Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.8.2. Диагностика. 2.8.3. Психологическая помощь




2. 8. 2. Диагностика

Данный кризис можно диагностировать на основании анализа беседы с су­пружеской парой. Маркерами кризиса, связанного с созданием семьи в случае повторного брака, выступают:

· конфликты, возникшие в результате ролевой неопределенности членов новой семьи;

· конфликты, связанные с неадекватными установками, ожиданиями и притязаниями к новому брачному партнеру, основанные на опыте пре­жних брачных отношений;

· нарушение внешних границ новой семьи, выражающееся, как правило, в практически полном отсутствии контактов с расширенными семьями, вызванное непринятием ими нового брака, партнера или его детей;

· проблемы в детско-родительских отношениях (перевернутая иерархия, проявляющаяся в виде неподчинения ребенка неродному родителю; конкуренция между родным и неродным родителями одного пола за право быть «лучшим родителем» ребенку; высокий уровень конфликтности между родителем и приемным ребенком и др. );

· отсутствие близости между членами объединившихся семей;

· разочарование в новом браке и брачном партнере, основанное на не­оправдавшихся или нереалистичных ожиданиях.

Проверка терапевтических гипотез может осуществляться с помощью сле­дующих методик:

· выявление уровня сплоченности семьи (величины психологической ди­станции), семейной иерархии, границ семьи — методики FAST (тест Ге­ринга), «Семейная социограмма», FACES-3;

· анализ ролевой структуры семьи — методика «Ролевые ожидания и при­тязания в браке» (А. Н. Волкова), анкета «Семейные роли» (в модифика­ции А. В. Черникова);

· выявление степени адекватности восприятия брачного партнера — ме­тодика «Мое письмо о супруге» (С. А. Белорусов);

· определение эмоционального фона семьи и некоторых параметров супру­жеских отношений — методика «Удовлетворенность браком» (В. В. Сто-лин, Т. М. Романова, Г. П. Бутенко), опросник «Понимание, эмоциональ­ное притяжение, авторитетность» (А. Н. Волкова);

· выявление нарушений в детско-родительских взаимоотношениях — опросник «Анализ семейного воспитания» (АСВ); диагностика детско-родительских отношений; методика «Родителей оценивают дети» (РОД); опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI); опросник «Взаимодействие родитель—ребенок»; методика диагностики родительского отношения; тест «Диагностика эмоциональных отноше­ний в семье».

2. 8. 3. Психологическая помощь

Можно выделить следующие группы проблем, по поводу которых семья повторного брака обращается к психологу:

1. Трудности в отношениях между супругами. Помощь консультанта в этом случае заключается в информировании брачных партеров о норматив­ных психологических трудностях, связанных с созданием новой семьи, и проведении супружеской терапии.

2. Трудности в отношениях неродного родителя с ребенком. Здесь важно прояснить отношение ребенка к повторному браку родителя, особенно­сти восприятия неродным родителем ребенка, а также помочь выявить взаимные претензии и ресурсы для построения более гармоничных от­ношений.

3. Структурные семейные нарушения, связанные, как правило, с возник­новением отношений в виде треугольника (например, «мать-отчим-ребенок» или «отец-ребенок—отчим» и т. п. ). В таких ситуациях важно поддержать диадные отношения взрослых членов образовавшихся тре­угольников и помочь им обходиться с имеющимся в них напряжением, не вовлекая при этом во взаимодействие ребенка.

4. Трудности в установлении отношений с членами расширенной семьи, обусловленные отсутствием принятия со стороны последних нового брака.

Наиболее важным аспектом психологической помощи семье повторного брака в каждом из этих случаев является информирование супругов о возмож­ных нормативных психологических трудностях, связанных с построением но­вых отношений (особенно для семей с детьми от предыдущих браков). Необ­ходимо объяснить супругам важность поддержания отношений с бывшим партнером в рамках родительских ролей для сохранения психического и эмо­ционального благополучия ребенка. Адаптация к новой семье у ребенка про­исходит легче при условии, что отношения с родителем, не проживающим с ребенком, носили деструктивный характер либо вовсе отсутствовали. При на­личии позитивных отношений с родным родителем необходимо рекомендо­вать членам новой семьи не запрещать контакты с ним, относиться с особой деликатностью и внимательностью к чувствам ребенка, дать ему время для адап­тации к новой ситуации, оказывать ему поддержку, не форсировать процесс установления близости, не принимать жестких воспитательных мер. Не следу­ет заставлять ребенка называть неродного родителя мамой или папой.

В ряде случаев целесообразно приглашать на консультацию родного отца (мать) ребенка для оказания помощи в распределении областей ответственно­сти, зон влияния на ребенка.

Очень важно, чтобы ребенок не стал инструментом мести одного родителя другому. Если выявляются факты манипулирования ребенком расставшимися родителями с одной или с обеих сторон, желательно организовать встречу ро­дителей для окончательного прояснения и эмоционального завершения пре­жних отношений. Целью данной встречи должно явиться заключение согла­шения между ними по вопросам их дальнейшего взаимодействия как родителей. Важно, чтобы ребенок знал, что, несмотря на то, что родители расстались, каж­дый продолжает считать его своим ребенком и любит его.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...