Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо




В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой... Но очень холодной, градусов восемь—десять от силы!!!

Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков... Паутина липнет к лицу, цепляется в волосах... Ею наполнено пространство... Нет, показалось! Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты, сорвем один... Вдохнем чудо-аромат упругой кожи, возьмем в рот освежающую дольку! Скулы свело от кислоты — ну и лимон!!! Вперед, через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад!

Берег моря, закат, идем по кромке воды... И так далее.

23. «ДЕСЯТЬ СЕКУНД»

Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение десяти секунд.

Каждое из заданий важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом. И если у кого-то в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. В конце концов, абсолютно понятно, что если цвет ваших волос или их длина отличны от цвета и длины волос других участников, то это не делает вас лучше или хуже остальных. Вы просто другой! И именно потому, что мы разные, мир так разнообразен и интересен.

— Надеюсь, задание понятно? Мы начинаем.

— Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет! Раз, два, три... десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть на руке часы.,Д в этой груп-32

Круг друзей

оооооооооооооооооо оооооо ооооооооооооооооой

пе все счастливчики, да? Что значит «почему»? Потому что «счастливые часов не наблюдают...».

— Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка).

— По длине волос! (Счет, проверка).

— По тому, сколько братьев и сестер в вашей семье... (Счет, проверка).

— По любимому хобби! <...>

— По цвету брюк и юбок... <...>

— По цвету глаз! <...>

— По настроению, которое вы сейчас испытываете. ■<...>

Стоит обратить внимание на последовательность заданий,Сперва что-то достаточно безличное, а потом, постепенно, — переход к вопросам и качествам более личного свойства: хобби, семья... Упражнение развивается от общего к частному. Постепенно в ходе проверки каждого из заданий, в чередовании быстрых и доброжелательных контактов участников мы подспудно готовим игроков к вторжению в «частное пространство»: что мне нравится или не нравится, моя семья, каков цвет моих глаз (а это уже требует определенного доверия и открытости — всмотреться в лицо и глаза другого человека!). И в конце упражнения почти всегда я даю задание-тест: распределиться на группы в зависимости от настроения, которое участники сейчас испытывают... Если вся группа сбивается в кучу и на вопрос: «Какое же у вас настроение?» весело отвечает: «Кайф!» — цель достигнута. Лед недоверия разрушен, настороженность отступила и сменилась готовностью к сотрудничеству. Что называется:

— Контакт?!

— Есть контакт!

2-Актерский тренинг

Часть первая

ооооооооооосоооооооооооооооооооооооооооооо

24. «ДОБРАТЬСЯ ДО КЛАДА!»

Сначала вся группа должна собраться в одном из углов комнаты (если игра происходит вне помещения, то отмечаются линия старта и линия финиша). В противоположный угол комнаты ведущий ставит сундук, мешок, чемоданчик, рюкзак — любое вместилище для Клада!

Затем он читает текст:

«Мы войти в пещеру. Она была просторна и полна свежего воздуха. Из-под земли пробивался источник чистейшей воды и втекал в небольшое озерцо, окаймленное густыми папоротниками. Пол был песчаный. Перед пылающим костром лежит капитан Смоллетт. А в дальнем углу тускло сияла груда золотых монет и штабеля слитков. Это были сокровища Флинта — те самые, ради которых погибли семнадцать человек из экипажа "Испаньолы"... Здесь находились монеты самой разнообразной чеканки... Мне очень нравилось сортировать их. Английские, французские, испанские, португальские монеты, гинеи и луидоры, дублоны и двойные гинеи, муадоры и цехины, монеты с изображением всех европейских королей за последние сто лет, странные восточные монеты, на которых изображен не то пучок веревок, не то клок паутины, круглые монеты, квадратные монеты, монеты с дыркой посередине, чтобы их можно было носить на шее,в этой коллекции были собраны деньги всего мира». (Стивенсон Р. -Л. Остров сокровищ. Киев: Свенас, 1994. С. 227, 229-230.)

