3. Великая Отечественная война в творчестве
3. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ТВОРЧЕСТВЕ ПОЭТА-ФРОНТОВИКА Почти все наиболее талантливое и яркое в творческом наследии Н. Рыбалко той или иной гранью создает образ минувшей войны. Годы уходят, а память по-прежнему возвращает к началу сороковых, к ранней молодости, к судьбе жестокой, беспощадной, но и прекрасной.
Обратимся сначала к эмоциональным истокам темы. Образ минувшей войны не представим без солдатской дружбы. Она рождалась и крепла в сражениях, ибо предполагала взаимопомощь и взаимовыручку в бою, беззаветную верность солдатскому братству.
Для поколения поэтов, к которому принадлежит Н. Рыбалко, Великая Отечественная война стала сквозной и главной темой их творчества, ибо тот внутренний опыт, который был приобретен на войне, то обнажение характеров, душ, которое пришлось наблюдать в те годы, не могли быть вытеснены даже очень сильными поздними впечатлениями. Нельзя не учитывать, что те впечатления, тот опыт воспринимались свежими, юношескими чувствами. И эти чувства, выдержав тот психологический нравственный и физический напор, устояв пред лицом смерти и сохранив человеческое достоинство остались верны памяти о славном прошлом.
Все это можно сказать и о Н. Рыбалко. Нет, он не замкнулся на военной теме, ибо был натурой восприимчивой и активной не смотря на его слепоту. Писал он и о послевоенном времени. Интересы его простирались от бытовых сценок до философских проблем общечеловеческого значения. И все-таки воспоминания о войне – сквозная тема поэта. Она видимо, то есть посредством открытых ассоциаций (И солнце, будто бы медаль, Сияло на груди небесной), или невидимо, то есть присутствием в эмоциональном и психологическом опыте – словно просвечивает дела, поступки души людей. Главное в стихотворениях о войне – это тема священной памяти. Тех, кто погиб, защищая мир и покой на земле, должны помнить ныне живущие поколения. Сам же Н. Рыбалко давно усвоил истину, что ему «трудиться и жить за двоих», за тех, кто не вернулся с войны. Он – связной между прошедшей войной и сегодняшним днем:
До слез обидно поэту-фронтовику за ветеранов, которых мы в суете жизни забываем даже в такой святой день, как День Победы. Об этом идет речь в стихотворении «Обида»:
Сам поэт всегда чувствовал себя в строю, часто рассказывал молодежи о мужестве и отваге воина-победителя и гордился тем, что в грозные годы жесточайшей битвы защищал родное отечество, украинскую землю. Н. Рыбалко обращается к будущим поколениям с просьбой помнить, беречь ветеранов, «пока они живут среди живых».
Поэзия Николая Рыбалко – часть нравственного идеала не только тех, кто был участником военных событий, но и идущих вслед этому поколению. Война в поэзии Н. Рыбалко – это проявление героического духа народа, который нес невосполнимые потери, но ни на миг не утрачивал веры в победу. Иногда в боевом эпизоде, в типичном сюжете военной поры, он создавал обобщенный образ неизвестного солдата – героя.
Совершенно очевидно, что Н. Рыбалко отказывается от каких-либо абстрактных рассуждений о войне. Он-то знает войну не вообще, а конкретно. Подробности о ней умрут вместе с теми, кто их знает и помнит, а в желающих делать выводы и обобщения недостатка никогда не было. Вот почему Н. Рыбалко озабочен тем, чтобы остался в народной памяти подробный опыт войны. Поэт хорошо знал солдатскую психологию, он понимал, как солдаты на фронте, всеми порами ощущали войну, ее смертельное дыхание. Н. Рыбалко умер, но его военный опыт остался в стихотворных сборниках, остались его идеалы добра и справедливости, которые он утверждал с оружием в руках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|