«Семейная хореография». Процедура проведения. Этапы проведения техники. «Семейное пространство». Психотерапевт просит клиента разместить в пространстве всех присутствующих на приеме членов семьи таким образом
«Семейная хореография» Цель: изменение взаимоотношений в нуклеарной семье, обнаружение взаимосвязи симптома идентифицированного пациента и основных паттернов взаимоотношений в семье; выявление циркулярных последовательностей семейного взаимодействия с последующим прерыванием дисфункционального циклического поведения. Историческая справка: техника «Семейная хореография» представляет собой модифицированный вариант техники «Семейная скульптура». Подобная модификация была предложена Д. Кантором, Ф. Балл и Ф. Балл (Бостонский институт семьи), а также П. Пэпп (Институт семьи Аккермана) (Шерман Р., Фредман Н., 1997). Однако в то время как результатом семейного скульптури-рования является своеобразный «срез» структуры семейной системы (статическая картина), техника «Семейная хореография» нацелена на описание динамических аспектов функционирования семьи. Процедура проведения Психотерапевт просит клиента разместить в пространстве всех присутствующих на приеме членов семьи таким образом, чтобы полученная «картина», или сцена, отражала характер внутрисемейных отношений в контексте какого-либо события или проблемы, а затем эту сцену разыграть. Этапы проведения техники 1. Изображение актуальной ситуации в семье и ее разыгрывание. Инструкция: «Разместите членов своей семьи в данном пространстве так, чтобы это наилучшим образом демонстрировало проблему семьи. Затем все вместе попробуйте оживить сцену и проиграть ее без слов». 2. Изображение идеальной ситуации в семье и ее разыгрывание. После того как сцена предыдущего этапа разыграна, членам семьи предлагается изобразить идеальную ситуацию во взаимоотношениях, такую, какой она видится в данный момент. Идеальная ситуация также разыгрывается семьей. При этом терапевт работает с каким-то одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе.
3. Изображение и разыгрывание сцен преодоления проблемной ситуации. Психотерапевт может попросить членов семьи несколько раз повторить сцены, отражающие дисфункциональные внутрисемейные поведенческие образцы, а также те сцены, которые изображают их преодоление. Причем он советует им действовать при каждом очередном дубле с всевозрастающей энергией, пытаясь сделать ситуацию, с их точки зрения, все лучше и лучше. 4. Обсуждение. Когда все сцены будут проиграны, начинается обсуждение. Для того чтобы более четко идентифицировать проблему семьи, психотерапевт может попросить каждого члена семьи кратко сформулировать для себя и других то, что составляет суть актуального состояния и положения в семье. Затем в порядке очереди это делают все члены семьи. Вопрос задается всегда один и тот же: «Каково быть в этом положении в семье, какие чувства возникают у Вас по отношению к другим членам семьи? » Рекомендации по использованию: данная техника представляет собой довольно гибкий инструмент: она может быть изменена в зависимости от конкретных паттернов взаимодействия, существующих в данной семейной системе. «Семейное пространство» Цель: диагностика внутрисемейных отношений, проведение интервенции с помощью обсуждения возможных путей совместного и индивидуального использования пространства. Техника «Семейное пространство» также может быть использована для выявления особенностей ролевого поведения и мифотворчества в родительских семьях супругов, скрытых правил взаимодействия в данной семье, а также для прояснения конечных целей терапевтического процесса.
Историческая справка: первоначально техника «Семейное пространство», разработанная Копперсмитом в 1980 году (Шерман Р., Фредман Н., 1997), использовалась в рамках обучающих терапевтических программ с целью повышения профессиональной компетенции начинающих терапевтов. Она позволяла будущим специалистам в области семейной терапии осознать особенности психологической ситуации в своей собственной семье и характер ее функционирования. В дальнейшем техника стала использоваться семейными терапевтами в работе с реальными семьями. Необходимые материалы: большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Процедура проведения Существуют различные варианты проведения данной техники: 1. Отец и мать рисуют план их родительских домов, а дети в это время слушают и наблюдают за работой родителей. Родителям предлагается следующая инструкция: «Нарисуйте план-схему дома (квартиры), в котором вы жили вместе со своими родителями, отображая все имеющиеся в нем комнаты и помещения. Если вы несколько раз меняли место жительства, переезжая из одного дома в другой, то нарисуйте план того дома, который вам наиболее запомнился». Во время рисования психолог постепенно вводит их в ситуацию, задавая следующие вопросы: · «Рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у Вас та или иная комната. · Попытайтесь вспомнить доминирующие запахи звуки, цвета и людей в этой комнате. · Была ли в Вашем доме комната, специально предназначенная для встречи всех членов семьи? · Когда члены Вашей расширенной семьи заходили к вам, в какой комнате Вы встречались? · Были ли в доме (квартире) комнаты, в которые Вам было запрещено заходить? · Было ли у Вас какое-то особенное место в доме (квартире)? · Попытайтесь как можно яснее вспомнить, как в Вашем родительском доме решались вопросы близости и отдаленности. · Как был расположен Ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале, выделялся он чем-нибудь или нет? (Как была расположена Ваша квартира: в каком доме, на каком этаже, куда выходили окна? ) · Вспомните какое-то типичное событие, происходившее в вашем родительском доме (квартире).
· Вспомните типичные слова, фразы, высказывания, которые произносились членами вашей семьи». Вопросы терапевта направлены на выявление особенностей взаимоотношений между членами родительских семей обоих супругов, а также норм и правил, которые оказались позаимствованными из родительских семей обоих супругов. Использование данного варианта позволяет обозначить границы между поколениями в семье и границы между различными семейными подсистемами. Совместная деятельность родителей подчеркивает уникальность их положения в семейной системе, тогда как детям отводится роль обучающихся наблюдателей. История семьи в изложении родителей, описывающих жизнь в своих родительских семьях, вносит свой значимый вклад в формирование чувства сопричастности к культурному наследию данной семьи и способствует сплочению ее членов. 2. Дети рисуют план дома (квартиры), в котором они в настоящий момент живут с родителями, а отец и мать при этом присутствуют в качестве наблюдателей. В данном варианте проведения техники психолог выделяет и поддерживает сиблинговую подсистему. 3. Все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут. Психолог получает возможность достаточно глубоко изучить актуальные проблемы и конфликты в семье, а также имплицитно присутствующие внутри семейной системы средства их преодоления. Особенно полезен данный вариант техники при работе с семьями, в которых размыты внутренние и/или внешние границы. Безопасное выражение семьей различных точек зрения и чувств на происходящее позволяет прояснять внутрисемейные границы. Рекомендации по использованию: техника «Семейное пространство» может использоваться в работе как с отдельными семьями, так и в семейно-групповой психотерапии, а также в работе с родительскими группами. В зависимости от целей группы, внимание может фокусироваться на актуальных семейных конфликтах либо на истории семьи. Методика не может быть включена в работу с маленькими детьми. «Соломенная башня» Цель: наблюдение «здесь и теперь» за взаимодействием членов семьи; установление иерархии, лидерства, коалиций в семье; выявление изолированных членов семьи; изучение характера взаимной поддержки, умения договариваться и других динамических свойств семейной системы.
Историческая справка: данная техника использовалась в групповой терапии, пока в 1984 году она не была адаптирована Л. Пекманом для работы с семейной системой. Необходимые материалы: соломка для коктейлей, скотч. В нашей практике хорошо зарекомендовал себя набор из скотча и листов бумаги формата A3 (или газет), которые могут быть свернуты в трубочки или использоваться другим способом, который придумывает семья. Могут быть предложены и другие материалы, например, прутья разломанного веника, пустые коробки и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|