— Не правда ли, захватывающая картина! Но в отличие от героев «Острова сокровищ» Стивенсона, вам еще только предстоит добраться до клада. Вся команда должна оказаться в той «пещере», куда я спрятал клад. Сделать это можно любым способом, но существуют жесткие запреты:

• нельзя касаться ногами пола/земли;

* нельзя, чтобы более двух человек использовали один и тот же способ передвижения от места старта до места, гда спрятан клад. (То есть каждый игрок или — максимум! — пара игроков должны искать новый способ передвижения.)

Круг друзей

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

На выполнение задания у вас есть семь минут! Секундомер будет остановлен в ту минуту, когда последний из кладоискателей доберется до мешка с золотом. Начали!!!

«Круг друзей»

У каждого из заданий следующего цикла актерского тренинга — свои цели и задачи. Общее для всех — работа в широком круге, дающем свободу движения и возможность всем видеть всех.

25. «ПЕРЕДАЙ!»

Смысл упражнения в том, что, начиная с ведущего, каждый передает по кругу «нечто». Игроки то принимают, то передают, как эстафетную палочку:

• воображаемый предмет...

Например, своему соседу я передал воображаемое яблоко. Как он догадался, что угощают его именно яблоком, а не стаканом чая? По форме моей кисти, удерживающей «яблоко», по тому, как я надкусил плод и с хрустом жую его... Предположим, тема этой эстафеты определена как «Застолье». Тогда сосед, получив от меня фрукт, во-первых, назовет его, а потом передаст своему соседу слева тоже что-то съедобное: банан, мороженое, конфету, стакан кока-колы... Угощаем друг друга, пока круг не замкнется!

Часть первая

OOOOOOOOOQOOOOOOOOOOOOOOOOOO' ООСОООООООООО

Всякий раз определяем тематику цепочки заранее: «Спортивные принадлежности», «Музыкальные инструменты», «Предметы быта», «Животные», «Магазин одежды»..,

«гримасу-настроение...

Передаем друг другу гримасу. Изображаем мимически настроение и подкрепляем его соответствующими жестами! Договоримся, что, «принимая» от меня гримасу-настроение, сосед пытается назвать эмоцию «по имени». <...>

Продолжаем круг. Это весело и очень полезно: даем мышцам лица поработать, ищем соответствие между настроением и «маской»... • i

Можно выполнить другую разновидность этого задания.

Первый актер из стоящих в круге демонстрирует товарищам позой и абстрактным звуком «образ» настроения, которое он испытывает сейчас. Вся группа вслед за этим повторяет этот настроение-образ как можно точнее. Аплодисменты! Следующий по очереди участник представляет свои эмоции, группа повторяет, аплодирует... Так — до завершения круга.

Упражнения из цикла «Передай!» можно проводить в усложненном варианте: с «накоплением». Тогда каждый следующий участник не просто определяет смысл той «эстафетной палочки», которую он получил, но и должен запомнить все предыдущие передаваемые предметы (имена, мимику, движения...) и отыграть их. «Фотоальбом» — одно из упражнений такого типа.

Круг друзей

ооо. ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

26. «ФОТОАЛЬБОМ»

Представьте себе: пришли вы в гости, а хозяева дают вам полистать фотоальбом.

Рассматривать его будем внимательно. Вглядываемся в лица, запоминаем движения.

Начнем с ведущего. Я встаю, называю свое имя и делаю любое (желательно не очень сложное) движение. Сосед слева от меня «открывает» первую страницу фотоальбома, а там — моя «фотография». Ему придется сперва повторить мое имя в сочетании с моим же простым движением, а уж потом добавить в альбом собственную «фотографию». Какую? Совершенно верно: встать, назвать свое имя и выполнить одно несложное движение, какое ему захочется.

Так и будем перелистывать альбом, начиная каждый раз с «фотографии» ведущего (имя + движение), а затем добавляя портреты все новых и новых участников. <...>

Только от нашей собранности и внимательности зависит, сколько снимков вместит наш альбом!

27. «БЕЛЬГИЙСКИЙ ШОКОЛАД»

К этой игре, которая хороша для снятия напряжения, ломки льда отчуждения и страхов перед малознакомыми еще товарищами по группе, необходимо подготовить минимальный реквизит:

• кубик из картона или плотной бумаги, примерно 20 на 20 сантиметров, — чтобы было видно всем игрокам;

• шарф;

• шляпу;

• тарелку;

• вилку;

• нож;

• плитку шоколада (не подтаявшую, а как можно более твердую!).

