22) Рационалистическое учение Г.Лейбница.
22) Рационалистическое учение Г. Лейбница. Если Спиноза выступал с позиций монизма (существование единой субстанции), то Лейбниц предложил концепцию плюрализма, то есть существование множества субстанций. Он считал, что мир состоит из замкнутых областей – монад (его работа – «Монадология»). Каждая монада – самодостаточная субстанция, которая лежит в основе всего. Монада это идеальная одухотворенная сущность самой вещи (принцип провозглашения идеальной сущности ). Принцип плюрализма: монад бесконечно много. Принципы: иерархичности (выстраивается иерархия монад), непрерывности (не может быть вакуума между монадами), предустановленной гармонии (каждая монада развивается самостоятельно, каждая сама по себе, а мир устроен разумным образом, значит, монады синхронизированы между собой, гармонизированы Богом). «Мы живем в лучшем из миров, и все, что ни делается, делается к лучшему». «Бог, создавая мир, имел возможность различных вариантов, он мог бы создать мир без зла, но почему он создал мир таким? Другой мир был бы несовершенен». Принцип органицизма. Весь мир это совокупность бесконечного количества организмов, каждый из которых развивается по своим законам. Монады обладают активностью и самостоятельностью, находятся в непрерывном изменении. Монады разделяются по степени активности: 1) Монады, которые не отделяют себя от себя и себя от всех ( неорганический мир и растения ). Им присущи лишь смутные представления. 2) Монады, которые отделяют себя от всех, но не отделяют себя от себя ( животные ). У них представления достигают ступени ощущений. 3) Монады, которые отделяют себя от всех и отделяют себя от себя, т. е. обладают самосознанием ( человек ). У него представления достигают ясного понимания, осмысления. Именно человек, способен творить духовные и материальные вещи.
Одной из вершин философского наследия Лейбница является его учение об индивидуальной монаде как концентрированном мире, как зеркале единой и бесконечной Вселенной. 23) Основные идеи и представители философии французского Просвещения. Общая характеристика философии Данное течение мировой философии возникло во Франции в XVIII веке – на волне глубоких процессов освобождения разума населения страны от власти религии и церкви. Естественно, при влиянии бурного развития многих естественных наук, а также культурного и научно-технического прогресса. Философия французского просвещения отличается центральной темой - критикой церкви и религии, а также верой в разум и критикой сенсуализма в познании, механицизма и детерминизма в антропологии, верой в прогресс человечества, новыми этическими нормами. Своему названию философия французского просвещения 18 века обязана ломке устоявшихся в обществе представлений о Боге, мире и человеке, новаторству философских исследований, открыто пропагандировавших идеи зарождающейся буржуазии. Она идеологически подготовила Французскую революцию. Идейно продолжая эпоху Возрождения, движение Реформации и философию Нового времени, новое французское Просвещение стало развиваться в рамках освобождения людей, науки, философии, культуры от церковной власти. Этому способствовали и невыносимые условия жизни многих простых людей, ханжество католической церкви, которая считалось представителями новой философии главным источником всех социальных неурядиц в обществе и поддержкой несправедливого социального устройства общества, «сжигающим инакомыслящих как солому». Представители философии французского просвещения Основные представители философии французского просвещения: Мелье, Монтескье, Вольтер, Ламетри, Руссо, Дидро, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах. Можно выделить некоторые отличительные черты философии французского Просвещения: Ø четко выраженная антиклерикальная направленность, доходящая у некоторых просветителей (Дидро, Гольбаха) до антитеологической, богоборческой и атеистической; Ø неразрывная связь философских воззрений просветителей с достижениями естествознания; Ø гуманистическая ориентация философии с доминированием в ней антропосоциальной проблематики; Ø направленность философских взглядов просветителей на изменение социальной действительности в интересах прогресса и " улучшения гражданского общества". Радикализм философии Французского Просвещения определил антицерковную направленность политических, правовых и других идей просветителей. Они поставили задачу освобождения человеческого разума от догм католической ортодоксии, от фанатичных религиозных суеверий. Необходимость решения этой задачи была вызвана тем, что в дореволюционной Франции католическая церковь была одной из самых мощных организаций, располагавших огромными земельными наделами и капиталами. Церковь проявляла религиозную нетерпимость, беспощадно расправлялась с еретиками и инакомыслящими. Только путем избавления " просвещенного разума" от религиозных предрассудков можно перестроить общество на разумных началах. Культ и тиранию церкви над человеческим разумом осуждали в своих произведениях Ш. Монтескье, Ж. - Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро и другие французские просветители. Христианство и католическая церковь, писали они, создают благоприятную среду для духовной тирании, проповедуя зависимость человека от божественного промысла, призывая к смирению и повиновению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|