Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Промышленное производство 90-х годов.

Экономическое развитие края во второй половине XX века.

Население.

Во второй половине XX века население городов растёт невиданными темпами. По численности населения Муром остаётся третьим городом в области, следуя за Владимиром и Ковровом. После 1941г. В процессе изменения границ Горьковской, Ивановской и Московской областей Муромский район, потеряв все территории по правому берегу Оки, вошёл в состав Владимирской области. В новых границах район был самым густонаселённым в области.

С 1959 по 1989 гг. население Мурома выросло в 2 раза. Рост в основном происходил за счёт миграции в город сельского населения, т.к. в 60-е годы началось снижение рождаемости. Кризис конца 80-90-х годов способствовал дальнейшему сокращению рождаемости и росту смертности, в результате чего произошло уменьшение численности населения края.

Промышленное производство.

В последние годы Великой Отечественной войны и после неё в городе бурно растёт промышленность, расширяются старые производства и создаются новые. На стрелочном заводе осваивается литейное производство. В 1949 году начинается реконструкция фанерного комбината. Машиностроительный завод им. Орджоникидзе получает заказ на производство токарных патронов.

В годы войны под Муромом строился приборостроительный завод, в 1947 году открылся радиозавод.

С 60-х годов начинается внедрение новых технологий, автоматизированного оборудования, конвейерных линий и применение искусственных материалов.

В 1956 году на фанерном комбинате открывается цех синтетических смол, первый, в стране начавший выпускать бакелитовую плёнку. В 1964 году на комбинате налаживается выпуск древесностружечных плит, а с 1975 года эту продукцию производит цех - автомат.

В 1955 – 58 году на заводе им. Ф.Э.Дзержинского изготовили первый в стране маневровый тепловоз с гидромеханической передачей, а к началу 60-х завод вышел на первое место в мире по количеству выпускаемых тепловозов этого типа. Всего за 1971 – 72 годы заводы города получили 17 автоматических и полуавтоматических линий, 78 станков с программным управлением.

С 60-х годов растёт роль финансового обеспечения производства. Оформление состава крупнейших заводов города, начатое после войны, завершается к концу 70-х годов.

Производство товаров народного потребления.

С конца 50-х годов увеличивается доля товаров народного потребления в валовом промышленном производстве.

С1958 года на заводе им. Орджоникидзе был начат выпуск холодильников «Ока». Производство холодильников сделало завод рентабельным.

В 1952 году на радиозаводе начат выпуск первых в стране автомобильных радиоприёмников. На фанерном комбинате в 1958 году был открыт мебельный цех.

Кризис 80-х годов.

В Советскую эпоху государственная форма собственности достигает пика развития, и к 80-м годам назревает системный кризис, выразившейся в структурном и технологическом отставании отечественной промышленности, высокой себестоимости и материалоёмкости продукции.

Кризис проявился в дефиците товаров народного потребления. Проблемы возникают не только с качеством, но и количеством товаров. Для жителей города становится обычными поездки в Москву за продуктами, одеждой, обувью, бытовой техникой. Составлялись списки очередников на приобретение товаров длительного пользования. Деньги населения накапливались на сберегательных книжках.

Одной из основных особенностей Советской эпохи было так называемое «освоение средств»: заводы получали задание на выпуск определённой продукции и соответствующее государственное финансирование.

Рост производительности достался за счёт самоограничения работающих различных «движений» и «починов», субботников и т.п.

Для промышленности города было также характерно создание больших мощностей, ориентированных на производство военной продукции.

Промышленное производство 90-х годов.

Проведение приватизации и акционирования изменило структуру форм собственности. Государственная собственность сократилась до незначительных размеров. К 1999 году только 10 % предприятий города были государственными, тогда как доля частных возросла до 41 %, смешанных - до 43 %, и до 6 % - муниципальных.

Предприятия города, потерявшие производственные связи в результате распада СССР и СЭВ, не получающие оплаты за государственный военный заказ, оказываются в тяжелом положении. Доля машиностроения и металлообработки в экономике города сокращается с 76 % до 63 %. Из двадцати девяти крупных и средних предприятий города в 1998 году убыточными было десять, в 1999 - семь. Производственные мощности использовались не более, чем на 70 %.

С конца восьмидесятых годов Муром становится доступным для иностранных инвесторов. Создаются восемь совместных предприятий с бизнесменами и фирмами Испании, Канады, Ливана, Турции и других стран.

Свобода предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей привела к тому, что значительные партии материалов и готовой продукции зачастую продаются с максимальной выгодой для частных лиц и минимальной для предприятий, а это приводит к банкротству предприятий. Цены внутри страны постепенно подтягиваются к мировым. Возрастает конкуренция, и многие товары, выпускаемые муромскими заводами, ее не выдерживают, а для выпуска конкурентоспособной продукции не хватает средств и подготовленных кадров. Заводы продолжают выпускать товары народного потребления, разработанные еще в семидесятые-восьмидесятые годы технически и морально устаревшие.