Часть первой

ооооооооооосоооооооооооооосооосооооооооооз

Это веселая (и вкусная!!!) игра попала в мой арсенал из Бельгии, которая, как известно, славится своим шоколадом. На самом деле шоколад для этой игры подойдет любой. Важно только, чтобы он был твердый, а не размякший.

Группа рассаживается на полу в круг. В центр круга ставят тарелку. На нее кладут вилку, нож и плитку шоколада.

Участники по очереди бросают кубик — до тех пор, пока у кого-то не выпадет цифра «6». Как только выпадает шестерка, игрок сразу же бежит в центр круга (остальные игроки продолжают бросать и передавать кубик!), надевает шарф, шапку, разворачивает шоколад и пытается съесть как можно больше с помощью ножа и вилки. Он уплетает шоколад до тех пор, пока очередному игроку не выпадет шестерка. Тогда тот сменяет предыдущего сладкоежку в центре круга, а находившийся в центре игрок возвращается на свое место в кругу. Игра идет до последней крошки шоколада.

Приятного аппетита и веселых минут!

28. «КРУГ И Я»

Для этого упражнения мне потребуется один смельчак. Аплодисментами встречаем первого физически и морально закаленного игрока! Группа образует тесный круг; который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного добровольца. И ему придется использовать все свои умственные и физические силы, чтобы прорвать эту дружескую блокаду.

На вхождение в круг'дается всего лишь три минуты. Нашему герою предстоит силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями...), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов...), хитростью (посулы, обещания, комплименты...), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить Игрока в центр.

Круг друзей

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо \^у

Итак, наш герой отходит от Круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спинами, сжавшись в тесное и сплоченное кольцо, взявшись за руки... Начали! <...>

Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали! <...>

В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков. Как они вели себя здесь, а как — в обычных житейских условиях? Есть ли разница между смоделированным и реальным поведением? Если есть (нет), то почему?

А теперь снова вернемся к упражнению, немного изменив задачу. Каждый, кто решится сыграть против Круга, обязан будет избрать и продемонстрировать абсолютно несвойственную ему стратегию поведения. Мы ведь в театре, вот и потребуется стеснительному — сыграть роль самоуверенного, даже нагловатого, гордому — «бить на жалость», а тому, кто привык к ассертивному поведению, — убеждать Круг тихо и абсолютно интеллигентно... Попытайтесь максимально вжиться в новую роль.

<...> Обсуждаем итоги этого этапа. Легко ли играть по чужому сценарию? Что дает нам вхождение в роль, в поведенческий стереотип другого человека? Что нового мы открыли в себе, в товарищах?

29. «КИТАЙСКИЙ ОСЕЛ»

Сразу же объяснюсь: название упражнения не обозначает ровным счетом ничего. Придуманная мной несколько лет назад, игра родилась с уже готовым, неизвестно откуда свалившимся названием. За прошедшие годы она стала настолько популярной, что изменить ее имя на что-то нейтральное и не требующее постоянных вводных объяснений не представляется возможным. Так что придется принимать упражнение как оно есть, вместе с уверениями в лояльности

Часть первая

ооооооооооосоооооо о о о о о оооооососоооооооооо

и уважении к китайскому народу (и к ослам как легитимным представителям животного мира)...

Упражнение замечательно работает как игра на знакомство, концентрацию внимания, быстроту реакции.

— Встаньте, пожалуйста, в широкий круг! Начинается упражнение с того, что каждый громко и внятно скажет свое имя. Все участники круга попытаются запомнить как можно больше людей по именам. Начали! <...> Спасибо!

Теперь начнем игру. Я хлопаю в ладоши и указываю на человека, стоящего в круге, называя одновременно его имя. Он, не тратя ни секунды, хлопает в ладоши, указывает на меня или любого другого игрока в круге и произносит его имя... Смысл заключается в том, чтобы (при очень высоком темпе игры!)'не забыть порядок действий: хлопок — указание на игрока — называние его имени. Важно не забыть и не перепутать имена игроков. Любая потеря темпа, заторможенное «включение» в игру, ошибка в имени приводит к поражению.

