Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к написанию и оформлению курсовой работы




 

Курсовая работа должна отражать теоретический и научно-исследовательский характер решаемых задач; давать представление о том, насколько студент овладел методом научного анализа сложных явлений социальной действительности, творческого применения теории и методологических принципов исследования; отражать умение делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по исследуемым проблемам; отличаться логичностью, доказательностью фактов; показывать умение студента делать отбор, обработку и систематизацию информации, осуществлять ее проверку.

Высокая научная достоверность, объективность содержания исследовательского материала – важнейшее требование к курсовой работе.

Требования к курсовой работе:

1. Актуальность тематики, соответствие ее современному состоянию
отечественной и зарубежной науки.

2. Изучение и анализ научной, учебно-методической литературы и
периодики по проблеме исследования.

3. Изучение и анализ истории исследуемой проблемы, ее практического состояния с учетом передового опыта отечественных и зарубежных психологов и личного опыта студента.

4. Проведение самостоятельного исследования: четкая характеристика
предмета, целей и методов исследования, описание и анализ
эксперимента.

5. Обобщение результатов проведенных исследований, обоснование
выводов и практических рекомендаций.

Автор курсовой работы и руководитель несут ответственность за достоверность фактического материала, обоснованность теоретических выводов и практических рекомендаций.

Работа должна носить творческий характер (использование оригинальных документов, материалов эксперимента, психологического и социологического исследования) и правильно оформлена (четка структура, правильное оформление библиографического материала, аккуратность исполнения, брошюровка).

Оптимальный объем курсовой работы не должен превышать 35-45 страниц машинописного (компьютерного) текста.

Курсовая работа выполняется на белой бумаге формата А4 на одной стороне листа, оборотная сторона остается чистой. Основной текст печатается через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman Cyr 14 кегля, с полями слева 30 мм, справа – 1,5 мм, сверху 20 мм и снизу 20 мм. Выравнивание - по ширине.

Заголовок параграфов: кегль 14, шрифт Times New Roman Cyr полужирный; межстрочный интервал 1,5; отступ красной строки – 1 см; выравнивание – по центру. В конце заголовков точки не ставятся.

Научная работа начинается с титульного листа (приложение 1), затем следует содержание с правильным указанием страниц, с которых начинаются параграфы, далее следует введение, основная часть, состоящая из 2-х глав (теоретической и практической), включающих по 2-3 параграфа, заключение, список использованных источников и (если имеются) приложения.

Все страницы нумеруются в правом верхнем углу. Титульный лист не включают в общую нумерацию.

Текст основной части работы разбивается на главы (разделы), параграфы (подразделы), которые должны иметь порядковые номера. После номера раздела ставится точка. Введение и заключение не нумеруется.

Подразделы (параграфы) каждого раздела (главы) нумеруются двумя арабскими цифрами, разделенными точкой. Первая цифра обозначает номер раздела, вторая – номер подраздела, например: 1.1. – первый подраздел первого раздела.

Один параграф должен занимать не менее 1 страницы. Каждый последующий параграф не должен начинаться с новой страницы, а должен продолжать предыдущий. С новой страницы печатаются: введение, главы, заключение, список использованных источников, приложение.

В курсовой работе большое значение имеет правильное определение абзацев, каждый из которых, как правило, передает новую мысль автора. Абзацу должны быть присущи единая тема и логическая целостность. Каждый абзац должен однообразно начинаться на удалении 3 или 5 знаков от левого поля по всей работе (на компьютере абзацный отступ 1; 1,25 (1,27) см).

Оптимальный размер введения - до 10% текста. То же самое относится к заключению, но все отклонения по объему должны быть в меньшую сторону. Остальной объем работы приходится на основную часть.

Работа должна быть написана научным языком, что означает соблюдение общих норм литературного языка, правил грамматики и учет особенностей научной речи (ее точности, однозначности терминологии, некоторых правил применения форм речи). Личная манера изложения («я», «мы», «нами» и т.д.) в научной работе не допускается. Работа должна быть обезличена («можно предположить…», «можно сделать заключение…», «таким образом, можно сказать…).

Если в работе используется какая-либо классификация, то она оформляется следующим образом:

- если нумерация выносится за скобку, то текст начинается с маленькой буквы и в конце ставится точка с запятой. Пример:

1) гипертимная акцентуация характера;

- если после цифры ставится точка, то текст следует начинать с большой буквы и в конце ставить точку. Пример:

1. Гипертимная акцентуация характера.

То же самое относится к тезисам.

Сноски должны быть оформлены в квадратных скобках и находиться после каждой цитаты (например: [6, С.128]), ссылки на какой-либо источник (например: [6]), классификации (например: [6]), упоминании какого-либо автора (например: [6]).

