оооооооооооооооооо оооооо оооооооооооооооооо
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 как постановка спектакля занимает времени от полугода и больше. 3. В отличие от обычной театральной труппы, занимающейся постановкой спектакля, участники «Театра-дилеммы» за один вечер могут сыграть несколько различных по характеру и важности ролей: от протагониста до второстепенных персонажей. Такая гибкость и «актероемкость» методики позволяют снять остроту конкуренции между «пре-мьерными исполнителями» и тем, кому в спектакле достался эпизод или вообще пресловутое «Кушать подано!». В итоге—и опыта сценического больше, и «звездной болезнью» проще не заразиться! К моей радости, в большинстве случаев разговоры с коллегами по театральному цеху завершались совместной работой в проекте, к взаимному удовольствию сторон. Лишь дважды победила позиция «чистого искусства», когда, призвав меня «не путать Божий дар с яичницей», собеседники оставили стол переговоров, унося свои нерастраченные таланты в тайный сумрак кулис и терпкость театральных фестивалей. А наши молодежные группы продолжали выступать в своем жанре, придумывали свои «пьесы из жизни» и с успехом работали над классической и современной драматургией, ставя Лопе де Вега и К.Чапека, У. Сарояна и А. Пушкина, Ш. Перро и израильского Ханоха Левина... За годы существования проекта у всех его участников выработалась определенная система взаимоотношений, возникла некая структура программы. Об обязанностях исполнительного и художественного руководителей я уже писал выше. Режиссеры — ведущие групп — это следующий пласт работников «Драмы-дилеммы». Если молодежную театральную группу я назвал фундаментом нашего общего дома, то моих коллег-режиссеров можно было бы метафорически определить как его стены. Они — это то, что обеспечивает постройке не только устой-
От первого лица оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо чивость, определяет ширину и высоту, но и придает всему зданию особенный, отличный от других внешний вид. Каждый из руководителей групп — человек театра. Это проявляется и в формальном документе об окончании того или иного театрального вуза, и в самом духе творческой профессиональной работы с молодежью. При этом каждый из них еще и педагог, психолог по призванию, друг, воспитатель... Они очень разные в своих театральных пристрастиях, верности той или иной теме, школе, жанру... Доктор Владимир Левин — режиссер-ветеран в «Драме-дилемме». В проекте он один из первых участников. И все эти годы его молодежные театры отличались от других групп своей театральностью, метафоричностью постановок. Использование музыки, внимание к жанру пластической драмы, обилие режиссерских приспособлений, облегчающих молодому актеру выполнение сценической задачи, — вот особенности творческого почерка Володи. Человек с большим профессиональным и жизненным опытом, признанный специалист в сценарном деле, в режиссуре массовых театрализованных зрелищ, он не кичится своим статусом, а всегда «готов упасть на амбразуру». Этой фирменнной фразой мой товарищ определяет постоянную готовность прийти на помощь любому, кому она потребуется. А в семинарах, которые Владимир Левин проводит для студийцев, темы могут быть самыми разными: от «Творческих идей Вахтангова» до «Природы смешного в театре», от «Жанров сценического текста» до «Техник актерской пристройки и приспособления к партнеру»... Марина Меламед — выпускница Иерусалимского колледжа визуального театра, давно и серьезно занимается авторской песней, кукольным театром. Ее грукпа была гостеприимным хозяином встречи в дни праздника Пурим-98. Все молодежные театры, принимающие участие в «Драме-дилемме», приехали в Маале-Адумим, целый день занимались в студиях грима, пантомимы, уличного театра, работали с огромными куклами, репетировали традиционное
Часть вторая ооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооос в Пурим карнавальное шествие и представление. А вечером вся эта братия с шумом двинулась от клуба в центр города. Успех был огромным! Ирина Семин уже несколько лет назад получила диплом психодраматиста, а в то время только начинала изучать психодраму в колледже «Тель-Хай». Человек энергичный, творческий, Ирина работала в клубе в качестве инструктора молодежи. Когда мы познакомились и она узнала о методике «Драмы-дилеммы», то первой ее идеей стало создание молодежной группы, которая будет учиться с помощью нашей методики и театру, и психологии общения. Через два года после создания молодежного коллектива ее питомцы не только сами продолжали учиться сценическому мастерству, но и открыли младшую группу для учеников четвертых-шестых классов. Ирина начала целый проект по подготовке «театральных вожатых». Но и это еще не все! Мы были свидетелями интереснейшего эксперимента, когда подростковая и пенсионерская группы играли в рамках одного вечера, организованного в хостеле для пожилых людей. Споры о семейных проблемах, службе в армии, смысле жизни, религии приобрели в этой встрече черты не «конфликта поколений», а «диалога отцов и детей». А вот молодой режиссер Илан Парьенте вместе со своей группой экспериментировал с возрастом прямо противоположным. Представьте себе «Театр-дилемму» в детском саду! Сперва девчонки из его группы отправились на переговоры с воспитательницей, зажгли ее идеей театрального утренника. Затем несколько дней провели в детском саду, изучая тамошние нешуточные проблемы: как поделиться любимой игрушкой; что делать, если очень-очень-очень хочется домой, а мама не приходит; как завоевать расположение воспитательницы Сигалит?.. На самом представлении дети иногда начинали стесняться публики (что поделать — недостаток сценического опыта сказывается!). Тогда От первого лица оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо они подходили к одной из четырех молодых актрис, за руку выводили на сцену, шептали на ухо, что же им хотелось сказать в инсценированном споре, а воспитанницы Илана вслух «озвучивали» идеи малышей. Так своеобразно проявлялись в детском саду психодраматические техники «дублирования» и «вспомогательного Я».