Многие из заводов прекратили свое существование после финансового кризиса августа 1998 года-Кризис на рынке ценных бумаг России, связанный отчасти с мировым кризи-| сом, пагубно повлиял на развитие экономики города. За 1998 год падение объемов производства составило почти 13 %.

Серьезной проблемой для города стала безработица. Если в 1990 году в промышленности было занято около пятидесяти пяти тысяч человек, то в 1999-м - их число немногим превышало двадцать восемь тысяч. В конце 1999 года в крае прекратилось падение производства, а в 2000 году в некоторых отраслях даже обозначился небольшой подъем (см. Табл. XVII). Число безработных сократилось до 3,8 тысяч человек. Подъем был связан с процессом замещения на внутреннем рынке России подорожавших импортных товаров отечественными и притоком в страну денег от продажи нефти.

Значительный вклад в экономику города вносят предприятия, выпускающие продукцию для структурообразующих отраслей и на экспорт. Одним из таких предприятий является стрелочный завод. Производство стрелочных переводов требует высокотехнологичного оборудования и значительных производственных мощностей. Муромский фанерно-мебельный комбинат (ЗАО «Муром») остается крупнейшим предприятием деревообработки в области. Другие заводы также пытаются найти свободные ниши на рынке. Создаются малые дочерние предприятия, позволяющие списывать долги и издержки на основное производство, и выпускать конкурентоспособную продукцию.

Особое внимание уделяется развитию средств связи. Если в семидесятые годы в городе была открыта АТС на пять тысяч номеров, в восьмидесятые -еще одна на десять тысяч, то в 1999 году в городе действуют десять телефонных станций на двадцать шесть тысяч номеров и сто двадцать пять телефонных автоматов. Развиваются новые виды связи (пейджинговая, сотовая, 1МТЕ1ШЕТ и др.).

В девяностые годы, после того, как Муром был открыт для посещения иностранными гражданами, администрация города стремится развивать туризм как перспективную отрасль экономики, уделяя особое внимание благоустройству города и созданию туристической инфраструктуры.

Развитие транспорта.

С конца пятидесятых годов бурно развивается транспорт. Для обеспечения перевозок грузов и пассажиров используются новые технические решения.

К началу шестидесятых на участке Муром-Черусти смонтирована автоматическая система контроля за движением поездов, на Муромской станции уложено три дополнительных пути, построена маневровая горка. Грузооборот Муромского отделения Горьковской железной дороги с 1928 по 1961 годы вырос не менее, чем в сто раз.

На рубеже семидесятых-восьмидесятых электрифицируется ветка Москва - Муром - Казань - Свердловск (ныне Екатеринбург). Муромское локомотивное депо начинает принимать электровозы. Тепловозная тяга сохраняется только на ветке Муром - Ковров. В девяностые годы в связи с общей экономической нестабильностью в стране объем перевозок по железной дороге сокращается. До начала девяностых важной транспортной артерией для города оставалась Ока, по которой осуществлялись пассажирские и грузовые перевозки. Были организованы специальные круизные туристические маршруты на теплоходах. С 1961 года по Оке открывается регулярное движение судов на подводных крыльях - «Ракет» - до Горького и Рязани. В начале девяностых годов почти прекращаются пассажирские перевозки по реке, перестают курсировать пассажирские суда ближних и дальних рейсов, резко сокращается количество круизных маршрутов. В связи с уменьшением объемов капитального и промышленного строительства, а также строительства дорог, наблюдается резкий спад перевозок грузов, т. к. обычно речным транспортом переправлялись строительные материалы (щебень, песок) и крупногабаритные конструкции.

Активно развивался автомобильный транспорт. Расширился парк автобусов и грузовых автомобилей. Работали автобусные линии, соединявшие населенные пункты внутри района, области и за ее пределами. Возросло количество легковых автомобилей, находившихся в личной собственности граждан.

Кризис девяностых годов отразился на автомобильном транспорте. Резко возросла стоимость автомобилей, запчастей, ремонта, горюче-смазочных материалов. Имевшаяся в наличии техника муниципальных автопредприятий к этому времени зачастую уже выработала свои эксплуатационные ресурсы, а приобретение новых отечественных и подержанных импортных машин было ограничено из-за отсутствия у предприятий свободных денежных средств. Автобусный парк сокращался, увеличивалась нагрузка на технику.

Значительная часть пассажирских перевозок осуществлялась частными лицами. Все такси в городе также стали принадлежать частным владельцам.

В девяностые годы растут объемы грузовых автоперевозок, что связано с развитием малого и среднего бизнеса. До девяностых годов из Мурома осуществлялись и регулярные пассажирские и почтовые авиаперевозки на небольших самолетах местных авиалиний.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...