Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебная деятельность в сравнении с трудовой деятельностью




Педагогическая психология

Грецов Андрей Геннадьевич

agretsov@mail.ru

 

Января 2013

Педагогическая психология представляет собой приложение закономерностей, изучаемых в общей и возрастной психологии на практику педагогической деятельности.
Предмет: изучение психологических закономерностей процессов обучения и воспитания.
Чем отличается пед.псих и педагогика? Педагогика представляет собой так называемую конструктивистскую науку – создание методик. Педагогическая психология – онтологическая наука, о самих закономерностях, и как таковая разработка методики не является ее задачей.
В отличие от педагогики, педагогическая психология не преследует задачу создания или конструирования методик обучения, а выявляет сущностные закономерности этих процессов.

Смысл изучения этой дисциплины? Для будущих педагогов – понятно. А для остальных? Современные требования, предъявляемые рынком труда, меняются очень быстро, и человек с амбициями должен постоянно и непрерывно обучаться в течение жизни. Как можно организовать процесс самообразования? Об этом и поговорим: «Учись учиться» (с) Ленин.

Образование и культура


Образование и как система (совокупность общественных структур), и как процесс обучения и воспитания, и как результат этого процесса тесно взаимосвязано с социокультурными и историческими условиями. Нет такого понятия, как «хорошее образование вообще». Это всегда исполнение социального заказа. Проблемы, существующие в системе образования, это «слепок» противоречий в обществе в целом.

Классификация типов культур американского этнографа МаргареттМид. «Культура и мир детства» - классификациякультур по тому, как в них происходит социализация детей и передача жизненного опыта между поколениями.

1) Постфигуративные – ориентация на прошлое. Трансляция опыта от старших к младшим в максимально стабильном, неизменном виде. Для таких обществ характерно:

a. Высокий авторитет старших

b. Прямая зависимость статуса человека от его возраста

c. Повышенное внимание к традициям, истории

d. Социализация ребенка мыслится как его формирование по заданному образу, истоки которого, как правило, лежат в прошлом.

В современном мире это так называемые «традиционные культуры».
В современном обществе, с долей условности, общества «восточного типа».

Методы репродуктивные (воссоздание моделей), обучение носит объяснительно-иллюстративный характер, то есть существует некий объем знаний и умений, которые нужно до учеников донести. Как правило, подразумевается много механической работы и заучивания информации без понимания цели.
Стиль взаимодействия педагога с воспитанниками – авторитарный. Максимально полная концентрация власти и ответственности за результат, суть авторитарного стиля не во внешней грубости, то есть ментор или гуру, скорее всего, авторитарны.
Характерен высокий социальный статус обучающего в такой культуре.

Минус в том, что такая система не достаточно мобильна. В целом менее восприимчива к общественному прогрессу. Люди, воспитанные в такой культуре, сталкиваясь с какими-то изменениями, это становится взрывоопасной ситуацией. Эту систему нельзя реформировать, только ломать революцией.

2) Конфигуративные – ориентация на настоящее. Трансляция опыта больше не вертикальная, а горизонтальная. Опытом делится не тот, кто старше, а тот, кто в данном вопросе более компетентен. Для образования характерна ярко выраженная функциональность и прагматичность. С долей условности, «общество западного типа», наиболее ярко выражено в США. В образовании преобладают поисковые методы.
Подход к обучению можно обозначить такой метафорой: «Не надо давать голодному рыбу, а надо дать удочку и научить удить».
Стиль взаимодействия – демократический (делегирование властных функций и разделение ответственностей: учитель отвечает за создание условий, дающих возможность достигнуть максимальных результатов, и за функцию контроля и оценивания; за сами результаты отвечают ученики) или либеральный (преобладание власти и ответственности у самих учеников, учитель скорее выполняет функцию эксперта-советчика, а не активного организатора процесса; обучение мотивированных подростков и взрослых, не для детей).

