Учебная деятельность в сравнении с трудовой деятельностью
Педагогическая психология
Грецов Андрей Геннадьевич
agretsov@mail.ru
Января 2013
Педагогическая психология представляет собой приложение закономерностей, изучаемых в общей и возрастной психологии на практику педагогической деятельности.
Предмет: изучение психологических закономерностей процессов обучения и воспитания.
Чем отличается пед.псих и педагогика? Педагогика представляет собой так называемую конструктивистскую науку – создание методик. Педагогическая психология – онтологическая наука, о самих закономерностях, и как таковая разработка методики не является ее задачей.
В отличие от педагогики, педагогическая психология не преследует задачу создания или конструирования методик обучения, а выявляет сущностные закономерности этих процессов.
Смысл изучения этой дисциплины? Для будущих педагогов – понятно. А для остальных? Современные требования, предъявляемые рынком труда, меняются очень быстро, и человек с амбициями должен постоянно и непрерывно обучаться в течение жизни. Как можно организовать процесс самообразования? Об этом и поговорим: «Учись учиться» (с) Ленин.
Образование и культура
Образование и как система (совокупность общественных структур), и как процесс обучения и воспитания, и как результат этого процесса тесно взаимосвязано с социокультурными и историческими условиями. Нет такого понятия, как «хорошее образование вообще». Это всегда исполнение социального заказа. Проблемы, существующие в системе образования, это «слепок» противоречий в обществе в целом.
Классификация типов культур американского этнографа МаргареттМид. «Культура и мир детства» - классификациякультур по тому, как в них происходит социализация детей и передача жизненного опыта между поколениями.
1) Постфигуративные – ориентация на прошлое. Трансляция опыта от старших к младшим в максимально стабильном, неизменном виде. Для таких обществ характерно:
a. Высокий авторитет старших
b. Прямая зависимость статуса человека от его возраста
c. Повышенное внимание к традициям, истории
d. Социализация ребенка мыслится как его формирование по заданному образу, истоки которого, как правило, лежат в прошлом.
В современном мире это так называемые «традиционные культуры».
В современном обществе, с долей условности, общества «восточного типа».
Методы репродуктивные (воссоздание моделей), обучение носит объяснительно-иллюстративный характер, то есть существует некий объем знаний и умений, которые нужно до учеников донести. Как правило, подразумевается много механической работы и заучивания информации без понимания цели.
Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками – авторитарный. Максимально полная концентрация власти и ответственности за результат, суть авторитарного стиля не во внешней грубости, то есть ментор или гуру, скорее всего, авторитарны.
Характерен высокий социальный статус обучающего в такой культуре.
Минус в том, что такая система не достаточно мобильна. В целом менее восприимчива к общественному прогрессу. Люди, воспитанные в такой культуре, сталкиваясь с какими-то изменениями, это становится взрывоопасной ситуацией. Эту систему нельзя реформировать, только ломать революцией.
2) Конфигуративные – ориентация на настоящее. Трансляция опыта больше не вертикальная, а горизонтальная. Опытом делится не тот, кто старше, а тот, кто в данном вопросе более компетентен. Для образования характерна ярко выраженная функциональность и прагматичность. С долей условности, «общество западного типа», наиболее ярко выражено в США. В образовании преобладают поисковые методы.
Подход к обучению можно обозначить такой метафорой: «Не надо давать голодному рыбу, а надо дать удочку и научить удить».
Стиль взаимодействия – демократический (делегирование властных функций и разделение ответственностей: учитель отвечает за создание условий, дающих возможность достигнуть максимальных результатов, и за функцию контроля и оценивания; за сами результаты отвечают ученики) или либеральный (преобладание власти и ответственности у самих учеников, учитель скорее выполняет функцию эксперта-советчика, а не активного организатора процесса; обучение мотивированных подростков и взрослых, не для детей).