Правила оформления научного аппарата являются общими для всех отраслей знания и регламентированы действующими государственными стандартами.

Список источников должен называться - «Список использованных источников». Литература помещается в список в строго алфавитном порядке (сначала на русском, затем на иностранных языках по фамилиям авторов, либо по названию сочинений, если автор не указан). Список источников имеет порядковую нумерацию.

Основное требование к составлению списка литературы - единообразное оформление и соблюдение ГОСТ 7.1-84. «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

Пример оформления литературы:

1. Венгер Л.А. Овладение опосредованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка / Л.А. Венгер // Возрастная и педагогическая психология. Тексты. – М.: МГУ, 1992. – С. 193-211.

2. Возрастная психология: Конспект лекций / Сост. М.В. Олешникова. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: ООО «Сова», 2004. – 126с.

3. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей / О.В. Гордеева // Вопросы психологии. – 1995. - №2. – С. 11-18.

4. Ермолаев М.В. Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / М.В. Ермолаев. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 376с.

5. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2006. – 463с.

6. Общая психология. Словарь. / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский. - М.: ПЕР СЭ, 2004. – 416с.

8. Поливанова К.М. Психологический анализ кризисов возрастного развития / К.М. Поливанова. URL: www.4p.ru (дата обращения к ресурсу 12.09.12)

Студентам рекомендуется использовать самые различные источники библиографической информации:

- справочники, словари, энциклопедии;

- реферативные журналы;

- прикнижную и пристатейную библиографию;

- алфавитные, предметные и систематические каталоги библиотек и пр.

Тематические указатели литературы по психологии, опубликованной в стране за год, печатаются в последних номерах журналов, таких как «Вопросы психологии», «Прикладная психология», «Психология в вузе», «Психологический журнал», «Социс», а также аннотированный «Psichological Abstracts», отслеживающий большую часть выходящей в мире психологической литературы и имеющий хороший предметный указатель.

Таким образом, информационный этап научно-исследовательской работы должен дать следующие сведения по теме исследования:

- кто и где уже работал и работает по теме исследования;

- где опубликованы результаты этой работы;

- в чем конкретно состоят результаты работ.

Во введении студент обязан обосновать актуальность избранной темы, кратко показать степень ее разработанности в психолого-педагогической литературе, сформулировать цели работы и задачи, которые он собирается решить в ходе исследования, выделить объект и предмет исследования, сформулировать гипотезу, используемые методы и психодиагностические методики; также указать теоретико-методологическую базу данного исследования.

Таким образом, в курсовой работе во введении, должны быть прописаны (и выделены жирным шрифтом):

1.Актуальность.

2.Проблема исследования.

3.Цель исследования.

4.Объект исследования.

5.Предмет исследования.

6.Гипотеза.

7.Задачи исследования.

8. Теоретико-методологическая основа исследования.

9. Методы психологического исследования (теоретические, эмпирические и математико-статистические).

10. Практическая значимость результатов исследования.

В работе не допускается выделение текста курсивом и жирным шрифтом, за исключением слов «Введение», «Заключение», «Список использованных источников», «Приложение», а также названия глав и параграфов и вышеобозначенных категорий.

В теоретической части подробно раскрывается содержание глав темы исследования. В этой части должен быть представлен глубокий и всесторонний анализ по теме исследования. Каждый подраздел основной части должен заканчиваться выводами.

В обзоре необходимо четко разграничивать обсуждаемые положения авторов и собственные оценки, мнения и выводы. Нужно соблюдать определенную меру в рассмотрении различных взглядов и без необходимости не отводить обсуждению одной работы несколько страниц.

Общая структура обзора должна иметь следующие подразделы:

- определение основных понятий;

- история развития взглядов на проблему, основные позиции и мнения, результаты исследований;

- описание возрастной динамики исследуемого явления, процесса, феномена.

Последний подраздел поможет логично перейти к описанию методов и методик, использованных в работе, и к обоснованию их выбора.

Обзор литературы рекомендуется завершить несколькими основными выводами, важными для исследования, подчеркнув те обстоятельства, которые становятся основанием для формулировки задачи и гипотезы исследования.

На вопрос о том, какой по объему должна быть обзорная часть нельзя ответить однозначно. Можно определить приблизительное соотношение между обзорной и экспериментальной частями. Рекомендуется 30%-40% объема текста отвести введению и обзору литературы, а большую часть (не менее половины) – изложению методов, экспериментальной части, обсуждению результатов, выводам.

Эмпирическая часть работы является логическим продолжением описанных выше этапов работы. Она направлена на проверку гипотезы исследования, которая должна базироваться на анализе информации из литературных источников.