Упражнение продолжается до последнего участника, но если их слишком много, то ведущий может остановить игру в любое время. Не забываем приветствовать аплодисментами победителя либо участников, дошедших до промежуточного финала.

Проводить упражнение «Китайский осел» желательно в следующем порядке:

• объяснение правил;

• круг имен — каждый громко и внятно представляет себя, называя имя;

• пробная игра, дающая возможность размяться и проверить понимание игроками правил и позволяющая ведущему уточнить задания и установить приемлемый для упражнения темп;

• непосредственно игра.

Круг друзей

оооооооооооооооооо о о о о о оqooooooooooooqoooo

30. «ВОПРОС - ОТВЕТ»

Это очень эффективное упражнение на концентрацию внимания.

- Ведущий держит в руках 4—6 различных (абсолютно неважно каких) некрупных предметов.

— Надеюсь, всем знакомы предметы, находящиеся у меня в руках? Ручка, коробок спичек, ключи, монетка, зажигалка... (я взял первый попавшийся набор предметов для примера. Понятно, что каждый волен работать с тем, что находится в данный момент у него под рукой). Давайте представим, что мы впервые видим эти вещи. Сейчас начнем с ними «знакомиться», но делать это будем по кругу особым образом. Я как ведущий начну и буду «знакомить» с моими предметами соседей слева и справа.

Итак, я начинаю с ключа. Передаю его своему соседу со словами:.

— Это ключ!

— Что? — должен спросить меня он.

— Ключ, — повторяю я.

— Что?!? — продолжает изображать удивление мой партнер.

— Ключ! — не сдаюсь я.

— А, ключ... — Наконец мой сосед решает согласиться с моими доводами. Он забирает себе ключ и дальше передает его товарищу, следующему за ним по кругу, и повторяется тот же диалог:

— Это ключ. -Что?

— Ключ.

— Что?!!

— Ключ.

— А, ключ. — И ключ переходит к следующему человеку в круге.

До сих пор все упражнение выглядит до смешного простым, может быть, даже примитивным. Проблемы возника-

Часть первая

ооооооооооооооооооо о о о о ооооооооэоооооооооо

ют, когда ведущий начнет вводить в круг дополнительные предметы, пуская их то слева, то справа, то включая в эстафету игроков из середины цепочки. Очень быстро возникнет ситуация, когда игроки должны одновременно (не делая пауз в упражнении!) и принимать предмет с одной стороны, и отдавать другой предмет в противоположном направлении! В этом случае беседа между партнерами будет развиваться приблизительно так:

Первый участник — второму: «Это ключ», Второй участник — первому: «Что?» — и сразу же третьему участнику: «Это спички».

Первый — второму: «Ключ!»

Одновременно третий спрашивает второго: «Что?»

Второй: «Что?» (Обращаясь к первому.)

«Спички!» (Ответ третьему.)

Первый: «Ключ!»

Третий: «Что?»

Второй: «А, ключ» (первому, забирая у него при этом ключ).

«Спички!» (третьему, который после своего ответа: «А, спички!» этот коробок и заберет)...

Итак, чтобы успешно преодолеть все сложности, вам, участникам, предстоит проявить максимальную собранность, несмотря на всю путаницу и смех, естественно сопровождающий весь этот балаган. Успехов!!! <...>

«Запустив» в игру предметы, ведущий входит в центр круга, чтобы лично контролировать все приемы-передачи предметов в парах и тройках (в случае одновременного приема-передачи). Нужно добиваться от каждого участника правильного выполнения задания и точности «канонического текста» даже ценой многократного повторения.

Круг друзей

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

«КВС» — контакт,

взаимодействие,

сотрудничество

«КВС» — контакт, взаимодействие, сотрудничество. К созданию необходимой атмосферы для совместного творчества эти три кита имеют самое непосредственное отношение.

По духу своему задания этого раздела продолжают и развивают те, которые были приведены в разделе «Круг друзей». Но они не требуют круга как некой специфической формы для проведения репетиций.

