Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Семейная хореография». Процедура проведения. Этапы проведения техники. «Семейное пространство». Психотерапевт просит клиента разместить в пространстве всех присутству­ющих на приеме членов семьи таким образом




«Семейная хореография»

Цель: изменение взаимоотношений в нуклеарной семье, обнаружение вза­имосвязи симптома идентифицированного пациента и основных паттернов взаимоотношений в семье; выявление циркулярных последовательностей се­мейного взаимодействия с последующим прерыванием дисфункционального циклического поведения.

Историческая справка: техника «Семейная хореография» представляет со­бой модифицированный вариант техники «Семейная скульптура». Подобная модификация была предложена Д. Кантором, Ф. Балл и Ф. Балл (Бостонский институт семьи), а также П. Пэпп (Институт семьи Аккермана) (Шерман Р., Фредман Н., 1997). Однако в то время как результатом семейного скульптури-рования является своеобразный «срез» структуры семейной системы (стати­ческая картина), техника «Семейная хореография» нацелена на описание ди­намических аспектов функционирования семьи.

Процедура проведения

Психотерапевт просит клиента разместить в пространстве всех присутству­ющих на приеме членов семьи таким образом, чтобы полученная «картина», или сцена, отражала характер внутрисемейных отношений в контексте како­го-либо события или проблемы, а затем эту сцену разыграть.

Этапы проведения техники

1.  Изображение актуальной ситуации в семье и ее разыгрывание. Инструкция: «Разместите членов своей семьи в данном пространстве так,

чтобы это наилучшим образом демонстрировало проблему семьи. Затем все вместе попробуйте оживить сцену и проиграть ее без слов».

2. Изображение идеальной ситуации в семье и ее разыгрывание. После того как сцена предыдущего этапа разыграна, членам семьи предлагается изобра­зить идеальную ситуацию во взаимоотношениях, такую, какой она видится в данный момент. Идеальная ситуация также разыгрывается семьей. При этом терапевт работает с каким-то одним членом семьи, обращаясь к нему с просьбой изобразить его реальную и идеальную позиции в семейной системе.

3. Изображение и разыгрывание сцен преодоления проблемной ситуации. Пси­хотерапевт может попросить членов семьи несколько раз повторить сцены, отражающие дисфункциональные внутрисемейные поведенческие образцы, а также те сцены, которые изображают их преодоление. Причем он советует им действовать при каждом очередном дубле с всевозрастающей энергией, пыта­ясь сделать ситуацию, с их точки зрения, все лучше и лучше.

4. Обсуждение. Когда все сцены будут проиграны, начинается обсуждение. Для того чтобы более четко идентифицировать проблему семьи, психотерапевт может попросить каждого члена семьи кратко сформулировать для себя и дру­гих то, что составляет суть актуального состояния и положения в семье. Затем в порядке очереди это делают все члены семьи. Вопрос задается всегда один и тот же: «Каково быть в этом положении в семье, какие чувства возникают у Вас по отношению к другим членам семьи? »

Рекомендации по использованию: данная техника представляет собой доволь­но гибкий инструмент: она может быть изменена в зависимости от конкрет­ных паттернов взаимодействия, существующих в данной семейной системе.

«Семейное пространство»

Цель: диагностика внутрисемейных отношений, проведение интервенции с помощью обсуждения возможных путей совместного и индивидуального ис­пользования пространства. Техника «Семейное пространство» также может быть использована для выявления особенностей ролевого поведения и мифо­творчества в родительских семьях супругов, скрытых правил взаимодействия в данной семье, а также для прояснения конечных целей терапевтического про­цесса.

Историческая справка: первоначально техника «Семейное пространство», разработанная Копперсмитом в 1980 году (Шерман Р., Фредман Н., 1997), ис­пользовалась в рамках обучающих терапевтических программ с целью повы­шения профессиональной компетенции начинающих терапевтов. Она позво­ляла будущим специалистам в области семейной терапии осознать особенности психологической ситуации в своей собственной семье и характер ее функцио­нирования. В дальнейшем техника стала использоваться семейными терапев­тами в работе с реальными семьями.

Необходимые материалы: большой лист бумаги, фломастеры или карандаши.