Условно эмпирическую часть можно разделить на следующие подразделы:

- описание подготовки, организации и проведения эмпирического исследования;

- математическая обработка сырых данных, их предварительный анализ, интерпретация;

- разработка рекомендаций.

Структура описания эмпирической части курсовой работы может быть следующей:

1) описание эмпирической базы исследования;

2) указание количества испытуемых (в работах по данной дисциплине достаточно 15-20 человек), их пола, возраста и образования;

3) описание методов и методик исследования;

4) интерпретация полученных результатов;

5) соответствующие выводы и рекомендации.

Между обзорной и эмпирической частями целесообразно выстроить некоторый «мостик». Изложение цели, задач и гипотезы исследования и является таким переходным звеном.

Гипотеза в эмпирическом исследовании – это научно обоснованное высказывание вероятностного характера относительно сущности взаимосвязей, явлений объективного мира.

Например: Преобладание внутренних мотивов учения определяет высокую успеваемость учащихся старших классов.

Организация исследования. Этот раздел включает в себя:

- описание организации эмпирического исследования (отбор испытуемых, количество испытуемых, их характеристика по полу, возрасту и другим важным для исследования особенностям);

- описание методики должно быть достаточно детальным. За исключением методик, часто применяемых в стандартном виде, которые не описываются, а дается ссылка на источник, где эта стандартная процедура описана.

- описывается эмпирический материал, т.е. стимулы, которые предъявляются испытуемым (тексты, слова, карточки, картинки и тому подобное);

- описание процедуры: ход эмпирического исследования, его этапы, предписанные испытуемому действия;

- способы обработки первичных данных. Здесь необходимо отметить какие зависимые переменные и как фиксировались, а также способы приведения первичных данных к виду, в котором они доступны для анализа.

Результаты исследования и их обсуждение.

В этом разделе описываются анализируемые данные (средние, стандартные отклонения) и дается и статистический анализ, как правило, связанный с проверкой гипотезы.

При описании данных не следует указывать фамилии испытуемых. Из этических соображений лучше пользоваться порядковыми номерами или просто именами.

Для представления данных используются таблицы, графики, диаграммы. При этом необходимо продумать, какая форма наглядного представления данных больше подходит для материала.

Часто более важным, оказывается не статистический, а качественный анализ данных. В этом случае можно давать описания типичных или оригинальных ответов испытуемых, делать выдержки из самоотчетов и описание поведения испытуемых в эксперименте.

Как правило, делается попытка проинтерпретировать полученные результаты, предварительно ответить на вопрос: «Что это означает?» При этом может быть несколько вариантов ответов и не обязательно выбирать один из них.

Здесь же делается вывод о подтверждении гипотезы и комментируется взаимосвязь результатов с теоретическими основами исследования. Так как ни одно исследование не гарантирует 100% получение желаемого результата, необходимо дать объяснения, почему результаты отрицательные. Если результаты не достаточно ясны, предлагается дальнейший путь совершенствования исследования.

Результаты исследования, как было отмечено выше, должны быть представлены в работе в виде таблиц и рисунков.

В таблице цифровой материал группируется в колонки. Таблица должна состоять из следующих элементов: № испытуемого, его пол, возраст, название шкал методики.

Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. По центру над таблицей помещают надпись «Таблица...» с указанием порядкового номера таблицы и ее названия (например «Таблица 1 – Результаты исследования акцентуаций характера респондентов») без значка «№» перед цифрой и без точки после нее.

Тематические заголовки таблицы пишут без точки на конце. При переносе таблицы на следующую страницу головку таблицы следует повторить и над ней (по центру) поместить слова: Продолжение таблицы 1

Диаграммы также снабжаются тематическими заголовками, которые располагаются под диаграммой, по центру (например: Рисунок 1 – Сравнительный анализ результатов диагностики типов межличностных отношений: гендерные различия).

Пример оформления таблицы:

Таблица 1 - Результаты диагностики форм агрессии детей из неполных семей (в связи с разводом родителей)

№ респондента Пол Формы агрессии Индексы
Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражительность Негативизм Обида Подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины Агрессивность Враждебность
  м                    
  м                    

 

Пример оформления рисунка:

 

Рисунок 2 - Выраженность форм и индексов агрессивности у респондентов из неполных семей

 

В заключении должны быть выводы по теоретической части работы и выводы по практической части работы.

Приложения следует располагать в порядке появления на них ссылок в тексте. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово «Приложение». Нумерация приложений порядковая, арабскими цифрами (Например, Приложение 1). Точка в конце не ставится. Если в работе одно приложение, его не нумеруют. Пример:

Приложение 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...