...Все режиссеры, работающие в рамках проекта, встречались на своих профессиональных семинарах раз в два месяца. Эти встречи необходимы для обмена опытом, совместного планирования, получения представления о том, как работается группам. Кроме того, почти всегда режиссерский семинар — это еще и учеба. Мы постоянно приглашали к себе специалистов из разных сфер: руководителя группы «Плейбек» Иуду Брегмана, мима Геннадия Бабицкого, известного специалиста по психодраме Элиава Нагарина, психолога Вячеслава Погребинского, актрису Номи Аккер-ман, режиссера и педагога Амира Орьяна, ведущих групп Нили Венецию и Поля Грифина, преподавателей методики телесной терапии «Контакт» Тамира Гилада и Дора Ша-хара... Охотно учились у коллег, друг у друга. Эта любознательность, как и любовь к театру, по-видимому, заразны, потому что и у подростков мы с удовольствием отмечаем симптомы той же болезни! Всегда после проведения «белых ночей» (это ночной семинар, когда все вместо сна играют, учатся до шести утра), театральных лагерей мы просим заполнить анкету участника, написать, что понравилось больше всего. Ответ в разных интерпретациях повторяется от встречи к встрече — «Учиться!» И этот аппетит к интересным людям, новым знаниям, пробе своих сил в разных театральных жанрах мы всячески приветствуем и поддерживаем в ребятах. Но совместная учеба — это лишь одна из целей молодежных встреч. Вторая цель — встреча как таковая. Общение, тусовка. Ощущение освобождения от привычных обязанностей, знакомого окружения, от родителей, в конце концов... Чувство собственной значимости, ответственности, причастности к группе, азарт необъявленного Часть вторая оооооооооооооооооо оооооо оооооооооооооооооо состязания: какая группа будет лучше, ярче в выступлениях и конкурсах, кто будет замечен как лучший актер, сценарист, товарищ...
Никакой необходимости в формальном объявлении соревнования нет — эти сравнения и оценки возникают у самих ребят спонтанно из опыта совместной творческой работы групп. Одним из успехов проекта, я считаю, является поощрение инициативы и реальная передача полномочий молодым лидерам. Это чувство ответственности для многих подростков — желанная нагрузка. Почему? Да потому, что не важно, за что ты отвечаешь: за работу звукоусиливающей аппаратуры, подготовку спектакля или написание сценария для традиционного «Посвящения в актеры», — важно то, что тебе доверили. Значит, ты способен справиться с поставленной задачей. Значит, тебя уважают. А если будет сложно, то всегда придут на помощь, так что ты не один! В нашем юбилейном пятом лагере — Деревне ис-кусств-2000 — впервые реально заработал молодежный Совет лагеря. До того мы пытались заняться самоуправлением, даже выбирали в совет представителей групп. Но структура была мертворожденной и скорее лишь обозначала стремление к демократическим переменам, чем реализовывала права подростков в реальности. Теперь же одиннадцать представителей групп стали полноправными партнерами режиссеров и директората Деревни искусств. Совет был рупором общественного мнения, отвечал за проведение общелагерных дел — от общей идеи «Театрального кафе», «Посвящения в актеры» или вечера-диско до распределения ролей, организации и проведения вечера, уборки помещения и возврата ключей завхозу. ...Последняя ночь в лагере. Группы разбрелись по зеленым лужайкам, в темноте видны только огоньки передаваемых по кругу свечей. Вместе с режиссерами ребята подводят итоги четырех интенсивных дней. Я сижу в круге своего театра. Рядышком — Миша Сулейменов, один из тех, с кого семь лет назад начиналась «Ювента». Уже давно он работает, он модный преуспевающий молодой парикмахер, но в душе — актер, поэтому при любой возможности присоединяется к нам. А рядом с ним две Юлии — две подружки. Они еще так мало знают и умеют в театре! Так замыкается круг поколений «Ювенты». А может, не замыкается, а продолжается?! Вот — Мири и Ширан — двое из примкнувшей к нам в последнее время четверки коренных израильтян. Ширан так увлеклась всем тем, что у нас происходит, что начала учить русский язык. Поет русские песни, вставляет в речь русские словечки, очень старается полностью выкладываться на плошадке. А Мири — природно органичная молодая актриса. Научится — будет из нее толк. Обе страшно довольно четырьмя днями, проведенными вместе, и Ширан, расчувствовавшись, обращается к друзьям на ломаном русском: «"Ювента", я тебя люблю!» Антон месяц назад отыграл серьезнейшую роль в нашем последнем спектакле. После пяти лет в театре он выходит на профессиональную дорогу — поступил в театральный колледж. О том, что «Ювента» продолжится новым поколением, говорят Алена и Тома. Они, как и Антон, пять лет провели с нами. Теперь — армейский призыв, но обещают появляться в дни увольнений. Люся, Римма и Таня были нашими представителями в Совете лагеря. Рассказывают о том, насколько значима была для них эта роль. Люся, передавая по кругу горящую свечу, говорит: «Этот лагерь останется со мной на всю жизнь...»
