Права потребителя при покупке товаров
Параграф 1 ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИ ПРОДАЖЕ ЕМУ ТОВАРА С НЕДОСТАТКАМИ Глава II Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителя, которому продан товар ненадлежащего качества. Прежде всего следует определить, как Закон трактует понятие «ненадлежащее качество». Закон не дает прямо определение этого понятия, приводя лишь формулировки таких понятий как «недостаток» и «существенный недостаток». Очевидно, законодатель подразумевает, что товар «ненадлежащего качества» — это товар, имеющий «недостаток» или «существенный недостаток». Итак, недостаток — это «несоответствие товара стандарту, условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара». Таким образом, качество товара следует считать ненадлежащим, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков. Несоответствие товара стандарту может быть установлено независимой товарной экспертизой. Сейчас судебная практика имеет при меры, когда путем проведения экспертизы удавалось установить несоответствие товара обычно предъявляемым требованиям. Торжокский городской суд Тверской области рассмотрел дело по иску Бачурина М.В. к А/О «Автоваз» и А/О «Торжок-Лада». Истец на стаивал на замене автомобиля ВАЗ-2108, ссылаясь на то, что двигатель автомобиля издает нехарактерные, «подозрительные» шумы. Экспертным заключением НИИАТ от 22.02.95г. было установлено, что при работе двигателя автомобиля прослушиваются стуки, нетипичные для двигателя данной марки. На основании этого заключения суд пришел к выводу о том, что автомобиль не отвечает обычно предъявляемым требованиям к товару, и в феврале 1996г. вынес решение, которым обязал со ответчиков заменить автомобиль на аналогичный.
Существенный недостаток — это «недостаток, который делает не возможным или недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением, либо который не может быть устранен, либо который проявляется вновь после его устранения, либо для устранения которого требуются большие затраты, либо вследствие которого потребитель в значительной степени лишается того, на что он был вправе рассчитывать при заключении договора. Таким образом, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленный признаков, качество товара следует считать ненадлежащим, а товар — имеющим существенный недостаток. Невозможность или недопустимость использования товара в соответствии с его целевым назначением устанавливается товарной экспертизой, хотя в некоторых ситуациях проведение экспертизы не требуется, так как невозможность или недопустимость использования товара очевидна. Например, если в автомобиле вышел из строя двигатель, то использовать такой товар невозможно, а если тормозная система — недопустимо. Если в телевизоре вышел из строя кинескоп, то использование телевизора в соответствии с его целевым назначением невозможно. Если в стиральной машине произошло короткое замыкание использовать такой товар недопустимо; и специальных доказательств этих фактов не требуется. Факт невозможности устранения недостатка может быть установлен только экспертным исследованием. Для подтверждения факта проявления недостатка вновь после его устранения достаточно справки или квитанции об устранении этого недостатка ранее, а также подтверждения возникновения недостатка вновь. Итак потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору по требовать: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение потребителем или третьим лицом;
соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной модели (марки, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; расторжения договора купли-продажи1. Потребитель сам выбирает, каким именно из вышеперечисленных прав он воспользуется в возникшей ситуации. Каждое из этих прав рассмотрим подробнее. Безвозмездное устранение недостатков товара Это требование потребитель вправе предъявить (согласно п.п. 2, 3ст. 18 Закона) продавцу, изготовителю либо организациям, выполняющим их функции на основании договора. В соответствии со ст. 20 Закона обнаруженные недостатки должны быть устранены в течении 20 дней со дня предъявления требований потребителем. За просрочку удовлетворения этого требования предусмотрена неустойка (ст. 23 Закона). Гарантийный срок на товар продлевается на период в течении которого товар не использовался. Этот период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков по день выдачи товара потребителю после их устранения при этом, если в товаре в процессе ремонта заменяется какая-либо деталь или составная часть, на которую установлен отдельный гарантийный срок, то гарантийный срок на эту деталь исчисляется заново, а гарантийный срок на товар в целом продлевается. Возмещение расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом. Такой Способ защиты прав потребителей при покупке некачественного товара широкого распространения не получил. Однако может возникнуть такая ситуация, когда потребитель вынужден либо сам в срочном порядке устранить недостатки, либо обратиться к третьему лицу. Например, за несколько часов до Новогоднего праздника выходит из строя телевизор. Вызывать телевизионного мастера уже поздно и потребитель сам устраняет недостатки или просит сделать это своего знакомого, который разбирается в технике. Потребитель имеет полное право поступить именно так, а затем потребовать возмещения своих расходов, если он их понес в связи с исправлением недостатков товара[2]. Для того, чтобы требование о возмещении расходов на устранение недостатков было обоснованным, необходимо подтвердить 2 факта:
в товаре действительно имелся недостаток; в связи с устранением этого недостатка возникли расходы. Первый факт может быть подтвержден свидетельскими показаниями, а также экспертным исследованием. Но экспертиза не всегда может точно установить, имелся недостаток в товаре или нет, поскольку он уже устранен. Второй факт должен быть по возможности подтвержден документально: распиской в получении денег за ремонт третьим лицом, чеками на приобретение запчастей и материалов, либо квитанциями на оплату ремонта в организации. Факт уплаты денег за ремонт частному лицу может быть подтвержден его свидетельскими показаниями. Соразмерное уменьшение покупной цены. Это требование потребитель вправе предъявить продавцу или организации, выполняющей его функции на основании договора. Изготовителю предъявить это требование потребитель не может. При удовлетворении требования о соразмерном уменьшении покупной цены может возникнуть вопрос: что значит соразмерное уменьшение, какая сумма должна быть выплачена потребителю? Возможны 3 варианта решения вопроса: 1. Потребителю может быть выплачена среднерыночная стоимость устранения недостатков товара, которая определяется экспертами либо сторонами путем исследования цен на выполнение ремонтных работ в местности, в которой проживает потребитель; 2. Выплате подлежит сумма, соответствующая проценту потери товарного вида или потребительских свойств товара в связи с имеющимися недостатками. При исчислении суммы, подлежащий выплате в соответствии с установленным процентом за основу рас четов берется цена товара на момент удовлетворения требования в случае увеличения цены товара, а при ее уменьшении — цена на день покупки (п.З ст.24 Закона). 3. Любая сумма, которую продавец и потребитель считают соответствующей компенсацией за недостатки товара по обоюдному согласию. Требование потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены должно быть удовлетворено в течение 10 дней со дня предъявления требования (ст.22 Закона). За просрочку удовлетворения этого требования предусмотрена неустойка (ст.23 Закона).
Замена товара на товар аналогичной марки. Потребитель вправе предъявить требование о замене товара на аналогичный. Это не означает, что потребитель вправе настаивать на замене товара на точно такой же. Товар, представляемый для замены может быть другого цвета и даже быть другой марки или модели. Самое главное, товар должен быть аналогичным, иметь те же потребительские свойства, что и товар, требующий замены, но, разумеется, качественный. Если это бытовая техника, то она должна быть того же класса, поколения, если это пальто, то оно должно быть такого же размера, как и пальто, приобретенное потребителем; а также пальто должно быть изготовлено из однородного материала. Законодатель подразумевает, что и цены заменяемого товара и товара, на который производится замена, одинаковы, и никакого перерасчета цен не производится. Как показывает практика, в большинстве случаев при предъявлении требования о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) некачественный товар меняется на товар той же марки (модели, артикула). Но если точно такого же товара уже нет в продаже или в производстве, то могут возникнуть затруднения. Например, если для замены нет автомобиля такого же цвета или с такой же отделкой салона, потребитель обязан согласиться на такую замену, но после замены вправе воспользоваться правами на обмен товара надлежащего качества в порядке ст. 25 Закона. Требование о замене товара на товар аналогичной марки (модели, артикула) может быть предъявлено и продавцу (организации, выполняю щей его функции на основании договора) и изготовителю (организации, выполняющей его функции на основании договора). При обращении в организацию, выполняющую функции продавца (изготовителя), необходимо убедиться, что эта организация уполномочена по договору с продавцом (изготовителем) на выполнение именно этих требований потребителей. Товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, не бывший в употреблении. При этом, согласно п.1 ст.504 ГК РФ, потребитель на должен уплачивать разницу между ценой товара при его покупке и ценой на день замены. Согласно п.2 ст.21 Закона при замене товара гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю. Требования потребителя о замене товара должны быть удовлетворены в соответствии со ст. 21 Закона в течении 7 дней со дня предъявления требования. Однако при необходимости дополнительной проверки качества товара срок увеличивается до 20 дней. Под дополнительной проверкой качества подразумевается определение причин возникновения неисправности. Закон устанавливает, что продавец обязан провести проверку качества товара за свой счет. В то же время у продавца нет обязанности привлечь для проверки качества товара независимых экспертов. Определить причину неисправности могут собственные специалисты магазина. У потребителя есть право присутствовать при проверке качества товара и не согласиться с заключением специалистов и обжаловать его в суд. Если же экспертиза установит вину потребителя в возникновении недостатков, то все расходы по проведению экспертизы будут возложены на него.