Процедура проведения

Существуют различные варианты проведения данной техники: 1. Отец и мать рисуют план их родительских домов, а дети в это время слу­шают и наблюдают за работой родителей.

Родителям предлагается следующая инструкция: «Нарисуйте план-схему дома (квартиры), в котором вы жили вместе со своими родителями, отображая все имеющиеся в нем комнаты и помещения. Если вы несколько раз меняли место жительства, переезжая из одного дома в другой, то нарисуйте план того дома, который вам наиболее запомнился». Во время рисования психолог по­степенно вводит их в ситуацию, задавая следующие вопросы:

· «Рисуя, отмечайте, с каким настроением ассоциируется у Вас та или иная комната.

· Попытайтесь вспомнить доминирующие запахи звуки, цвета и людей в этой комнате.

· Была ли в Вашем доме комната, специально предназначенная для встре­чи всех членов семьи?

· Когда члены Вашей расширенной семьи заходили к вам, в какой комна­те Вы встречались?

· Были ли в доме (квартире) комнаты, в которые Вам было запрещено за­ходить?

· Было ли у Вас какое-то особенное место в доме (квартире)?

· Попытайтесь как можно яснее вспомнить, как в Вашем родительском доме решались вопросы близости и отдаленности.

· Как был расположен Ваш родительский дом по отношению к другим домам в этом квартале, выделялся он чем-нибудь или нет? (Как была расположена Ваша квартира: в каком доме, на каком этаже, куда выхо­дили окна? )

· Вспомните какое-то типичное событие, происходившее в вашем роди­тельском доме (квартире).

· Вспомните типичные слова, фразы, высказывания, которые произноси­лись членами вашей семьи».

Вопросы терапевта направлены на выявление особенностей взаимоотноше­ний между членами родительских семей обоих супругов, а также норм и правил, которые оказались позаимствованными из родительских семей обоих супругов.

Использование данного варианта позволяет обозначить границы между поколениями в семье и границы между различными семейными подсистема­ми. Совместная деятельность родителей подчеркивает уникальность их поло­жения в семейной системе, тогда как детям отводится роль обучающихся на­блюдателей. История семьи в изложении родителей, описывающих жизнь в своих родительских семьях, вносит свой значимый вклад в формирование чув­ства сопричастности к культурному наследию данной семьи и способствует сплочению ее членов.

2. Дети рисуют план дома (квартиры), в котором они в настоящий момент живут с родителями, а отец и мать при этом присутствуют в качестве наблю­дателей. В данном варианте проведения техники психолог выделяет и поддер­живает сиблинговую подсистему.

3. Все члены семьи рисуют план дома, в котором сейчас живут. Психолог по­лучает возможность достаточно глубоко изучить актуальные проблемы и кон­фликты в семье, а также имплицитно присутствующие внутри семейной сис­темы средства их преодоления. Особенно полезен данный вариант техники при работе с семьями, в которых размыты внутренние и/или внешние границы. Безопасное выражение семьей различных точек зрения и чувств на происходя­щее позволяет прояснять внутрисемейные границы.

Рекомендации по использованию: техника «Семейное пространство» может использоваться в работе как с отдельными семьями, так и в семейно-групповой психотерапии, а также в работе с родительскими группами. В зависимости от целей группы, внимание может фокусироваться на актуальных семейных конфликтах либо на истории семьи. Методика не может быть включена в ра­боту с маленькими детьми.

«Соломенная башня»

Цель: наблюдение «здесь и теперь» за взаимодействием членов семьи; уста­новление иерархии, лидерства, коалиций в семье; выявление изолированных членов семьи; изучение характера взаимной поддержки, умения договариваться и других динамических свойств семейной системы.

Историческая справка: данная техника использовалась в групповой терапии, пока в 1984 году она не была адаптирована Л. Пекманом для работы с семей­ной системой.

Необходимые материалы: соломка для коктейлей, скотч. В нашей практике хорошо зарекомендовал себя набор из скотча и листов бумаги формата A3 (или газет), которые могут быть свернуты в трубочки или использоваться другим способом, который придумывает семья. Могут быть предложены и другие ма­териалы, например, прутья разломанного веника, пустые коробки и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...