3) Префигуративные – ориентация на будущее. Трансляция опыта преобладает «снизу вверх» - от младших к старшим. В 70-е годы устойчивы культуры такого типа отсутствовали, это скорее переходные периоды: революции, болезненный отказ от традиций и привычной иерархии. Как правило, проводники такой культуры – молодежь. «Давай, товарищ бабушка, садиться за букварь!» (с). Кризис образования: потеря социального заказа, непонятно чему и как учить, все старые наработки начинают активно отрицаться. Противоречие на ценностном уровне: в момент кризиса в системе образования остаются консерваторы. Благодаря информационным технологиям, сейчас начинает формироваться стабильная прослойка, живущая по этой системе – дети и подростки намного легче усваивают крайне быстро сменяющиеся технологии.
Образовательная среда
Совокупность условий, в которых протекает образование. Компоненты:
1) Пространственно-архитектурный: освещение, комнаты, парты…
2) Социальный: коллектив, в котором будет проходить обучение. Мотивация учебной деятельности сильно связана с коллективом и оценкой обучения в нем. Как влияет успеваемость на популярность ученика.
3) Психодидактический: методики обучения, пособия, которые при этом используются, психологические основы работы с ними.
Типы образовательной среды.
Классификация Януша Корчика: две шкалы, активность-пассивность, и зависимость-независимость ученика. Получаются (!) творческая среда, … у него был крестик, нарисовать который мне не удалось, и который он стер.
Придерживаются в Герцена:
Социальная умелость – социальная неумелость
Защищенность – незащищенность
Психологически безопасная среда: защищенность + умелость
Либеральный подход: защищенность + неумелость
Попустительский: неумелость + незащищенность
Авторитарный: умелость + незащищенность
Учебная деятельность в сравнении с трудовой деятельностью
Сравниваемый параметр
| Учебная деятельность
| Трудовая деятельность
|
Цель деятельности
| Изменение самого субъекта:
1) Формирование ЗУНов
2) Компетенций (применение ЗУН к решению конкретных задач)
3) Повышение общих функциональных возможностей психики
Эти цели, как правило, носят подготовительный характер.
| Создание продукта, внешнего по отношению к субъекту этой деятельности, обладающего потребительскими качествами.
|
Коллектив, в котором протекает данная деятельность
| Как правило, это коллектив, включающий людей примерно равных по возрасту, уровню подготовки, социальному статусу. Эти люди между собой не находятся в иерархических отношениях.
| Как правило, гораздо разнообразней. Обычно выражена внутренняя иерархия, не только начальник-подчиненный, но и у подчиненных между собой.
|
Условия, в которых протекает деятельность
| Специально оптимизированы и являются максимально комфортными и с точки зрения пространственно-архитектурной среды, и с точки зрения графика. Стремятся к тому, чтобы и с психологической точки зрения была комфортна.
| Может протекать в самых разных условиях, в большинстве случаев они менее комфортны, чем в учебной деятельности.
|
Мера ответственности
| Ученик отвечает только за результаты своего обучения.
| Сфера ответственности шире, порой вплоть до уголовных санкций за нарушения.
|
Учитель
| Среда
| Ученик
|
ЗУН -> экстеуризация (перевод из внутренней во внешнюю реальность)
| Экстеуризация при помощи:
- вербальных средств - продемонстрировать на своем примере - создать и использовать наглядные средства (рисунки, таблички, презентации)
| Интеруризация (перевод из внешней среды во внутреннюю реальность) -> ЗУН
|
Сложное содержание раскладывается на части, и передаются уже элементы
| В процессе обучения показывается не система в целом, а ее отдельные структурные элементы и отношения между ними.
| Дискретное обучение: элементы собираются в целостную систему.
Но с практическими навыками часто иначе: подается сразу система, а в ней постепенно рассматриваются элементы, исправление ошибок. Во втором случае больше мотивация.
|
Фундаментальная разница между учителем и мастером: для обучения нужно держать систему разбитой и уметь объяснить каждый элемент, а для достижения высшего мастерства необходимо достижение максимального автоматизма всех элементов.
|
Января 2013
Воспользуйтесь поиском по сайту: