Влияние эксплуатационных факторов на
Ходкость судна 10.8.1 Посадка судна. В процессе эксплуатации промысловым судам приходится плавать при различных средних осадках, поэтому их влияние на ходкость представляет определенный интерес. Если средние осадки судна в рассматриваемом и известном вариантах отличаются незначительно (не более чем на При изменении осадки более чем на Влияние дифферента на ходкость судна зависит от формы корпуса. У больших рыболовных траулеров без носового бульба при дифференте на корму остаточное сопротивление практически не изменяется, а сопротивление трения вследствие увеличения смоченной поверхности возрастает на несколько процентов. Дифферент на корму траулеров с носовым бульбом приводит к увеличению остаточно-
го сопротивления по сравнению с посадкой на ровный киль, так как в этом случае теряется положительный эффект воздействия бульба на буксировочное сопротивление. Для приемно-транспортных судов при дифференте на корму из-за выхода из воды более полных носовых участков корпуса следует ожидать некоторого уменьшения остаточного сопротивления, а при дифференте не нос - его увеличения. Для каждого судна величина наивыгоднейшего дифферента может быть определена в процессе эксплуатации судна опытным путем.
10.8.2 Обрастание корпуса. Подводная часть корпуса судов обрастает различными морскими организмами. Обрастание происходит, главным образом, во время стоянки и движении судна с небольшой скоростью. Интенсивность обрастания зависит от температуры и солености воды. В тропиках обрастание происходит более быстро, чем в средних и высоких широтах. В пресной воде процесс обрастания судна по сравнению с соленой водой замедляется. Большое влияние на скорость обрастания оказывает освещенность воды: чем меньше освещенность тем выше интенсивность обрастания. Дополнительное сопротивление от обрастания корпуса можно определить по формуле: Rобр = 0,5 ζобр ρv2Ω,
Коэффициент ζобр для судов совершающих регулярные рейсы может быть Рис. 98. Зависимость ζобр от nд также определен по приближенной формуле: ζобр = (0,076 nд + 0,006) nд2) ·10-3; Определение Rобр по приведенной формуле дает средние значения, так как процесс обрастания каждого судна в силу специфики его сугубо индивидуален. Наблюдения показывают, что при эксплуатации судна в морях умеренного пояса сопротивление трения увеличивается за сутки на 0,2
сле года эксплуатации судна, дополнительное сопротивление от обрастания будет примерно таким же, как и сопротивление трения. Основной способ уменьшения этого неблагоприятного фактора - покрытие корпуса судна специальными противообрастающими красками. Срок действия таких красок зависит от района плавания судна и составляет от 6 до 12 месяцев.
10.8.3 Мелководье и ширина фарватера. При плавании судна на мелководье и в узких мелководных каналах изменяется сопротивление воды его движению, а также наблюдается изменение посадки судна. Под мелководью понимают глубину воды Н ![]() ![]() ![]()
Рис.99. Влияние мелководья на сопротивление и посадку судна. I- глубокая вода; II- мелководье; III – узкий канал
Во время плавания на мелководье изменяются все составляющие полного сопротивления, однако сильнее всего - волновое сопро-
тивление. Для учета влияния мелководья используют безразмерный параметр -число Фруда по глубине Frн = v/ При скорости v = 0,4 При плавании на мелководье наряду с изменением сопротивления меняется посадка судна: увеличивается средняя осадка и дифферент на корму. Увеличение средней осадки происходит вследствие снижения давления под днищем судна из-за повышения скорости обтекания его корпуса. Дифферент на корму судно приобретает за счет образования носовой поперечной волны. На рис.99 представлены кривые изменения относительного погружения δd/d и угла дифферента ψ в функции от Frн. Как видно из рисунка, при Frн
в докритической области (v < (0,8
Глава 11 Судовые движители
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|