Контроль внеклассной работы
Как уже отмечалось ранее, планирование лишь косвенно указывает на результат процесса воспитания, т.е. на то, как процесс должен разворачиваться в ходе тренировочной работы, в соответствии с закономерностями физического воспитания в теории. Но на практике, как часто бывает, получается не так, как планировалось ранее. Педагог-практик постоянно должен сверять текущие результаты с запланированными и, если требуется, вводит корректировку планов. Призван помочь тренеру в этом, контроль занятий. Процесс воспитания школьников (не только физического,а именно воспитания в целом) очень тонкий и сложный. Именно поэтому результаты планирования иногда расходятся с действительными результатами практической работы. Стоит только какому-либо звену (тренер, дирекция, ученик) снизить требования к своим обязанностям – все пойдет не так. Примеры: тренер выбрал средства, не применимые к данной методике занятий; директор нарушил договор и одобрил лишь 3 занятия в неделю; ученик потерял интерес к занятиям. Во всех случаях ответственность ложится на тренера и его задача решить данные проблемы: выбрать подходящие средства занятий; убедить директора, что лишь 5-разовые занятия несут положительный эффект внеклассной работе; заинтересовать ученика. В современной литературе можно насчитать десятки наименований видов и разновидностей контроля: педагогический, врачебный, биологический, антропометрический, биохимических, биомеханических, психологический; предварительный, оперативный, текущий, этапный, итоговый, что свидетельствует о недостаточной упорядоченности связанных с ним представлений. Мы рассматриваем контроль как реально существующие отношения между субъектом и объектом воспитания, поэтому выделим 2 типа контроля: «педагогический контроль» и самоконтроль занимающихся, причем педагогический контроль играет, естественно, ведущую роль.
Термин «педагогический» в данном случае подчеркивает, что контроль осуществляется педагогом-специалистом соответственно его профессиональным функциям с использованием тех средств и методов, какие он может и должен квалифицированно применять на основе полученного специального образования и практического опыта по профилю специальности. Основные аспекты педагогического контроля: • контроль направляющих начал и параметров воздействий; • контроль «объекта и эффекта воздействий» (должен выявлять и прослеживать соотношения педагогически направленных воздействий и их эффектов, оценивать их соответствие или несоответствие запланированных результатам); • контроль исходного уровня возможностей и готовности воспитываемых к реализации поставленных задач; • педагогический самоконтроль; • контроль внешне-средовых факторов; • контроль двигательной деятельности и непосредственно связанных с нею взаимодействий воспитываемых; • контроль динамики функциональных сдвигов в организме занимающихся, эффекта текущих воздействий и общих результатов физического воспитания; • контроль за формированием знаний, умений, навыков, развитие способностей, совершенствование личностных качеств воспитываемых. Контроль за внеклассной работой собственного исследования будет таков: 1. главными критериями отбора в секцию является, прежде всего, желание самого ученика участвовать в занятиях и выполнять требования тренера; естественно, навыки игры в футбол (если дети старше 10 лет; если младше – то навыки не берутся в расчет); а также согласие врача на занятия футболом. В отличие от других видов спорта такие показатели, как развитие каких-либо двигательных качеств, антропометрические данные и др. имеют второстепенное значение;
2. контроль за эффектом нагрузок индивидуальный для каждого ребенка. Для этого используются различные методы врачебного наблюдения: показатели пульсометрии, контроль за внешними признаками утомления у детей и др.; 3. проведение контрольных занятий, посвященных сдаче нормативных требований с целью узнать о готовности занимающихся к реализации поставленных задач, а также об успешности решения выбранной методики тренировок; 4. контролирование тренером собственных поступков, норм педагогической этики, образовательно-воспитательной информации и, опять же, соответствие планирования и итогов тренировок; 5. важно помнить, что естественно-средовые и гигиенические факторы при правильном построении тренировок выступают дополнительными средствами физического воспитания, поэтому занятия проводятся либо на воздухе, либо в чистом проветренном зале; 6. проводится контроль знаний теоретического характера, а также способностей удачно взаимодействовать с партнерами в процессе командной игры. Субъективный контроль имеет не менее важное значение в процессе физического воспитания. Образование навыков будет максимально эффективным, если соблюдать определенные закономерности формирования двигательных навыков. Согласно теории управления усвоением знаний, каждое действие состоит из 3 частей: 1. ориентировочная; 2. исполнительная; 3. контрольно-корректировочная. Ориентировочная часть выполняет функцию программы действия, на основе которого выполняется исполнительная часть. А контрольно-корректировочная – осуществляет контроль за исполнением действия, результат действия сопоставляется с заданием программы и оценивается продвижением к цели. При рассогласовании ориентировочной и исполнительной частей, коррекция направлена на исполнительную часть. При согласовании ориентировочной и исполнительной частей, но не удачному результату действия, коррекция направлена на ориентировочную часть. Обучение наиболее эффективно, когда педагог управляет формированием ориентировочной основой действия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|