Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Роль литературной критики в творчестве Аполлона Александровича Григорьева




Содержание

 

Введение

I. Роль литературной критики в творчестве Аполлона Александровича Григорьева

II. Анализ темы национального своеобразия русской культуры в творчестве Аполлона Григорьева

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

Аполлону Григорьеву судьба отпустила всего 42 года жизни, то есть около 20 лет творчества. Сделал за это время он очень много: стал одним из самых главных литературных критиков и уж явно самым главным театральным критиком России тех лет, известным поэтом и переводчиком, писал интересные очерки, воспоминания, драмы.

Но Григорьев был чрезвычайно противоречив как человек и как творческая личность, что вызывало у современников и потомков изумление, раздражение, отталкивание. "Мистик, атеист, масон, петрашевец, славянофил, артист, поэт, редактор, критик, драматург, фельетонист, певец, гитарист, оратор, чистый и честный юноша, запойный пьяница, душевный, но безалаберный человек, добрый товарищ и непримиримый противник, страстный фанатик убеждения, напоминающий этим Белинского, - таков облик Григорьева, мозаично рассыпавшийся на несоизмеримые элементы"

Григорьев соединил в себе три творческих ипостаси: критика, поэта и прозаика. Он писал об искусстве, сам являясь художником, понимая на собственном опыте хрупкость и ценность истинного творчества. Для Григорьева непреложной точкой отсчета был литературный факт.А.И. Журавлева в статье ""Органическая критика" Аполлона Григорьева" пишет: "Как-то Григорьев сказал о Пушкине, что ему была присуща "религиозная боязнь солгать на народ". Самому Григорьеву была присуща такая же боязнь солгать на искусство. Живой факт искусства - это самое главное, самый неопровержимый, не допускающий ни отмены, ни замалчивания аргумент".

Актуальность темы:

Объект исследования - творчество Аполлона Григорьева

Предмет исследования - национальное своеобразие русской культуры в творчестве Аполлона Григорьева

Цель контрольной работы - раскрыть тему национального своеобразия русской культуры в творчестве Аполлона Григорьева

Задачи контрольной работы:

Провести отбор литературы по данной тематике;

Проанализировать тему национального своеобразия в творчестве Аполлона Григорьева.

В последнее время наблюдается повышение интереса к личности и творчеству Аполлона Григорьева. Если в предреволюционный и советский периоды наследие Григорьева, его критика, поэзия, проза и биография изучались, в основном, изолированно, то теперь назрела необходимость их комплексного исследования. Свидетельство тому - появление серьезных монографий (С.Н. Носов, Б.Ф. Егоров, Р. Виттакер).

Феномен Григорьева - в неразрывной связи его произведений и личности их автора. Одной из основных характеристик его творчества является автобиографизм, что отмечают многие исследователи (А.А. Блок, В.А. Княжнин, Р.В. Иванов-Разумник, П.П. Громов, Б.Ф. Егоров, В.П. Раков, А.И. Журавлева).

Практическая значимость - материалы и выводы данной работы могут применяться в качестве дополнительного материала при изучении творчества Аполлона Григорьева.

Методы исследования:

теоретический анализ специальной литературы;

изучение критической литературы;

Новизна темы: специальных исследований по творчеству Аполлона Григорьева в современном литературоведении нет, в связи с этим мы попытаемся создать целостный анализ его критических статей и писем.

Структура контрольной работы: состоит из введения, где обусловлены цель и задачи исследования, двух глав, заключения, списка используемых источников.


I. Роль литературной критики в творчестве Аполлона Александровича Григорьева

 

Аполлон Григорьев - один из самых выдающихся русских критиков. Родился в 1822 году в Москве, где отец его был секретарем городского магистрата. Получив хорошее домашнее воспитание, он окончил Московский университет первым кандидатом юридического факультета и тотчас же получил место секретаря университетского правления. Не такова, однако, была натура Григорьева, чтобы прочно осесть где бы то ни было. Потерпев неудачу в любви, он внезапно уехал в Петербург, пробовал устроиться и в Управе Благочиния, и в сенате, но, по вполне артистическому отношению к службе, быстро терял ее.

В 1847 г. он переселяется обратно в Москву, становится учителем законоведения в 1-й Московской гимназии, деятельно сотрудничает в "Московском Городском Листке" и пробует остепениться. Женитьба на Л.Ф. Корш, сестре известных литераторов, ненадолго сделала его человеком правильного образа жизни.