В этом разделе вы найдете задания для пар участников и групповые упражнения, требующие осознанного партнерства, умения взаимодействовать, по-актерски пристраиваться для решения творческой задачи.

Важным элементом психофизического тренинга актера-любителя и сплочения театральной группы служит известное задание «Поводырь».

31. «СВИДАНИЕ ВСЛЕПУЮ»

Это задание поможет научиться концентрироваться на партнере. Его эффективность проявляется и в создании атмосферы сотрудничества, доверительных отношений, представления и переживания взаимной ответственности...

Часть перзая

оо.оооооо.ооооо.о.оооо оооооо оо.ооооооооооооо. о о о

Группа произвольно разбивается на пары, которые занимают центр комнаты, (Лучше, если вместе окажутся как можно менее знакомые люди.)

Возьмитесь за руки. Посмотрите на них внимательно, изучите руки партнера (2—3 минуты).

Закройте глаза и не открывайте их до окончания игры. Эта игра доставит вам удовольствие и окажется значимой только при соблюдении нескольких законов:

• до моей команды все находятся в игре, не открывая глаз;

• разговаривать нельзя;

• во время игры вы соблюдаете все меры предосторожности, чтобы не ушибиться самим и не нанести вреда товарищам.

Комната освобождена от мебели. Я слежу за тем, чтобы вы не наткнулись на углы и стены. Вы же отвечаете за себя, передвигаясь по комнате с вытянутыми (полусогнутыми в локтях) руками и открытыми наружу ладонями.

Задание заключается в том, что вам за короткое время (около 5-7 минут) необходимо найти своего партнера по рукам. Если вы считаете, что товарищ найден, просто останьтесь стоять в паре до окончания упражнения. Только тогда, открыв глаза по разрешению ведущего, вы сможете убедиться в правильности своего выбора.

После выполнения упражнения обсуждаем делимся впечатлениями.

— Какие чувства вызвало упражнение?

— Насколько уверены вы были в правильности своего выбора? Что внушало вам уверенность?

— Как вы пытались запомнить руки партнера? На какие признаки обращали внимание?

— Опишите ваш процесс поиска. Как долго вы продолжали его? Какие чувства испытывали, сталкиваясь с «чужими руками»?

— Изменилось ли что-то в отношениях между вами и партнером после окончания игры?

Круг друзей

О О О О 0 0 ОООООООООООО ОООООО О О О О О О О О О ООООООООО

32. «ПОВОДЫРЬ»

Разбиваемся на пары и в каждой паре определяем, кто из участников получает первый, а кто — второй номер. Первый будет исполнять функции поводыря, ведущего. Второму поначалу предстоит быть ведомым: он будет выполнять упражнение с закрытыми (или завязанными) глазами. Ведомому придется освоиться с новой ролью, с потерей одного из органов чувств, и попытаться заменить временно утраченную способность видеть окружающий мир обостренным внимательным слушанием, мобилизацией интуиции. Понятно, что от ведомого потребуется также доверие к своему партнеру-поводырю, берущему на себя ответственность за благополучие и безопасность товарища.

Для выполнения упражнения нам потребуется все пространство комнаты, входы и выходы из нее. Будет очень хорошо, если мы сможем использовать также коридор, смежные помещения, выход на улицу... Расширение пространства действия делает задание гораздо более значимым. Разумеется, вместе с актерами мы позаботимся о том, чтобы освободить предполагаемый маршрут движения пар от опасных или крупногабаритных посторонних предметов, от столов с острыми углами...

— Итак, мы начинаем упражнение «Поводырь». Поводырь проверяет готовность своего партнера к упражнению: если глаза ведомого завязаны, не давит ли ему повязка? Есть ли какие-то проблемы? Все готовы? Тогда я объявляю первый этап. Поводырь встает за спиной ведомого и кладет ему руку на плечо.

