Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познавательной деятельности человека

РЕФЕРАТ

по теме №:

"Естественно-научное познание: структура и динамика.

Основы методологии естественно-научного познания"

 

Подготовил:

профессор кафедры ГиСЭД,

к.ф.н., доц.

Номерков А.Л.

Проверил:

Студент 534 группы

Малявкин Г.Н.

 

Белгород – 2008


 

План Реферата Страницы
Введение: Понятие метода научного познания 3
1. Методология естествознания как система познавательной деятельности человека 6
2. Основные методы научного естествознания 9
3. Общенаучные подходы как методологические принципы познания целостных объектов: системный, структурный, функциональный, информационный и др. 28
4. Современные тенденции развития методологии естественно-научного познания 34

 


Введение: Понятие метода научного познания

 

Метод есть способ достижения цели. Познание, как и любой другой вид деятельности, предполагает применение определенной совокупности тех или иных приемов и операций, ведущих так или иначе к достижению той или иной цели. Такая система приемов обычно и называется методом. Таким образом, метод научного познания - это совокупность приемов и операций, регулирующих действия с изучаемыми объектами.

Метод познания, по сути своей, выражает целенаправленность, планомерность процесса познания как процесса, программно осуществляемого. Он является важным инструментом научного познания, двигателем науки, средством ее развития и обогащения новыми результатами.

В идеальном случае метод включает следующие компоненты: 1) сформулированную цель, задачу (проблемный аспект); 2) описание объективной ситуации, в рамках которой решается задача (онтологический аспект); 3) процедуру - перечень операций, необходимых для достижения цели в заданных условиях (процедурный аспект).

К методу научного познания предъявляется ряд требований:

1. Детерминированность метода, то есть его обусловленность закономерностями как самого объекта, так и познавательной деятельности. Детерминированность метода исключает произвольный набор приемов и операций, но не исключает активности субъекта в использовании метода.

2. Заданность метода целью исследования, что вытекает из обусловленности метода закономерностями самой деятельности. Данное требование делает необходимым соответствие всех компонентов метода цели исследования и подчеркивает активность субъекта познания.

3. Результативность и надежность метода: он должен быть таким. чтобы мог давать результат с высокой степенью надежности.

4. Экономичность метода, т.е. затраты на его создание и использование должны быть всегда меньше величины, окупаемой результатами исследования, что показывает обусловленность метода кадровыми, экономическими и социально-организационными факторами.

5. Ясность и эффективная распознаваемость метода, Метод должен быть таким, чтобы им мог воспользоваться при соответствую идей подготовке любой человек, пожелавший сделать это.

6. Воспроизводимость метода, т.е. возможность его использования неограниченное число раз, а это зависит от воспроизводимости всех компонентов данного метода.

7. Обучаемость методу, основой чего являются воспроизводимость, ясность и распознаваемость метода. Данное требование разрешает включать в метод только то, чему можно обучить. Так, например, личные способности, опыт исследователя не могут войти в структуру метода.

Существуют два пути формирования метода: стихийный и целенаправленный. В рамках человеческой деятельности стихийно складывается определенный набор действий, посредством которого получается нужный результат. Затем найденный набор действий осознается и целенаправленно используется.

Принято считать, что "правильный метод" и "научный метод" по сути своей совпадают, так как правильный метод вытекает из достоверной, проверенной практикой научной теории. Метод тогда будет научным, когда верно отражает объективные законы мира, определяется особенностями предмета исследования, законами его развития.

 Необходимо отметить, что существует тесная взаимосвязь между теорией и научным методом. Любой конкретный метод - это специфическая форма знания о том, как в определенных условиях действовать в целях познания. Можно сказать: научный метод - это практическое применение теории, теория в действии.

Используемая в современном научном познании система методов столь же многообразна, как и сама наука. Принято выделять общенаучные и частные методы. Общие методы используются на всех уровнях познания и всеми научными дисциплинами при исследовании любой предметной области. К ним относят, например, наблюдение, эксперимент, классификацию и т. д. Частные методы - это методы той или иной конкретной науки (методы электронной микроскопии, описательный метод в биологии и т. д.). Отметим, что данное разделение методов всегда условно, так как по мере развития познания научный метод может переходить из одной категории в другую.

Общенаучные методы применяются в любой сфере научного познания. Общенаучная значимость последних делает их предметом изучения и систематизации в рамках методологии.


