Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Согласованность стилей межличностных отношений супругов




Согласованность стилей межличностных отношений супругов

 

 

Октант

Стиль межличностных отношений

Представление о себе

Представление о супруге

Я-реальное Я-идеальное Я-реальное Я-идеальное
I Властный-лидирующий        
II Независимый-домини­рующий        
III Прямолинейный-агрес­сивный        
IV Недоверчивый-скепти­ческий        
V Покорный-застенчивый        
VI Зависимый-послушный        
VII Сотрудничающий-кон-венциальный        
VIII Ответственный-велико­душный        

Использование метода ДМО в сфере семейного консультирования доста­точно эффективно: помимо констатации межличностного конфликта, метод позволяет глубже понять причины психологической несовместимости, кото­рые могут таиться как в разных характерах и поведенческих паттернах членов семьи, так и в наличии у кого-то из них внутриличностной неконгруэнтности (внутреннего конфликта). Кроме того, пагубную роль в таких ситуациях могут играть нереальные представления об идеале мужа, жены, детей или родителей (СобчикЛ. Н., 2003).

4. 3. 6. Методика «Мое письмо о супруге»

Методика «Мое письмо о супруге», автором которой является С. А. Белору­сов (1998), представляет собой вариант известного в психологии метода «Не­законченные предложения». Она сконструирована с учетом ситуации семей­ного консультирования.

Данная методика позволяет супругам, обратившимся за психологической помощью, систематизировать взаимные претензии, обиды, оценки друг друга. В результате чего, по мнению автора, целесообразно использовать ее на пер­вых этапах консультирования. Содержащаяся в методике структурированная информация может также оказаться ценной для консультанта, предоставляя возможность оценить ситуацию и сделать вывод о проблеме обратившейся су­пружеской пары. Так, например, уже совпадение или близкий смысл первого предлагающегося определения «самого... для меня человека» позволяет наде­яться на хороший и, возможно, быстрый результат консультирования. И на­против, абсолютно разные определения с первой строки могут обозначить при­чины фрустрации как результата несовпадения ожиданий.

Одной из задач при работе с методикой «Мое письмо о супруге» может быть выявление представлений супругов друг о друге, о своем браке, а также об ос­новных трудностях и проблемах супружества. Прочитав бланк и заполнив его, супруг сможет лучше понять, представить и, возможно, изменить свое отно­шение к своему партнеру, «Письмо» которого он читает.

При составлении текста методики автор руководствовался достижениями «нарративной теории», согласно которой жизнь как отдельного человека, так и семьи можно представить в виде рассказанной истории, к которой будут при-ложимы универсальные принципы истолкования (экзегезы). Если в момент обращения к специалисту эта история может быть интерпретирована как куль­минация трагедии или драмы, то целью консультанта будет помочь ее участ­никам пересказать ее для себя в ином повествовательном ключе.

Описание методики

Двум пришедшим в семейную консультацию супругам предлагается в мол­чании заполнить одинаковые заранее подготовленные бланки с пропущенны­ми словами. Их задача — вставить пропущенные слова. В среднем время за­полнения составляет около получаса. После этого супруги обмениваются «Письмами» и читают их.

«Письмо» начинается с актуализации представлений о предшествующем заключению брака периоде. Воспоминания позволяют позитивно настроить­ся на дальнейшее обсуждение супружеских отношений. Методика восстанав­ливает в памяти первое впечатление о будущем супруге, которое, вероятнее всего, было положительным, а также приводит к необходимости задуматься о системе личностных ценностей и ожиданий в этот период. В дальнейшем про­ясняется отношение к разнообразным аспектам брака: цели, время, проводи­мое вместе, отношение к родственникам и пр. Так или иначе, заполняющему стандартный бланк приходится постоянно возвращаться к собственному вос­приятию происходящего, к степени реализации своих ожиданий, к ответствен­ности за свой личный выбор.

Последний блок методики посвящен оценке сегодняшнего состояния се­мейной жизни и возможных вариантов развития событий. Ключевым словом здесь является «выход». Оно подчеркивает, что семья переживает кризис и од­новременно имеет ресурсы для его преодоления. Ответственность в этой ситуации делят между собой оба супруга, согласившиеся написать «Письма». Их представления о способах разрешения сложившейся ситуации могут быть сход­ными или, наоборот, сильно различаться. Задачей психолога является помощь в оценке реалистичности предлагаемых решений и поддержка супругов в по­иске наиболее адекватного выхода из сложившейся ситуации.

Методика может быть использована в семейном консультировании и тера­пии. Специальных исследований, направленных на ее валидизацию и сравне­ние с уже существующими приемами семейной диагностики и семейного кон­сультирования, не производилось (Белорусов С. А., 1998).

Бланк «Мое письмо о супруге»

Что я могу рассказать о самом.................................... для меня человеке, моем партнере по браку. Когда мы познакомились, для меня решающим было…………………………………. ....................................................................................................................... а для этого человека –................................................................ Впоследствии оказалось, что......................................

Если пошутить, то из животных, он (она) напоминает........................ потому, что главное в нем (ней)....................................................., а во мне, по-моему – ……………………………...

Наши родители.................................................................................................................................

Вступая в этот брак, больше всего мне хотелось, чтобы у нас...................................................

Для этого я........................................................................................................................................

Мне кажется, мой партнер по браку хотел....................................................................................

Мои ожидания.................................................................................................................... В целом

наш брак...........................................................................................................................................

Иногда мы..................................................................................... Тогда я……………………….

Ревность по отношению к партнеру в браке я..............................................................................

Мы понимаем друг друга............. чем раньше. Конечно, мы изменились, о себе могу сказать, что.......................................................................................................................................

а человек, который рядом со мной.................................................................................................

Иногда я думаю, что если бы все сложилось иначе, это было бы про­сто....................................... Согласившись написать это письмо, можно при­знать, хотя бы внутри себя, что у меня есть проблемы. Начать с себя: во-пер­вых, я........................................................................................................................., во-вторых, у меня ………................................................................................................................................ )

в-третьих, мне –....................................................... Существуют вещи, которые я воспринимаю как негативные качества у моего семейного партнера. Напри­мер, мне совершенно невыносимо, когда.....................................................................................................

Впрочем, я могу мириться с тем, что.............................................................................................

На его (ее) месте, я никогда бы не.................................................................................................

Из положительных черт моего партнера три главные для меня — это: ………………………

Работа для моего партнера —это............................................ а про себя я могу сказать, что моя цель —.......................................................................................................................................

Из развлечений я предпочитаю........................................................... .................................................. здесь

мой партнер......................................................................................................................................

Если в момент свадьбы рейтинг партнера в моих глазах составлял 10 бал­лов, то в последнее время –..... баллов. Наши трудности больше всего связаны с.............................................. сферой. Причина этого в том, что человек, с ко­торым оказалась связана моя жизнь, мог бы быть..................................................................................

Наши взгляды на семейную жизнь практически.........................................................................

Когда мы вместе, мы редко.............................................................................................................

Друзья и родственники для нас — это источник..........................................................................

Остается добавить, что в отношении детей..................................................................................

Мне кажется, что наилучшим выходом было бы……………………………………………….

С любовью................ Дата: .................. 200.... года

После того как оба супруга закончат свои письма, следует период обдумыва­ния, поиск новой формы поведения. Наиболее правильной психотерапевтиче­ской практикой в таком случае будет поддержание подобной «креативной паузы», за исключением ситуаций, когда у супругов не возникает вопросов, направлен­ных на прояснение тех или иных нюансов написанного другим партнером.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...