требовалось 600-900 литров воды. Рим был обеспечен водой сверхнеобходимости. И тем не менее необходимость провести водопроводы далась римлянам очень тяжело, поскольку иметь запас воды в каждом доме – это архетипическая установка римского сознания. Римский дом ограничивал семейное пространство и общественное. Пространство размером в 4-5 метров между внутренними и внешними стенами называлось табэрна. Ее чаще всего сдавали в аренду и потому в самом доме наблюдалась теснота и скученность людей. Любая камерность, автономия человека, его не публичность, скрытость от публичных глаз воспринималась подозрительно.

Римлянин полноценен только тогда только тогда когда он проявляет качества гражданина и когда у него есть дом(место, куда можно вернуться). У римлянина было 2 родины: дом – пинаты и большая империя. Культура Рима пытается преобразовать природу (система водопроводов, архитектурное оформление, бани) каждый император считал необходимым построить баню, т.к это было место для отдыха, чтения. Бани считались любимым времяпрепровождения римлян, т.к полезное сочеталось с приятным. Театры в отличие от Греции стали строиться гораздо позднее.

1 век это период расцвета Римскои литературы, но даже в этот период считалось что интеллект – удел других народов, но не римлян. Задачу свою Рим видел в том, чтобы управлять всем миром. И Рим воспринимается как центр вселеннои. Данная установка реализуется во всех проявлениях культуры. В частности в науке, которая в отличие от греков развивалась специфически: если греки – созерцатели, философы, которые не стремились к практической реализации полученных знании, а интересовались теории ради теории. А римляне исключительно прагматики. Они упрекали греков в лишней созерцательности.

Характер науки в Риме – просветительский, энциклопедизм играет серьезную роль в культуре Рима потому что главная установка, собрать все знания мира и классифицировать их. Главная миссия Рима – это миссия цивилизирующая, поскольку римляне не только воины, они еще и строители. Постройки должны быть полезными, но эта полезность – гимн государству. Архитектура создает также имперское сознание (триумфальные арки, цирки, Колизеи) и римлянин оказывается готовым к подчинению.

Постепенно приведет к тому, что римская культура начинает ориентироваться на внутренний мир человека. Найдет отражение в новом жанре литературы – романе, в скульптурном портрете, но самое главное обращенность к внутреннему миру человека подготовит сознание людей к восприятию христианства.

Выводы:

1)общинное сознание и сознание гражданина постепенно трансформируется частное переплетается с общественным как в Греции так ив Риме поэтому там нет необходимости в человеческой личности, главное понятие это гражданство

2)понятие космоса связано с понятие границ, мир имеет свои пределы. античная культура не синкретична, но она монолитна, т.е она едина. Что уже не будет в средневековье.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...