Замена товара на такой же товар другой марки (модели, артикула). Это требование предполагает замену товара на такой же товар, т. е. автомобиль на автомобиль, холодильник на холодильник, но другой, не аналогичной модели, марки, артикула. Например, автомобиль «ВАЗ 21063» на автомобиль «ВАЗ 21099» или холодильник «Минск» на холодильник «Стинол». Потребительские свойства этих товаров существен но различаются, существенно отличаются их цены. Поэтому при такой замене производится соответствующий перерасчет стоимости товаров. В соответствии с п.2 ст. 24 Закона, если цена товара, подлежащего замене, ниже цены товара, предоставляемого взамен, потребитель должен доплатить разницу в ценах, если наоборот, цена товара, подлежащего замене, выше цены товара, предоставляемого взамен, разница в ценах выплачивается потребителю. Причем, в этих расчетах цена товара, подлежащего замене, применяется на день предъявления требования, если она к этому моменту повысилась, и на день покупки, если понизилась. Цена товара, предоставленного для замены, применяется всегда на момент предъявления требования. Если же требование 2-153потребителя в добровольном порядке не было удовлетворено, то в соответствии с п.2 СТ.504 ГК РФ, потребитель вправе производить расчеты исходя из цен товаров на момент вынесения решения суда, поскольку цены увеличились с момента предъявления требования. Требование о замене товара на такой же товар другой марки (модели, артикула) потребитель вправе предъявить только продавцу (организации, выполняющей его функции на основании договора). Указанное требование должно быть исполнено в те же сроки, что и требование о замене на товар аналогичной марки (модели, артикула) (СТ.21 Закона). За просрочку выполнения этого требования предусмотрена неустойка (ст. 23 Закона). Гарантийные сроки на замененный товар также исчисляются заново с момента передачи его потребителю, (п.2 ст.21 Закона). Расторжение договора купли-продажи. При расторжении договора купли-продажи потребитель обязан возвратить товар с недостатками и вправе требовать возмещения убытков. Требование о возврате товара потребитель вправе предъявить как продавцу (организации, выполняющей его функции на основании договора), так и изготовителю (организации, выполняющей его функции на основании договора). Но если потребитель обращается к продавцу (организации, выполняющей его функции), то он вправе при расторжении договора требовать возмещения всех возникших в связи с покупкой товара убытков, а если требование предъявляется изготовителю (организации, выполняющей его функции), потребитель вправе настаивать только на возврате стоимости товара (п.З ст. 18 Закона). Таким образом, предъявлять требование о расторжении договора купли-продажи продавцу товара более выгодно, чем возвращать товар изготовителю, так как в первом случае потребитель вправе требовать возмещения всех убытков, связанных с приобретением товара с недостатком, а во втором — только части убытков.) Например, потребитель приобрел крупногабаритный товар. За до ставку товара потребитель понес расходы. При расторжении договора купли-продажи с продавцом потребитель вправе требовать возмещения и этих расходов, наряду с другими убытками. При возврате товара изготовителю последний не обязан возмещать расходы за доставку товара. Требование о возмещении убытков при расторжении договора купли-продажи (возврате товара изготовителю) должно быть удовлетворено в течение 10 дней с момента его предъявления (ст.22 Закона). За просрочку удовлетворения требования предусмотрена неустойка (СТ.23 Закона). Если предъявленное на основании ст. 18 Закона требование потребителя не удовлетворено в установленные сроки, то потребитель вправе предъявить иные требования, предусмотренные указанной статьей Закона. При этом потребитель не лишается права на получение неустойки, предусмотренной за просрочку удовлетворения первоначально заявленного требования. Параграф 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|