По ходу движения поводырь направляет своего товарища только с помощью руки, не давая никаких дополнительных команд. <...>

— Закончился первый этап упражнения. Теперь я прошу ведущего стать лицом к ведомому. Протяните друг другу руки так, чтобы ладонь ведущего была внизу, а ведомого — легла сверху на ладонь поводыря. На втором этапе вам предстоит пройти маршрут именно в такой «гибкой»

Часть первая

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

связке. В то же время старайтесь не терять контакта междуладонями: рука ведомого не должна соскальзывать с руки ведущего! Это непросто, но я верю, что после первого этапа вы стали лучше понимать друг друга, и это взаимопонимание поможет паре пройти второй этап задания не менее успешно. <.„>

— Мы продолжаем упражнение и вновь меняем стиль ходьбы. Поводырь встает сбоку или сзади ведомого без всякого физического контакта с ним. Теперь вам предстоит пройти совместный маршрут лишь с помощью словесных указаний. <...>

— Я хочу поблагодарить всех поводырей за ответственное выполнение задания. Спасибо следует сказать и ведомым, которые с доверием отнеслись к своим товарищам. Поблагодарите друг друга. Сейчас по моей команде вы получите возможность испытать те же чувства, которые только что пережил ваш партнер: вам предстоит поменяться ролями.

Надеюсь, что пары готовы? Мы начинаем упражнение вновь с первого этапа... <...>

Круг друзей

ооооооооооооооооооооооооосоооосоооосоооооо

После окончания упражнения усаживаемся в круг и рассказываем о своих впечатлениях в ходе игры.

— Что вы чувствовали, когда были ведомым? Легко ли доверить себя другому человеку? Чего вы боялись больше всего? Какое отношение вы испытывали к ведущему? Кто безоговорочно верил своему поводырю? Почему? Что заставляло вас с недоверием относиться к вашему партнеру?

Какие чувства вы испытывали, будучи ведущим? Обижало ли вас недоверие партнера, как вы его чувствовали? Удалось ли наладить между вами эмоциональную связь, что потребовалось для этого? Какой этап задания был наиболее сложен и почему?

Кем, по вашему мнению, быть сложнее: поводырем или ведомым?

Приведу еще один вариант упражнения. Попросим ведущего встать лицом к ведомому на небольшом от него расстоянии. Между игроками не будет никакой физической связи: на этот раз ведение будет осуществляться лишь голосом ведущего, который изберет для себя какой-либо звук и будет постоянно выпевать его. Ведущий будет вести своего партнера, оберегая от неожиданных столкновений. Весь путь ему придется проделать, в основном пятясь назад, чтобы постоянно видеть товарища и буквально прикрывать его собственным телом от других участников и случающихся в пути предметов. Ведомому предстоит научиться узнавать голос своего проводника, выделяя его среди других шумов и голосов, различая его по характеру звука, высоте, тембру. Все же, несмотря на некое неудобство в передвижении, этап этот необычайно интересен именно мобилизацией внутренних ресурсов обоих играющих.

Часть первая

оооооооооооооооооо о о о о о ооооооооооооо оооооо

зз. «не подглядывай»

Замечательный цикл упражнений, который развивает в актерах партнерские отношения, усиливает доверие, снимает внутренние зажимы, страхи и знакомит их со сценическим пространством, способами его освоения. Все задания этого цикла проводятся участниками с завязанными или просто закрытыми глазами. Протянем руки вперед на уровне пояса и выставим ладони для того, чтобы с боль-щей уверенностью передвигаться по комнате, не опасаясь наткнуться на людей или предметы.

Задания:

• выстроиться в шеренгу по росту;

• «образовать» геометрическую фигуру (квадрат, треугольник, круг, прямую линию);

• разойтись по углам комнаты так, чтобы в каждом углу находилось определенное количество участников;

• разбиться вслепую на группы по два (4, 6, 7...) участника.

34. «ПРЯТКИ НОЧЬЮ»

Прежде чем объяснить участникам задание, разобьем группу на пары,

— В детстве все мы любили эту простую и увлекательную игру — прятки. Сейчас попробуем сыграть в нее. Но в «Прятках ночью» есть одна особенность: искать товарищей придется с закрытыми глазами. Определять местонахождения игрока можно будет по:

• звуку шагов партнера;

• голосу партнера (в этом варианте от прячущегося требуется любое свое передвижение по комнате сопровождать непрерывным звуком или песней);

• по реакции группы; чем ближе ищущий от своего партнера, тем сильнее зрители хлопают в ладоши («горячо!»). И наоборот: нет хлопков, значит, прячущийся игрок находится далеко («холодно!»).