Методология естествознания как система

познавательной деятельности человека

 

 Под методологией обычно понимают систему принципов и спосо­бов организации и построения теоретической и практиче­ской деятельности, а также учение об этой системе. Методология как общая теория метода исторически сфор­мировалась в связи с необходимостью обобщения и дальней­шей разработки всех методов и приемов познавательного про­цесса. В этом смысле она оказалась тесно связанной с опорными философскими принципами, прямо и косвенно положенными в основу указанного ана­лиза. В связи с этим у разных групп деятелей науки в разные исторические периоды можно увидеть разные методологиче­ские установки, принципы и нормы подхода к объектам на­уки.

Исторически первоначально проблемы методологии раз­рабатывались в рамках философии: диалектический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бэкона, рациона­листический метод Р. Декарта, антитетический метод Фих­те, диалектический метод Гегеля и К. Маркса, феноменоло­гический метод Э. Гуссерля и т.д. Это проистекает из того, что методология изначально всегда была тесно связана с философией, осо­бенно с такими ее разделами, как гносеология (теория позна­ния), онтология (теория бытия) и логика.

Методология в известном смысле "уже" теории познания, так как последняя не ограничивается исследованием форм и методов познания, а изучает проблемы природы познания, отношение знания и реальности, субъекта и объекта позна­ния, возможности и границы познания, критерии его истин­ности.

 С другой стороны, методология несколько "шире" гно­сеологии, так как ее интересуют не только методы позна­ния, принятые в науке, но и особенности процесса человече­ского познания вообще, осуществляющегося в разных фор­мах и в различных сферах человеческой деятельности.

Следует подчеркнуть, что методология наиболее тесно смы­кается с так называемой формальной логикой, которая глав­ное внимание направляет на прояснение структуры готового, оформившегося знания, на описание его формальных связей и элементов на языке символов и формул при отвлечении от конкретного содержания высказываний и умозаключений.

Можно отметить, что логическое исследование науки - это средства современной формальной (математической или симво­лической) логики, которые используются для анализа научно­го языка, выявления логической структуры научных теорий и их компонентов (определений, классификаций, понятий, зако­нов и т.п.), изучения возможностей научного знания.

Начиная с Нового времени (XVI—XVII вв.) методологи­ческие идеи разрабатываются не только в философии, но и в рамках возникающих и бурно развивающихся частных наук - механики, физики, химии, истории и др. Методологиче­ская составляющая постепенно становится необходимым компо­нентом каждой конкретной науки, хотя этот факт и не все­гда осознавался и признавался рядом деятелей науки.

 Ха­рактерной чертой современной науки является комплексное изучение как закономерностей развития и строения знания в наиболее общей - логико-философской форме, так и законо­мерностей развития конкретных направлений и ветвей на­уки. В рамках конкретных научных направлений происхо­дит осмысление и изучение методов и форм научного позна­ния. В самой науке все более четко выделяются два взаимо­связанных направления: исследование свойств объектов и изучение способов и форм научного познания.

Особенно активно второе направление разрабатывается в рамках таких зрелых наук как физика, биология, химия.

Эмпирической базой разработки методологии науки (науч­ной методологии) является история науки, но взятая не сама по себе, а в широком философском, социокультурном кон­тексте, то есть в системе культуры в ее целостности.

В современной науке принято различать общую и част­ную методологию.

В первой анализируются методы, общие для многих наук, или для всей науки как особой системы знания, во второй - для отдельных групп наук. Фактически можно говорить о многоуровневой методологии науки, где каждый уровень обладает относительной автономией и не выводится прямо из других уровней. В основе классифика­ции уровней методологии лежит диалектика единичного, осо­бенного и всеобщего, где на уровне единичного фиксируются многообразные методы частных наук и отдельных дисцип­лин, на уровне особенного - междисциплинарные и общена­учные методы, а уровень всеобщего занимают философские методы.

Многоуровневость методологии приводит к тому, что ис­следователь, как правило, в процессе своей профессиональ­ной деятельности сталкивается с исключительно сложными и противоречивыми познавательными конструкциями и си­туациями. Поэтому не случайно в литературе отмечается тенденция усиления методологических изысканий, прово­димых внутри самой науки.

На этом основании в науковедении выделяют внутрифилософскую и собственно профессиональную методологию, и датируют период обособления методологии и приобретения ею самостоятельного статуса примерно 50-60-ми годами XX века. Самостоятельный современный статус методологии объясняется во многом тем, что она включает в себя многооб­разные процессы моделирования реальности, в связи с чем на нее возлагается сложнейшая задача изучить образцы всех видов, типов, форм, способов и стилей мышления.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...