2. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов. Концепции ненасилия в современной социальной философии.
2. Природа и функции социальных противоречий и конфликтов. Концепции ненасилия в современной социальной философии.
Социальный конфликт – это один из видов социальных отношений, заключающийся в противостоянии отдельных индивидов или групп людей, борющихся за реализацию своих интересов. Конфликт – неустранимый, постоянный элемент социальной жизни, проявляющийся в своих «слабых» формах в виде соревнования, состязательности, инициативности. В соответствии с этим выделяются различные формы социального конфликта, его фазы и средства, используемые конфликтующими сторонами: прямое насилие, принуждение, обман, ориентация на использование ненасильственных методов устранения социальных конфликтов и достижение согласия. При объяснении природы и причин социальных конфликтов сформировались два подхода: - ресурсный подход. В его рамках утверждается, что в корне социальных противоречий лежит борьба за богатство, собственность, власть и авторитет, обеспечивающие доступ к многообразным ресурсам. - ценностный подход, согласно которому решающее значение в противостоянии сторон имеют ценностные ориентации и установки, идеологические, нравственные ориентиры. В реальных ситуациях социального конфликта, как правило, переплетаются мотивы как ресурсного, так и ценностного характера.
Концепция ненасилия это оппозиция насилию в любых его формах, представляющая собой и соответствующую идею, и образ жизни, и специфический тип умонастроения. В основе данной концепции лежит особое отношение к человеку как высшей ценности мира, а также такие нравственные принципы, как милосердие, терпимость, взаимопонимание, сочувствие, соучастие, в противоположность насилию, господству, подчинению, подавлению, деспотии. В той или иной степени идеи ненасилия предполагаются всеми религиями мира. Концепция ненасилия развивалась Л. Толстым в виде идеи непротивления злу насилием. Писатель отмечал, что тот, кто хоть раз испытывал радость отплатить добром за зло, тот никогда уже не пропустит случая получить эту радость. Индийский политический деятель, М. Ганди развивал концепцию ненасилия не только как этическое учение, но и как соответствующий ориентир общественно-политического поведения. Практическую сторону идеологии ненасилия разработал Мартин Лютер Кинг, предложивший шесть принципов ненасилия: 1. Ненасилие – метод борьбы, требующий особого мужества. 2. В борьбе нельзя уничтожать противника. 3. Ненасилием боремся не со злом, а с теми, кто стал его жертвой. 4. Вставший на путь ненасилия должен быть готовым принять страдание и не должен стремиться ответить ударом на удар. 5. Духовное насилие так же недопустимо, как и физическое. 6. Справедливость – одно из вселенских начал, поэтому, содействуя справедливости через любовь и ненасилие, мы вносим свой вклад в гармонию Вселенной.
3. Проблема движущих сил социальной динамики. Понятие социального субъекта.
Уже из понимания общества как системного явления, возникающего из многообразных и сложных связей и взаимодействий его неоднородных структурных компонентов, очевидно, что оно не может находиться в застывшем состоянии. Общество – это живой подвижный социальный организм, испытывающий на себе воздействие как внутренних, так и внешних сил, результатом чего является постоянное изменение его структуры. Социальные изменения и социальное развитие (т. е., собственно социальная динамика) имеют всеобщий характер, в силу чего актуальной становится проблема раскрытия причин и источников данной динамики – сил, влияющих на социальные трансформации.
Однако, несмотря на то, что и в философии, и в социологической науке возрастает интерес к анализу источников развития и самоорганизации общественных систем, данная проблема, как признаёт известный могилёвский социолог Н. М. Канашевич, остаётся наиболее трудной и малопознанной обществоведческой проблемой. В своей монографии «Социология. Вопросы теории и методологии» она даёт следующее членение всех социально-философских школ по вопросу источников и механизмов социальной динамики: 1. Теории, которые исходят из парадигмы конфликтологии – признания решающей или очень важной роли социального конфликта в развитии общества (К. Маркс, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Л. Козер, К. Боулинг, М. Крозье и др. ) 2. Концепции, основанные на парадигме «социального порядка», представители которых именно стабильность считают естественным состоянием самоорганизующихся и саморазвивающихся социальных систем (Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс и др. ) Исходя из данных подходов, мы можем заключить, что вопрос об источниках социальной динамики упирается в вопрос о социальном субъекте. Социальный субъект – довольно сложное философское понятие, обозначающее самостоятельного участника процесса социального развития, трансформирующего социальную реальность исходя из собственных интересов. Социальным субъектом, на различных уровнях общественной иерархии становится личность, социальная группа, класс, нация и т. д. Существенной чертой, характеризующей социальный субъект, является его деятельностное, активное отношение к миру. То есть, социальный субъект – это тот элемент социальной реальности, который трансформирует эту реальность. Выделение социального субъекта требует учёта объекта социальной деятельности – таковым становится индивид, социальная группа, класс, вся социальная структура, а также законы и принципы, которым подчиняются составляющие её элементы – т. е. все то, на что бывает направлена деятельность социального субъекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|