Круг друзей

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

35. «ЦИ1РА - ГРУППА»

— Начинаем быстрое спонтанное движение по комнате. Не сталкиваемся! Уступаем друг другу дорогу. Избегаем даже касания с партнерами!

Время от времени я буду называть цифру. После того как цифра прозвучала, ваша задача — в кратчайший срок разбиться на группы, равные по числу участников названной цифре. Прозвучала цифра «пять» — с максимальной быстротой все разбиваются на пятерки, «семь» — разбились на группы по семь участников в каждой. Те, кто остался в неполной группе, тоже объединяются вместе.

Еще одно условие: нельзя выбирать себе партнеров. Группы выстраиваются спонтанно из людей, находящихся в этот момент по соседству.

Есть вопросы? Все готовы? Начинаем движение! Увеличьте, пожалуйста, темп! Всячески избегаем касаний и столкновений с товарищами! «Семь!» <...> Уже прозвучала цифра, быстрее распределяемся по группам! Молодцы, эта семерка справилась первой. Эта группа закончила второй, а эта задержалась. В «остатке» у нас оказалось два человека. Прекрасно! Видно, что вы поняли законы и правила игры. Попробуем еще раз. <...>

После трех-четырех раундов останавливаем игру и ужесточаем правила:

— Пожалуйста, вспомните, как в горячке игры вы толкались, хватали друг друга руками, перетаскивая из группы в группу. Представьте себе, что на сцене вам тоже придется разбиться по группам... Уверен, что вы не захотите выглядеть перед зрителем подобной неорганизованной и шумной толпой. Так вот, сейчас то же самое задание вы выполните, абсолютно не используя руки. Уберите их за спину! Тот, кто забудет об ограничении и начнет пользоваться руками при распределении по группам, приведет к проигрышу всю свою команду. Я вынужден буду расформировать группу, и ей придется объединиться уже с другими участ-

Часть первая

оооооооооооооооооо с о о о о ооооооооооооооооооо

никами. Понятно, что фактор времени будет работать против вас.

Все готовы? Начали! <...>

Еще четыре-пять попыток, которые мы контролируем {насколько верно понято и исполняется задание, его быстрота и точность). Следим за тем, чтобы при распределении на группы участники не пользовались руками. Объявляем последний этап:

— Вы хорошо справились с заданием, но вновь забыли о том, что упражнения, которые мы выполняем, — это своеобразная тренировка перед выходом на сцену. Вы уже научились быстро распределяться по группам, не используя при этом руки. Почти не толкаясь. Но шум, который вы производите, сравним с шумом реактивного самолета или восточного базара. Давайте попытаемся выполнить то же задание в абсолютной тишине. Единственное средство связи между вами — это взгляд партнера.

Надеюсь, что все запомнили: руками не пользуемся, они спрятаны у нас за спиной, не разговариваем и при этом максимально быстро разбиваемся на группы в соответствии с называемой ведущим цифрой. Начали! <...>

Всем, кто работает с детьми определенного возраста, подростками, знакомо: «Я не хочу репетировать с ним, я хочу со своим приятелем!», «Я не буду играть с девчонкой...», «Я не хочу сидеть с мальчишкой...». Сходные проблемы могут возникнуть и в подростковой аудитории, и даже в группе взрослых самодеятельных актеров как следствие зажима. Ощущение неловкости от первых встреч с незнакомыми людьми, излишней природной застенчивости...

Круг друзей

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

Так вот, вышеприведенное упражнение практически избавляет вас от необходимости вникать в тысячу и одну причину субъективных несовместимостей.

Скажем, для следующего упражнения вам необходимо, чтобы вместе работали четыре участника. Назовите цифру «четыре» (проследите за скоростью, спонтанным делением на группы!), и вы получите необходимые для работы четверки. Теперь можете начинать объяснение задания: все актеры воспримут деление как неизбежную данность, не вызывающую споров.

С той же логичностью и тем же успехом вы решите проблему распределения большой группы на определенное количество подгрупп. Предположим, вам необходимо продолжить репетицию в четырех подгруппах. Вы знаете, что на площадке находится двадцать человек. Назвав в последнем раунде цифру «четыре», вы получите пять подгрупп по четыре человека...

