Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная философия. Тема: Основные проблемы и понятия социальной философии. 1. Место социальной философии в системе философского знания. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.




 

Социальная философия.

Методические указания для студентов заочной формы обучения.

Составитель: ст. пр. Батюков А. Н.

 

 

Тема: Основные проблемы и понятия социальной философии.

 

1. Место социальной философии в системе философского знания. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.

2. Основные исследовательские программы в обществознании.

 

Литература:

1. Арон Р. Этапы социологической мысли. М., 1993.

2. Барулин В. С. Социальная философия. М., 1999.

3. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

4. Социальная философия: Хрестоматия. Ч. 1–3. М., 1994.

 

1. Место социальной философии в системе философского знания.

 

Социальная философия – раздел философии, описывающий качественное своеобразие общества, его отличие от природы, отношение к государству, религии, морали, духовной культуре, выявляющий основные стратегии интерпретации общества в истории философской мысли, общественные идеалы, генезис, развитие и смысл социальной истории, направленность общественных процессов, основные типы культуротворчества (искусство, религия, мораль), традиции и новации, судьбы и перспективы общества в социокультурной динамике. Социальная философия – это философия общества, выявляющая природу общества, его специфику, структуру, механизмы функционирования и развития, т. е. предметом социальной философии являются проблемы социального (общественного) бытия.

    Российский философ В. С. Барулин выделяет две основные позиции, с которых может быть определена предметная область социальной философии. Первую позицию он характеризует как философское рассмотрение общества, выделяя, что в этом случае «социальная философия нацелена на выявление и анализ философского потенциала общества, общественного бытия человека». Вторая позиция – это своеобразное общественное рассмотрение философии, это область социального обоснования философских проблем.

Несмотря на то, что общество, будучи сложной самоорганизующейся системой, является объектом изучения различных наук, это не отменяет необходимости философской рефлексии над обществом, над различными концепциями и направлениями, в которых предпринимаются попытки анализа и объяснения самых разнообразных феноменов социальной жизни. Развитие различных частных методов исследования общества, специальных научных дисциплин об обществе, как бы актуально и прогрессивно оно ни было, не отменяет и не может отменить задачи философского исследования общества.

Если же рассуждать об истории возникновения, эволюции и становления данной области знания, то стоит отметить, что философское осмысление проблем общественного бытия имело место, пожалуй, во всякое время и было естественным образом подчинено тем исследовательским программам, которые являлись доминирующими в соответствующую эпоху. Смысл и направленность исторического процесса, проблема построения идеального или хотя бы справедливого общества, характер взаимоотношений между личностью и обществом, причина возникновения общества и общественных отношений – в скрытой или явной форме, эти и иные смежные вопросы одинаково волновали античного грека, средневекового европейца или китайца, и, следовательно, являлись неотъемлемой частью философствования вообще. Первые же собственно философские сочинения в данной области были созданы великими мыслителями античности – Платоном (427 – 347 гг. до н. э. ) и Аристотелем (384 – 322 гг. до н. э. ). В эпоху европейского средневековья социально-философская, равно как и вся философская мысль, была подчинена богословскому дискурсу. Секуляризация общественной мысли, начавшаяся в эпоху Возрождения (наиболее ярко выражено это было в творчестве Н. Маккиавелли), к эпохе Нового времени привела к практически окончательному разведению теологии и социальной философии. В это время возникают такие теории общественного развития, когда уже не Бог выступает в качестве «теоретика» и не Божий закон в качестве регулятора общественных отношений, но исключительно человеческие потребности.

Как теоретически обоснованная система философских знаний о существовании и развитии общества социальная философия формируется в период становления дисциплинарно организованной науки, начиная с конца XVIII – второй половины XIX вв., когда возникают попытки систематического обществоведения. К этому времени сложились многообразные теоретико-методологические парадигмы (исследовательские программы) – системы принципов, идеалов и норм, определяющих механизмы описания и объяснения общественных явлений, которые более подробно будут рассмотрены ниже.

    Философское осмысление социального бытия, динамики общественных процессов в рамках социальной философии позволяют выполнять ей мировоззренческую и методологическую функции, обосновывая идеалы моральной ответственности человека, критерии периодизации истории тех или иных наук, осуществлять поиск новых мировоззренческих ориентиров при решении глобальных проблем современности, проводить анализ социокультурных предпосылок научного знания.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...