Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пример. 2.6.2. Диагностика




Пример

За помощью к психологу обратилась Полина П., молодая девушка 19 лет. Из беседы стало известно, что она учится на первом курсе престижного вуза на бюджетном отделении. Полина испытывала сомнения: продолжать учиться или бросить вуз и уехать домой. В том случае, если она оставит учебу, ей придется поступать заново и, возможно, на платное отделение. Из беседы стало известно, что будущая специальность ей очень нравится и она хотела бы продолжить учебу. Однако с некоторых пор мать Полины стала жало­ваться на то, что жизнь без нее невыносима, что ей не хватает поддержки, а отношения с мужем (отчимом девушки) оставляют желать лучшего. Кроме того, здоровье матери в последнее время сильно пошатнулось. Понадоби­лись дорогие лекарства и уход. Волнение за мать, материальная зависи­мость от родителей, чувство вины осложняли дальнейшее пребывание Поли­ны в другом городе и склоняли ее в пользу возвращения домой.

Помощь заключалась в выявлении скрытой мотивации выборов: вернуться домой или продолжить учиться в вузе. Как оказалось, отношения с мате­рью всегда были очень близкими, а отъезд на учебу — это первая длитель­ная разлука Полины с семьей, и в связи с этим она не всегда комфортно чувствует себя в общежитии. Ситуация усугублялась еще и тем, что в семье Полина играла роль своеобразного «буфера» между матерью и отчимом, чьи отношения с ее отъездом сильно обострились. Таким образом, с одной стороны, были выявлены потребности Полины в принадлежности — в том, чтобы оставаться членом семьи, быть послушной девочкой. С другой сто­роны — у нее сильна потребность в саморазвитии и самореализации, в получении выбранной профессии. Поскольку эти потребности противоре­чили друг другу, дальнейшая работа была направлена на осознавание По­линой собственных желаний и поддержку ее выбора.

Молодой человек может продолжать выполнять функцию семейного ста­билизатора, даже если он живет отдельно от родителей — например, посред­ством симптоматизации или девиации его поведения. Он может оказаться не­состоятельным в профессиональной либо личной сфере, у него могут появиться какие-либо проблемы (финансовые, правовые, проблемы со здоровьем и т. д. ). В этом случае семья, поглощенная решением трудностей ребенка, вновь обре­тает стабильность и целостность, словно он и не покидал ее. Следовательно, до тех пор, пока молодой человек будет несостоятельным, родители могут про­являть свою совместную заботу о нем, избегая таким образом необходимости выстраивания отношений друг с другом.

Процесс сепарации в диаде «родитель—ребенок» обусловлен историей жизни нескольких поколений семьи. Чем более успешным было отделение родителей в юности от собственных родительских семей, тем легче им будет «отпустить» своего ребенка, поддержать его в приобретении автономии.

2. 6. 2. Диагностика

Переживание данного семейного кризиса и его разрешение будут зависеть от характера преодоления семьей предыдущих кризисных периодов, в особен­ности оттого, насколько родителями была поддержана все возрастающая взрос­лость подростка.

Маркерами данного семейного нормативного кризиса периода выступают:

· рост беспокойства и уровня тревожности членов семьи;

· депрессивные состояния членов семьи;

· появление у родителей чувства одиночества, ощущения ненужности, невостребованности, а также страха надвигающейся старости в связи с отдалением ребенка от семьи;

· соматизация и/или девиация поведения молодого человека, покидаю­щего (или покинувшего) родительский дом;

· рост напряжения в детско-родительской подсистеме, повышение конф­ликтности, появление претензий и упреков (чаще всего со стороны ро­дителей);

· повышение уровня конфликтности в супружеской подсистеме, обуслов­ленное актуализацией супружеских проблем, не решенных на предыду­щих этапах развития семьи;

· ригидность семейной системы, выражающаяся в неспособности роди­телей принять факт взросления ребенка и его потребности в отделении от семьи;

· высокий уровень сплоченности семьи, затрудняющий процесс сепара­ции и уход детей из семьи;

· манипулятивный характер взаимодействия членов семьи, связанный с избеганием ответственности за необходимость осуществления структур­ных изменений (см. Приложение 5);

· общая неудовлетворенность членов семьи сложившейся семейной ситу­ацией.

Для диагностики данного кризиса могут быть использованы следующие методики:

· анализ семейной истории и характерных паттернов взаимоотношений — методика «Генограмма» (М. Боуэн);

· выявление уровня сплоченности семьи (длины психологической дистан­ции) — методики FAST (тест Геринга), «Семейная социограмма» (Э. Г. Эйдемиллер, О. В. Черемисин), FACES-3 (Д. X. Олсон, Дж. Порт-нер, И. Лави, в адаптации М. Перре);

· выявление взаимных претензий, обид и оценок супругами друг друга — методика «Мое письмо о супруге» (С. А. Белорусов);

· выявление эмоционального фона семьи и некоторых параметров супру­жеских отношений — методика «Удовлетворенность браком» (В. В. Сто-лин, Т. М. Романова, Г. П. Бутенко), опросник «Понимание, эмоциональ­ное притяжение, авторитетность» (А. Н. Волкова);

· выявление уровня семейной тревоги — опросник «Анализ семейной тре­воги» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис);

· диагностика депрессивных состояний — шкала определения уровня де­прессии (В. Зунг, в адаптации Т. Н. Балашовой), методика определения уровня депрессии (В. А. Жмуров);

· исследование детско-родительских отношений — опросник «Анализ се­мейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис), опрос­ник «Родителей оценивают дети» (И. А. Фурманов и А. А. Аладьин);

· исследование семейных отношений — проективные рисуночные мето­дики «Рисунок семьи» и «Кинетический рисунок семьи».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...