А Владик добавляет: -- Это — единственное место, где все равны! 2008 год, апрель Методика «ДИД» родилась 15 лет назад. Уже почти 10 лет, как проект не существует в своем первозданном виде — закончилось финансирование. Но остался инстру- Часть вторая оооооооооооооооооо оооооо оооооооооооооооооо мент — техника, методика «Драмы-дилеммы». Я и мой друг-коллега Володя Левин по-прежнему пользуемся этим инструментом достаточно активно. Термин прижился в театрально-педагогическом мире, стал известен в «городах и весях»... Свои семинары я провожу в разных странах, для людей разных возрастов и профессий. Звонки и письма, приходящие по электронной почте, говорят о том, что для многих «Драма, импровизация, дилемма» стала палочкой-выручалочкой, любимой техникой в театральной педагогике. Ведущие групп пользуются методикой в ходе психотренингов и подготовки профессиональных коммуникаторов, руководителей предприятий, менеджеров... Время от времени судьба дарит мне новые встречи с героями этой книги. ...Всю прошлую неделю вместе с Володей Левиным мы проводили семинары по «драме-дилемме» в школах. В этот раз темой встреч была экология, участие каждого из нас в охране окружающей среды. Как и 10 лет назад, основная проблема заключалась не в том, «как поднять» шестиклассников на площадку, заинтересовать, объяснить методику... Вся энергия уходила на то, чтобы как-то сдержать шквал эмоций, идей, желаний высказаться, которые вызвала «Драма-дилемма» у мальчишек и девчонок. «Приходите еще!!!» — требовали и дети, и учителя. * * * ...Сегодня раздался звонок от Илана Париенте: — Опять прочитал твою книгу, что слышно? Как «Драма-дилемма»? Соскучился. Мы встретились. С тех пор как завершилась история проекта, дороги наши разошлись. Тем приятнее было узнать, что один из моих наиболее темпераментных оппонентов (помните: «Я хочу в театре Шекспира и Лопе де Вега, а не кухонные сцены!!!»?) все эти годы не забывал нас, пользовался методикой «дид». Весь последний год Илан очень успешно вел занятия по «драме-дилемме» в подростковом клубе городка Рош а-Айн. И дети, и «заказчики» — в восторге! * * * Не так давно на свою долгожданную свадьбу пригласил меня Толик, один из первых выпускников «Ювенты», наш неповторимый Режиссер («Как это делается» по К. Чапеку), организатор ювентийских вечеров... За отдельным свадебным столом собралось повзрослевшее поколение молодежной Театральной студии... За спиной у них уже и армия, и университеты, и работа. Римма, Лариса, Софа — уже давно мамы. Костик, Володя, Ави — женаты, теперь и Толик присоединяется к «семейному клубу». Тома не смогла приехать — она уже несколько лет как закончила Театральное училища Нисана Натива, с успехом играет в телесериалах, профессиональная актриса театра, — у нее сегодня спектакль. Алена занялась изучением рекламы. Лена и сегодня — «в поисках себя и места приложения недюжинных сил». Мишка Сулейменов вдохновленным вернулся из Москвы с Чемпионата мира по парикмахерскому искусству, совладелец модного парикмахерского салона, лауреат всевозможных конкурсов, стилист, визажист, он и сегодня с благодарностью вспоминает уроки «Ювенты». Антон год вел программу на центральном телевидении, поездил по миру, оставил изучение режиссуры и ушел с головой в музыку — записал новый диск. Часть вторая оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооосо Саша Резников преподает игру на гитаре, окончил Академию музыки и активно концертирует. Люся и Таня по-прежнему неразлучные подруги, теперь — студентки вуза. С ними и с Элен мы встречаемся каждую неделю в Центре молодежной инициативы МИКС. Они не устают от репетиций, берут на себя многие менеджерские функции в подготовке театральных программ, с удовольствием играют «из старенького» — избранные сцены и скетчи из репертуара «той "Ювенты"», пишут стихи, занимаются саморазвитием... Я спросил у сидящих за праздничным «ювентийским» столом, нужен ли в этой книге еще один раздел — «Десять лет спустя...»