4.3.4. Опросник «Шкала любви и симпатии»
4. 3. 4. Опросник «Шкала любви и симпатии» Автором методики является Зик Рубин, модификация выполнена Л. Я. Гоз-маном и Ю. Е. Алешиной (1985). Цель методики — выяснить, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия. Изначально шкалы любви и симпатии 3. Рубина представляли собой 2 набора высказываний, в каждый из которых входило 13 пунктов, затем по мере работы над созданием методики количество утверждений было уменьшено до 9. При составлении шкал опросника 3. Рубин исходил из определенных теоретических представлений о внутренней структуре измеряемых феноменов. В частности, важными для измерения представлялись три компонента любви: привязанность, забота и степень интимности отношений. Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом. Описание методики В окончательный вариант методики, адаптированной Л. Я. Гозманом и Ю. Е. Алешиной, включены 14 пунктов. Время выполнения методики — 5-7 минут. Инструкция: «Вашему вниманию представляются следующие утверждения, которые касаются Вас и Вашего(ей) супруга(и). К каждому утверждению необходимо подобрать тот вариант ответа, который, по Вашему мнению, наиболее соответствует сложившимся отношениям с ним (ней). Варианты ответа следующие: " Да, это так"; " Вероятно, это так"; " Вряд ли это так"; " Это совсем не так". Постарайтесь отвечать как можно откровенней. Не задерживайтесь долго над обдумыванием какого-либо утверждения. И помните: нет правильных и неправильных ответов». Текст методики
Обработка результатов
Кшкале любви относятся следующие утверждения: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13. Шкала симпатии представлена утверждениями за четными номерами 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14. Ответы оцениваются следующим образом: О
· ответ «Вероятно, это так» — 3 балла; · ответ «Вряд ли это так» — 2 балла; · ответ «Это совсем не так» — 1 балл. Баллы, присвоенные ответам на каждое из утверждений, суммируются отдельно по шкале любви и по шкале симпатии. Итоговые оценки могут варьировать от 7 до 28 баллов. Возможен подсчет суммарного балла по обеим шкалам, характеризующим общий уровень эмоциональных отношений в диаде (от 14 до 56 баллов). 4. 3. 5. Метод диагностики межличностных отношений Метод диагностики межличностных отношений (ДМО) представляет собой модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири (модифицирован и адаптирован Л. Н. Собчик). Цель методики — исследование представлений субъекта о себе и своем идеальном «Я», представлений о членах семьи. Использование методики ДМО при анализе семейных кризисов позволяет сделать вывод о притязаниях испытуемого в сфере семьи; выявить зоны вероятных конфликтов; изучить психологическую совместимость супругов и межличностные отношения в семье (выявление преобладающего типа отношений в семье). Соотнесение представлений каждого из супругов о себе дает возможность выявить искажения в восприятии и проблемы, связанные со сходством/различием в проявлении стилей межличностных отношений.
Описание методики Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими, американский психолог Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8 общих или 16 более дробных (не оправдавших себя на практике) вариантов межличностного взаимодействия. Соответственно разным типам межличностного поведения был разработан опросник, представляющий собой набор из 128 достаточно простых характеристик-эпитетов (Собчик Л. Н., 2003). К каждому типу относится по 16 суждений. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторяются через равное количество определений. Так, к первому типу взаимоотношений относятся суждения за номерами: 1-4, 33-36, 65-68, 97—100. Каждый обследуемый лри заполнении опросника отмечает наличие тех или иных качеств у себя (при необходимости — супруга, своего отца, своей матери или другого члена семьи), а также отмечает, какими качествами он сам хотел бы обладать и какие он хотел бы видеть у своего мужа (своей жены или другого члена семьи). Инструкция: «Перед Вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если „да", то в специальном бланке, предназначенном для регистрации Ваших ответов, перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного бланка. Если „нет", то не делайте никаких пометок на регистрационном бланке. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования. Итак, Вы должны ответить на вопрос: „Какой Вы человек? " (испытуемый выполняет задание). А теперь при помощи тех же характеристик попробуйте оценить Ваше идеальное представление о себе, то есть ответьте на вопрос: „Каким бы я хотел быть? " ». Затем аналогичным образом предлагается дать оценку мужу (жене) и его (ее) идеалу, с точки зрения респондента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|