3) Префигуративные – ориентация на будущее. Трансляция опыта преобладает «снизу вверх» - от младших к старшим. В 70-е годы устойчивы культуры такого типа отсутствовали, это скорее переходные периоды: революции, болезненный отказ от традиций и привычной иерархии. Как правило, проводники такой культуры – молодежь. «Давай, товарищ бабушка, садиться за букварь!» (с). Кризис образования: потеря социального заказа, непонятно чему и как учить, все старые наработки начинают активно отрицаться. Противоречие на ценностном уровне: в момент кризиса в системе образования остаются консерваторы. Благодаря информационным технологиям, сейчас начинает формироваться стабильная прослойка, живущая по этой системе – дети и подростки намного легче усваивают крайне быстро сменяющиеся технологии.

 

Образовательная среда


Совокупность условий, в которых протекает образование. Компоненты:

1) Пространственно-архитектурный: освещение, комнаты, парты…

2) Социальный: коллектив, в котором будет проходить обучение. Мотивация учебной деятельности сильно связана с коллективом и оценкой обучения в нем. Как влияет успеваемость на популярность ученика.

3) Психодидактический: методики обучения, пособия, которые при этом используются, психологические основы работы с ними.

Типы образовательной среды.
Классификация Януша Корчика: две шкалы, активность-пассивность, и зависимость-независимость ученика. Получаются (!) творческая среда, … у него был крестик, нарисовать который мне не удалось, и который он стер.

Придерживаются в Герцена:

Социальная умелость – социальная неумелость
Защищенность – незащищенность

Психологически безопасная среда: защищенность + умелость
Либеральный подход: защищенность + неумелость
Попустительский: неумелость + незащищенность
Авторитарный: умелость + незащищенность

Учебная деятельность в сравнении с трудовой деятельностью

 

Сравниваемый параметр Учебная деятельность Трудовая деятельность
Цель деятельности Изменение самого субъекта: 1) Формирование ЗУНов 2) Компетенций (применение ЗУН к решению конкретных задач) 3) Повышение общих функциональных возможностей психики Эти цели, как правило, носят подготовительный характер. Создание продукта, внешнего по отношению к субъекту этой деятельности, обладающего потребительскими качествами.
Коллектив, в котором протекает данная деятельность Как правило, это коллектив, включающий людей примерно равных по возрасту, уровню подготовки, социальному статусу. Эти люди между собой не находятся в иерархических отношениях. Как правило, гораздо разнообразней. Обычно выражена внутренняя иерархия, не только начальник-подчиненный, но и у подчиненных между собой.
Условия, в которых протекает деятельность Специально оптимизированы и являются максимально комфортными и с точки зрения пространственно-архитектурной среды, и с точки зрения графика. Стремятся к тому, чтобы и с психологической точки зрения была комфортна. Может протекать в самых разных условиях, в большинстве случаев они менее комфортны, чем в учебной деятельности.
Мера ответственности Ученик отвечает только за результаты своего обучения. Сфера ответственности шире, порой вплоть до уголовных санкций за нарушения.

 

Учитель Среда Ученик
ЗУН -> экстеуризация (перевод из внутренней во внешнюю реальность) Экстеуризация при помощи: - вербальных средств - продемонстрировать на своем примере - создать и использовать наглядные средства (рисунки, таблички, презентации) Интеруризация (перевод из внешней среды во внутреннюю реальность) -> ЗУН
Сложное содержание раскладывается на части, и передаются уже элементы В процессе обучения показывается не система в целом, а ее отдельные структурные элементы и отношения между ними. Дискретное обучение: элементы собираются в целостную систему. Но с практическими навыками часто иначе: подается сразу система, а в ней постепенно рассматриваются элементы, исправление ошибок. Во втором случае больше мотивация.
Фундаментальная разница между учителем и мастером: для обучения нужно держать систему разбитой и уметь объяснить каждый элемент, а для достижения высшего мастерства необходимо достижение максимального автоматизма всех элементов.

 

Января 2013

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...