Структура дисциплины «психология И ПЕДАГОГИКА»
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Психология и педагогика Программа, методические указания По изучению дисциплины
Для студентов заочной формы обучения
Казань 2014
УДК 159.9 ББК 88 П86
П86
УДК 159.9 ББК 88
© Казанский государственный энергетический университет, 2014 Введение
Данное пособие разработано с целью оказания методической помощи при изучении дисциплины «Психология и педагогика» студентам заочной формы обучения бакалавров. Эта дисциплина является дисциплиной по выбору блока «Гуманитарный, социальный и экономический цикл». В процессе изучения дисциплины студентами заочной формы обучения выполняются контрольные задания. Контрольные задания выполняются после того, как прослушана установочная лекция, изучены настоящие методические указания и основная часть дисциплины.
Предлагаемые методические указания должны помочь студенту выбрать тему контрольной работы, подобрать необходимую литературу, собрать и обработать материал, правильно его оформить. При выполнении заданий предполагается, что студент имеет представление о физиологии, приобрел некоторые навыки по изучению специальной литературы, поскольку в дальнейшем основной упор в подготовке делается на реферирование научной психологической литературы и ведение учебного исследования в ходе выполнения самостоятельных работ. Эти навыки должны быть максимально использованы при выполнении контрольной работы. К выполнению контрольной работы студенты должны подходить творчески. Качество ее оценивается, прежде всего, по тому, как правильно и самостоятельно освещена тема.
ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения учебной дисциплины является формирование общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых для решения задачи в рамках организационно-управленческой деятельности.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ Основной Образовательной Программы БАКАЛАВРИАТА
Дисциплина «Психология и педагогика» относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является дисциплиной по выбору основной образовательной программы подготовки бакалавров, служит общекультурной подготовке студентов, способствует общему развитию будущего бакалавра, его личностному формированию. Входные знания: о методах исследований, структуре общества, социальных группах, значении семьи (из социологии). РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины «Психология и педагогика» формируются следующие компетенции:
общекультурные: 1. Готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3). 2. Способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных условиях и в условиях различных мнений и готовность нести за них ответственность (ОК-4). 3. Способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, готовностью приобретать новые знания, использовать различные средства и технологии обучения (ОК-6). 4. Способность и готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-8); профессиональные: 5. Готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе и к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-32). 6. Способность к дальнейшему обучению на втором уровне высшего профессионального образования, получению знаний в рамках одного из конкретных профилей в области научных исследований и педагогической деятельности (ПК-33). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: 1. Знать: - теорию психологии общения, основы эффективного взаимодействия в коллективе (ОК-3, ПК-32); - индивидуально-психологические особенности личности (ПК-33); - различные стили и способы управления индивидом и группой (ОК-4); - ведущие тенденции мирового образовательного пространства и современные личностные парадигмы (ОК-6); - основы личностного роста и самообразования (ОК-6, ПК-33). 2. Уметь: - описать поведение человека, его причины в категориях психологической науки (ОК-4); - прогнозировать назревание конфликтных ситуации и находить пути выхода из них (ОК-3); - использовать различные стили и способы управления индивидом и группой (ОК-8, ПК-32); - определять индивидуальную образовательную траекторию (ОК-6). 3. Владеть: - методами изучения психолого-педагогических явлений (ОК-8).
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» Структура дисциплины «психология И ПЕДАГОГИКА» Согласно учебному плану подготовки бакалавров, общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Образовательные технологии, применяемые при проведении лекций в интерактивной форме, представлены презентациями в объеме 4 часа (т.е. 100 % аудиторного времени). СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА» Раздел 1. Предмет, основные категории и структура психологии и педагогики Анализ терминов, определяющих науки психологию и педагогику. Понятия «педагогика» и «психология». Объект и предмет психологии. Объект и предмет педагогики. Основные категории психологии: психика, психические процессы, свойства и состояния. Основные категории педагогики: обучение, воспитание, образование, развитие, формирование личности. Общее понятие о педагогической деятельности. Педагогическая задача. Дифференциация внутри педагогики и психологии. Взаимосвязь педагогики и психологии и их место в системе наук. Основные функции и задачи психологии и педагогики. История развития наук и их основные направления и парадигмы. Методы исследования в психологии и педагогике.
Раздел 2. Психические процессы. Физиологические основы психики. Критерий психического. Уровни развития психики в филогенезе. Сознание как высший уровень развития психики. Психические познавательные (когнитивные) процессы: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, речь, мышление. Сущность, виды и физиологическая основа психических процессов. Эмоционально-волевые процессы. Понятие и виды эмоций. Функции эмоций. Чувства. Понятие и классификация чувств. Чувства и эмоции. Воля. Раздел 3. Личность как феномен. Понятие личности в психологии. Личность, индивид, субъект, индивидуальность: понятия и соотношение между ними. Роль и содержание факторов, влияющих на формирование личности. Возрастная периодизация. Основные теории в определении структуры личности в зарубежной и отечественной психологии. Социальная направленность, социальный опыт и интеллект. Самосознание личности.
Раздел 4. Индивидуально-типологические свойства личности. Направленность личности. Потребностно-мотивационная сфера. Классификация потребностей и мотивов. Темперамент. Понятие и структура темперамента. Свойства нервной системы и типы нервной системы. Типы темперамента. Свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Понятие и структура характера. Формирование характера. Акцентуации характера. Способности. Раздел 5. Общение – его виды, структура. Понятие и виды общения. Функции общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная стороны. Вербальное и невербальное общение. Типы межличностного взаимодействия: императив, актуализация, манипуляция. Восприятие человека человеком. Раздел 6. Взаимодействие в коллективе. Конфликты. Понятие группы, классификация групп. Психология малых групп и межгрупповые и межличностные отношения и взаимодействия. Взаимодействие и общение. Конфликты в группах. Стадии, стили поведения в конфликте. Психическая регуляция поведения и деятельности. Трудовой коллектив, стили управления им. Роль руководителя в социально-психологическом климате коллектива.
Раздел 7. Образование: обучение и воспитание. Образование как общечеловеческая ценность, как социокультурный феномен и педагогический процесс. Обучение как составная часть педагогического процесса. Методы, средства и формы организации обучения. Воспитание как психолого-педагогическое взаимодействие. Специфика воспитательного воздействия. Место и роль корпоративного образования в системе профессионального образования Российской Федерации. Раздел 8. Самообразование личности. Значение и особенности самообразовательной деятельности человека. Саморазвитие, самоопределение, профессиональный и личностный рост. Выбор и способы определения индивидуальной образовательной траектории. Профессиональное самоопределение. СОДЕРЖАНИЕ ОБЗОРНЫХ ЛЕКЦИЙ
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|