Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Арендный подряд – форма хозяйствования

 

Таким образом, аренду можно рассматривать как прогрессивную форму хозяйствования, основанную на договоре срочного возмездного владения и пользования имуществом, взаимной заинтересованности и ответственности сторон договора. Важным проявлением аренды как формы хозяйствования является организация хозяйственной деятельности на основе арендного подряда.

В потребительской кооперации арендный подряд чаще охватывает строящиеся на срочной и возмездной основе отношения между кооперативными организациями как арендодателями, с одной стороны, и коллективами их подразделений, единиц, отдельными кооперативами, или отдельными работниками как арендаторами – с другой. На условиях арендного подряда в системе потребительской кооперации могут работать как структурные подразделения и хозяйственные единицы кооперативов, предприятий (объединений), организаций, так и хозрасчетные предприятия (объединения), организации, являющиеся собственностью кооперативов или их союзов.

При этом в роли арендатора в кооперативной торговле выступают коллективы различных торговых предприятий (магазинов, кооппредприятий), отдельные работники, арендодатели – потребительские общества, кооппредприятия. В арендные отношения со своими предприятиями могут вступать облпотребсоюзы и райпотребсоюзы.

Арендный подряд, это – высшая форма подряда, в основе которой заложены хозрасчетные взаимоотношения торговых единиц, бригад, других коллективов с администрацией.

В отличие от других форм подрядных отношений арендаторы становятся временными собственниками основных фондов и за пользование ими выплачивают арендную плату.

Основными принципами арендного подряда являются:

þпередача предприятием, организацией на определенный срок подразделению, хозрасчетной единице необходимых основных фондов;

þперечисление предприятию, организации арендной платы за пользование этих основных фондов, платежей в бюджет и отчислений в фиксированном размере;

þрасширение прав подрядных коллективов по распределению доходов;

þзаключение подрядным коллективом с предприятием договора арендного подряда;

þрасширение основных функций подрядного коллектива по управлению хозяйственной деятельностью;

þдальнейшее развитие и углубление принципов самоуправления.

Арендный подряд можно квалифицировать по трем признакам: в зависимости от формы организации труда, собственности и способа установления арендных платежей(доля от валового дохода, фиксированная сумма, комбинированная сумма).

При арендном подряде коллектив, бригада, семья, гражданин берут в аренду основные фонды (здание, оборудование, инвентарь) для того, чтобы осуществлять обслуживание населения. Пользуясь ими, они продают товары, тем самым удовлетворяют потребности обслуживаемого населения. Из полученных доходов рассчитываются с арендодателем за пользование этими фондами в виде арендной платы. Оставшаяся часть суммы доходов идет на оплату их труда и образование фондов.

Экономическая сущность арендного подряда заключается в том, что подрядный коллектив, арендуя у предприятия помещение, оборудование, инвентарь становится практически их хозяином и приобретает полную самостоятельность в организации труда, торгового процесса и т.д.

Развитие форм хозяйствования, присущих аренде о кооперации, позволяет реально расширить самостоятельность предприятий и на деле осуществить радикальные перемены в экономике. Аренда – действенное средство развития рыночных отношений, настоящей состязательности и конкуренции между торговыми предприятиями.

Главное преимущество арендного подряда по сравнению с другими формами, заключается в том, что деятельность арендных коллективов осуществляется на принципах, не ограничивающих самостоятельности и творческой инициативы.

Задача каждого арендного коллектива – получить больше доходов при минимуме затрат, но она должна решаться только при условии улучшения качества обслуживания населения. К примеру, нельзя стремиться к получению больших доходов, отказавшись от продажи товаров, имеющих низкий доход, так как это сразу же отразится на качестве обслуживания.

Арендный подряд в кооперативной торговле может развиваться на двух уровнях.

Первый – это арендные отношения между руководством предприятия, потребительского общества (арендодателем) и отдельным трудовыми коллективами (арендаторами), то есть отношения внутри предприятия. Оформляются такие отношения договором, в котором определяются передаваемые в аренду средства, арендная плата, права и обязанности предприятия и коллектива. В пределах этих прав арендатор хозяйствует самостоятельно.

Второй – арендные отношения между коллективом предприятия (арендатором) и его собственником (арендодателем), когда коллектив всего предприятия по договору принимает средства производства, берет на себя обязанности по платежам в бюджет и собственнику.

Так, в условиях районного потребительского общества возможно заключение договора арендного подряда между правлением и кооперативным предприятием. Внутри кооперативного предприятия заключаются договоры арендного подряда между дирекцией кооппредприятия и магазинами или отдельными работниками. Выплатив арендодателю из своего дохода арендную плату, арендатор в остальном свободен. Арендные отношения позволяют торговому предприятию обрести реальную самостоятельность. В настоящее время созданы условия для развития арендных отношений на том и другом уровне, так как предприятия и магазины имеют возможность экономического обособления. Предоставляется более целесообразным осуществлять одновременно переход всего кооппредприятия и магазинов, других структурных подразделений на арендный подряд. В результате арендное предприятие будет представлять собой ассоциацию арендных подразделений, объединенных по отраслевому или территориальному принципу.

Арендный магазин или кооппредприятие, работающее на условиях аренды, самостоятельно определяет объем продаж, размер запасов товаров, приобретает товары путем безналичных расчетов или за наличные деньги у арендодателя, других предприятий и предпринимателей.

Арендный коллектив может заключать сделки с выгодными партнерами, договоры с поставщиками и требовать от них надлежащего исполнения обязательств. Кроме того, он может способствовать ликвидации технической отсталости материальной базы предприятия, сдавать в субаренду помещения, вести разнообразную коммерческую деятельность.

Арендные отношения долгое время оставались единственной рыночной формой хозяйствования в торговле, хотя их распространение и наталкивалось на определенные трудности. Аренда явилась методом освоения принципов предпринимательской деятельности, способствовала приобретению навыков работы в условиях рыночных отношений, создала предпосылки для перехода на новые формы хозяйствования.

Однако в последние годы внимание к аренде незаслуженно ослабло. В потребительской кооперации начался процесс коммерциализации и приватизации. Коммерциализация деятельности потребительской кооперации осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 16 февраля 1992 г № 144. Этим и последующими законодательными актами предписывалось активнее вести реформирование системы, создавать новые для потребительской кооперации организационно-правовые формы предприятий.

Цель коммерциализации в потребительской кооперации – увеличение числа самостоятельных хозяйствующих субъектов, что позволит создать конкурентную среду в сельской торговле.

Одно из направлений коммерциализации – выделение структурных единиц с предоставлением им статуса юридического лица и открытием расчетного счета в банке. При этом форма собственности не меняется, предприятия остаются кооперативными, но становятся равноправными партнерами, конкурентами, происходит замена вертикальных связей горизонтальными.

В условиях коммерциализации потребительской кооперации возникает проблема выбора форм хозяйствования, которые обеспечивали бы их конкурентоспособность и отвечали экономическим требованиям пайщиков и работников. Одной из первых хозяйственных форм переходного периода стала аренда. Ее распространение повысило заинтересованность и самостоятельность трудовых коллективов, расширило их коммерческие и предпринимательские функции, необходимые в условиях рыночных отношений. Арендным предприятиям удалось добиться более высоких результатов по сравнению с обычными коллективами.

Отличительная особенность организации внутрихозяйственных отношений в потребительской кооперации посредством аренды заключается в том, что самостоятельность арендатора сочетается с сохранением единства потребительской кооперации.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...