Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Семейная скульптура». Процедура проведения. Этапы проведения техники




«Семейная скульптура»

Цель: изменение структуры и функционирования семьи. Данная техника широко используется семейными психотерапевтами и как метод диагностики семейной системы. В частности, проведение техники «Семейная скульптура» позволяет определить место индивида во внутрисемейной системе взаимоот­ношений, оценить степень психологической близости между членами семьи, выявить наличие структурных дисфункций (коалиции, альянсы, нарушения иерархии), определить основные зоны конфликта.

Суть данной техники заключается в том, что пространственное расположе­ние людей (членов семьи) и объектов как результат процесса скульптурирова-ния указывает на основные особенности структуры семьи и внутрисемейных взаимоотношений «с точки зрения архитектора» (члена семьи, создающего скульптуру семьи). Таким образом, каждый член семьи создает пространствен­ную репрезентацию семейной системы — «живой портрет» семьи, располагая в пространстве своих родственников согласно собственным представлениям о сложившейся в ней ситуации.

Несомненным достоинством техники «Семейная скульптура» является ее невербальный характер, что позволяет снизить уровень сопротивления и уйти от излишней интеллектуализации и взаимных обвинений в обсуждении про­блемной ситуации в процессе терапии.

Процедура проведения

Для использования техники «Семейная скульптура» необходимо соблюде­ние следующих условий:

· присутствие членов семьи. По некоторым данным, минимальное коли­чество человек, необходимое для проведения техники, — 3-4 человека (Шерман Р., Фредман Н., 1997);

· легко передвигающаяся мебель (например, стулья);

· наличие предметов, которые могут обозначать отсутствующих на при­еме членов семьи;

· достаточно просторное помещение, позволяющее клиенту создать скуль­птуру, наиболее адекватно отражающую его мнение о внутрисемейной ситуации.

Этапы проведения техники

1. Создание скульптуры семьи, отражающей особенности реальной ситуации в семейной системе. Вначале психолог мотивирует всех участников психотера­пии на выполнение предстоящего задания, объясняя, что это позволит им в полной мере прочувствовать, что значит быть членом их семьи в сложившейся проблемной ситуации. Далее психотерапевт предлагает каждому члену семьи выступить в роли скульптора и, обращаясь с другими членами семьи так, как будто они сделаны из глины, изобразить их в виде живой скульптуры таким образом, чтобы их позы и расположение в пространстве отражали действия и чувства по отношению друг к другу.

Инструкция: «Представьте себе, что Вы скульптор. Попробуйте сейчас здесь создать скульптурное изображение своей семьи. При этом Вы можете обращаться с членами семьи так, как будто они сделаны из глины: Вы можете по­местить их куда угодно и как угодно, придать лицам Ваших родных любое выражение. Однако важно, чтобы скульптура, которая у Вас получится, от­ражала бы ту ситуацию, которая сложилась на сегодняшний день в Вашей семье».

Если член семьи, приступивший к созданию скульптуры, испытывает за­труднения, терапевт может помочь ему, используя наводящие вопросы: (ребен­ку) «Вот у тебя мама. Где она будет находиться? Будет ли она сидеть или сто­ять? Как она держит руки? Куда она смотрит? Какое у нее при этом лицо? Где будет располагаться отец? Как он стоит (сидит... )? Касается ли он твоей мамы? Куда он смотрит?... А сейчас помести меня на то место, где будешь распола­гаться ты сам. Должен ли я сидеть или стоять? Каково выражение моего лица? » (Шерман Р., Фредман Н., 1997).

«Ваяние» продолжается до тех пор, пока скульптор не будет удовлетворен результатом. Важно, чтобы другие члены семьи позволили ему свободно обра­щаться с собой как с «материалом», учитывая то, что им также нужно будет выступать в роли скульптора. В результате каждый член семьи должен изваять свою скульптуру «семейной реальности», отражающую эмоциональную ситу­ацию в семье на данный момент.

2. Этап обсуждения скульптуры. После завершения скульптуры семьи на­ступает следующая фаза работы — обсуждение полученных результатов, что предполагает получение ответов на следующие вопросы терапевта:

· скульптору: «Придумайте название вашему произведению»;

· каждому члену семьи: «Как Вы чувствуете себя на этом месте среди Ва­ших родственников? »;

· всей семье: «Удивила ли вас данная скульптура? Что в ней вас особенно удивило? »;

· каждому члену семьи: «Знали ли Вы раньше, что скульптор воспринима­ет Вас так, как он это изобразил? »;

· всей семье: «Согласны ли вы с тем, что ваша семья именно такая, как это изображено в скульптуре? »;

· скульптору или семье: «Что бы вы хотели изменить в жизни вашей семьи? »

В процессе построения и обсуждения скульптур терапевт фиксирует в спе­циальных бланках пространственное расположение членов семьи и направле­ния их взглядов, обращая внимание на дистанцию между фигурами в каждой скульптуре. На основании сделанных наблюдений, учитывая особенности всех созданных скульптур, на данном этапе можно более или менее адекватно оце­нить степень эмоциональной близости (сплоченности) между членами семьи, которая представлена здесь как дистанция между фигурами скульптуры, опре­делить наличие межпоколенных коалиций и альянсов между членами семьи, выявить аутсайдеров семейной системы, основные конфликты.

3. Создание скульптуры семьи, отражающей представления клиента об иде­альной семье. После того как каждый член семьи создаст «реальную» семейную скульптуру, отражающую ситуацию в семье в данный момент, их можно по­просить по очереди создать скульптуру идеальной семьи в их понимании.

Процесс ваяния и полученные в результате скульптуры помогают клиентам осознать свои позиции в семье, в то же время предоставляя уникальную воз­можность создать единый для всех членов образ идеальной семьи.

Рекомендации по использованию: данная техника может быть использована в работе с отдельными подсистемами семьи (супружеской, детско-родитель-ской, сиблинговой), с нуклеарной семьей в полном составе, а также с ядерной семьей с привлечением членов расширенной семьи. Техника «Семейная скуль­птура» с успехом может применяться и при индивидуальной работе, фокусом которой являются семейные проблемы клиента.

Техника «Семейная скульптура» — эффективное средство диагностики и интервенции в случаях работы с семьями, склонными к манипулированию, а также в случаях с недостаточным уровнем развития коммуникативных навы­ков членов семьи, затрудняющим процесс обсуждения проблемной ситуации на приеме у психолога.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...