? Они сказали: «Не нужен!» Бывшие «ювентийцы» стали взрослыми, обзавелись семьями, профессиями, новыми увлечениями. Нам есть что вспомнить, о чем поговорить во время нечастых встреч — так много у каждого изменений, планов, событий... Так что ни одной книге не угнаться за жизнью! Оставим их там, в августе 2000 года, в последнем театральном лагере «Драмы-дилеммы» — молодых, загорелых, скандирующих под глубоким звездным небом: - МЫ - ВМЕСТЕ!!! БИБЛИОГРАФИЯ 1. Carrell, Susun. Group exercises for Adolescents a manual for therapists// Sage Publications, Inc., 2000. 2. Christopher, Elizabeth M., Smith, Larry E. Leadership training. Kogan page Ltd, 1993. 3. Kellerman, Felix Peter. Focus on Psychodrama // The Therapeutic Aspects of Psychodrama. Jessica Kingsley Publishers, L. and Philadelphia. 1992. 4. Moreno, Jacob Levy. Psychodrama, Vol. I. 3d Ed. Beacon (N.-Y): Beacon House, 1964. 5. Pais, Patrice. Dictionnaire du theatre. MESSIDOR editions sociales. Paris, 1987. 6. Psychodrama inspiration and technique. Edited by Paul Holmes and Marcia Karp. Tavistok/Routledge, London and N.-Y, 1991. 7. Satir, Virginia, Baldwin, Michele. Satir Step by Step: A Guide to Creating Change in Families. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books, 1984. 8. Satir, Virginia. New Peoplemaking. Palo Alto, CA: Science and Behavior Books, 1988 9. Бродецкий А. Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания: Учебное пособие для вузов.М.: Владос, 2000. 10. Выготский Л. С. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998. 11. ЗимбардоФ. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991. 12. Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология. 4-е изд. СПб.: Питер, 2000. 13. Кипнис U. Драмотерапия. М.: Ось-89, 2002. 14. Кипнис М. Тренинг коммуникации. 3-е изд. М.: Ось-89, 2007. 15. Кипнис М. Тренинг творческого мышления. 3-е изд. М.: Ось-89, 2007. 16. Кипнис М. Тренинг лидерства. 3-е изд. М.: Ось-89, 2008. 17. Кипнис М. Тренинг межкультурного взаимодействия. М.: Ось-89, 2006. 18. Козлов Н. И. Формула личности. СПб.: Питер, 1999. 19. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. М.: Прогресс, Универс, 1994. 20. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Ювента, 1999. 21. Рудестам Кьел. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 1998. Интернет-сайты: www.aettranslation.com: http://mirslovarei.com ЗОЛОТОЙ $ОНД АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА Гиппиус С. В. Дктгрский тренинг. Гимнастика чувств. Твердый переплет, 384 с, 224 р. Перед вами новое дополненное и переработанное издание книги известного театрального режиссера и педагога С. В. Гиппиуса. Не одно поколение будущих актеров и режиссеров обращалось к этой книге. 400 упражнений, представленных здесь, помогут освободить воображение, развить способность к перевоплощению, творческую фантазию и интуицию. В основе всех упражнений — признанная во всем мире за эталон актерского мастерства — система Станиславского, глубоко осмысленная и переработанная автором. Книга станет прекрасным пособием не только для актеров, режиссеров руководителей творческих студий, театральных педагогов, но и психологов, так как представленные упражнения давно и с успехом используются во время личностных тренингов. Информацию о том, как приобрести эту и другие книги издательства см. на с. 256. КНИГИ — ПОЧТОЙ www.p-evro.ru Все цены даны с учетом пересылки
ВНИМАНИЕ! Цены указаны с учетом почтовых расходов по состоянию на май 2008 года. Перечисленные книги возможно приобрести наложенным платежом, направив заказ по адресу Службы «Книга-почтой»: 195197, Санкт-Петербург, а/я 46, Богатыревой Е. Н. Книги также можно заказать по телефону: (812) 927-27-93, или на сайте www.p-evro.ru Полный каталог Службы «Книга-почтой» высылается по заявке БЕСПЛАТНО. По вопросам приобретения книг оптом обращайтесь по телефонам: Москва: (495) 232-17-16,615-01-01, Санкт-Петербург: (812) 365-46-04
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|