В 1850 г. Аполлон Григорьев устраивается в "Москвитянине" и становится во главе замечательного кружка, известного под именем "молодой редакции Москвитянина". Без всяких усилий со стороны представителей "старой редакции" - Погодина и Шевырева, как-то сам собою вокруг их журнала собрался, по выражению Григорьева, "молодой, смелый, пьяный, но честный и блестящий дарованиями" дружеский кружок, в состав которого входили: Островский, Писемский, Борис Алмазов, Алексей Потехин, Печерский-Мельников, Эдельсон, Лев Александрович Мей, Ник. Берг, Горбунов и др. Никто из них не был славянофилом правоверного толка, но всех их "Москвитянин" привлекал тем, что здесь они могли свободно обосновывать свое общественно-политическое миросозерцание на фундаменте русской действительности.

критик григорьев русская культура

Григорьев был главным теоретиком и знаменосцем кружка. В завязавшейся борьбе с петербургскими журналами оружие противников всего чаще направлялось именно против него. Борьба эта Григорьевым велась на принципиальной почве, но ему обыкновенно отвечали на почве насмешек, как потому, что петербургская критика, в промежуток между Виссарионом Белинским и Николаем Чернышевским, не могла выставить людей, способных к идейному спору, так и потому, что Григорьев своими преувеличениями и странностями сам давал повод к насмешкам. Особенные глумления вызывали его ни с чем несообразные восторги Островским, который был для него не простой талантливый писатель, а "глашатай правды новой" и которого он комментировал не только статьями, но и стихами, и притом очень плохими - например, "элегией - одой - сатирой".

Один из ведущих сотрудников журналов "Время" и "Эпоха" - литературный критик и поэт Аполлон Александрович Григорьев был видным теоретиком "почвеничества". Не только при его ближайшем участии, но в какой-то мере и под его влиянием формировалось направление журналов братьев Достоевских, определялась их идейная программа. Ап. Григорьев активно сотрудничал во "Времени" в первые месяцы 1861 г. Но уже в июне из-за разногласий с редакторами он уехал в Оренбург и оттуда в своих письмах выражал резкое недовольство по поводу симпатий "Времени" к "Современнику".

В 1863 г. "Время" было запрещено. Аполлон Григорьев перекочевал в еженедельный "Якорь". Он редактировал газету и писал театральные рецензии, неожиданно имевшие большой успех, благодаря необыкновенному одушевлению, которое Григорьев внес в репортерскую рутину и сушь театральных отметок. Игру актеров он разбирал с такой же тщательностью и с таким же страстным пафосом, с каким относился к явлениям остальных искусств. При этом он, кроме тонкого вкуса, проявлял большое знакомство с немецкими и французскими теоретиками сценического искусства. В 1864 г. "Время" воскресло в форме"Эпохи". Григорьев опять берется за амплуа "первого критика", но уже ненадолго.

в своих наблюдениях за ходом развития русской историографии времен "великих реформ" Аполлон Григорьев приходит к весьма смелой мысли о рождении новой исторической "школы федералистов", с которой он связывал большие надежды на будущее отечественной исторической науки. Обнаруживаемые им у представителей этой школы попытки преодолеть фатализм, свойственный построениям С.М. Соловьева и его единомышленников, скепсис в отношении централизации, нивелировавшей черты местного своеобразия, отвечали романтическим пристрастиям Григорьева. Но, очевидно, больше всего в работах этих ученых критика привлекала постановка в них вопроса об органических началах русской истории. Эти поиски, сблизившие на рубеже 1850-1860-х гг. Костомарова и Иловайского, Павлова и Щапова, были созвучны самым заветным убеждениям Аполлона Григорьева, отстаивавшего незыблемую, несмотря на драматические перипетии отечественного прошлого и настоящего, прочность основных стихий народной жизни.

Истинное значение Григорьева - в красоте его собственной духовной личности, в глубоко искреннем стремлении к безграничному и светлому идеалу. Сильнее всех путаных и туманных рассуждений Аполлон Григорьев действует обаяние его нравственного существа, представляющего собой истинно"органическое" проникновение лучшими началами высокого и возвышенного.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...