36. «ОТВЕЧАЙ ЗА СЕБЯ!»

— Нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения к поступки) люди подобного типа боятся.

Есть и другой тип — неуемные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы «мир непременно погибнет!».

Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к «ведомым», либо к «лидерам», либо к какой-то смешанной — между тем и другим типом — группе.

В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придется и явным активистам, и крайним «пассивис-там», потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно! Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчи-

Часть первая

ооооооооосоооооооооооооооооооооооооооооооо

тывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Слушаем задания и пытаемся как можно лучше справиться с ними.

ВНИМАНИЕ!!! Любой контакт между участниками запрещен: ни разговоров, ни знаков, ни хватания за руки, ни возмущенного шипения, ничего! Работаем молча, максимум — взгляд в сторону партнеров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!.

— Прошу группу построиться в круг! <...> Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально быстро и точно встала в круг.

Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А немалая часть из вас стояла в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность:

• выстройтесь в шеренгу по росту;

• образуйте два круга;

• выстройтесь в три шеренги с равным количеством участников;

• образуйте три квадрата;

• образуйте четыре треугольника;

• изобразите живую скульптуру «Звезда», «Медуза», «Черепаха»... <...>

После выполнения всех заданий под постоянным жестким контролем ведущего — обсуждение.

— Кто из вас лидер по натуре? Легко ли было отказаться от руководящего стиля поведения? Что вы чувствовали? Успокоил ли вас очевидный успех группы в попытках самоорганизации? Теперь вы больше надеетесь на товарищей, не так ли? Не забудьте, что и каждый из вас внес свою лепту

Круг друзей

ооооооооооооооооооооооооообооооооооооооооо

в общую победу! Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было оценок, советов, указаний? Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?..

37. «САД СКУЛЬПТУР»

Участники разбиваются на пары. Первый номер — скульптор, второй — глина, принимающая под рукой мастера причудливую форму.

После 5-7 минут работы скульпторы прекращают заниматься глиной, и «изваяния» застывают. Наступает время для «прогулки по саду скульптур» — приглашаем всех ваятелей пройти между памятниками и полюбоваться работой

Часть первая

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

коллег. Хорошо, если вы сможете дать скульптуре имя и ваша догадка совпадет с замыслом автора-ваятеля!

Затем каждый возвращается к своей паре. По хлопку — смена ролей: бывшая скульптура оживает, превращаясь в художника, а номер первый соответственно становится податливой глиной.

38. «ПО ОДНОМУ!»

Здесь предложено два варианта упражнения, которое потребует от участников координации действий, максимальной сосредоточенности и терпения. Это еще одно из заданий, помогающих не только выстраивать партнерские отношения, которые важны во время репетиций, на сцене—в ходе подготовки к выступлению и спектаклей, но и создающих отношения сопричастности (к группе, к общему делу, к спектаклю...).

Вариант 1

Группа садится в круг.

Задание: сосчитать от одного до двадцати одного, называя цифры по порядку. Каждый из участников за один раз может назвать не более одной цифры. Сложность в том, что не устанавливается никакой очередности. Наоборот, любой намек на установление игроками порядка входа в игру немедленно пресекается ведущим. Поэтому, как правило, несколько игроков, не зная о намерениях друг друга, одновременно вступают в игру и называют следующую по порядку цифру. В этом случае возвращаемся к исходной точке, и счет возобновляется с единицы.

Партнеры должны проявить максимум собранности и эмпатичности, чтобы предугадать действия других участников и не назвать цифру одновременно с другими игроками.

Вариант 2

Итак, прошло немало времени, пока вы тренировались в умении понимать друг друга с полувзгляда. И в конце концов команде удалось досчитать до двадцати одного, не пе-54

Круг друзей

оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо

рессорившись и научившись самостоятельно отвечать за собственные просчеты и ошибки. Молодцы!

Теперь попробуем выполнить сходное задание в другой форме. Прошу выйти на площадку 10—12 добровольцев. (Упражнение эффективно при 8—15 участниках. При большем количестве затрудняется контроль, при меньшем — задание станов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...