Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрождение духовной жизни Мурома в последнее десятилетие XX в.

В советские годы традиция духовной церковной жизни была прервана. К началу 1930-х годов в Муроме были закрыты все монастыри и храмы, многие из них были разрушены. Действующим оставался только Благовещенский собор. Перед Великой Отечественной войной закрыли и его. В 1942 году службы в нем возобновили.

Официальной идеологией страны более семидесяти лет был атеизм. Духовенство имело право только проводить службы и необходимые церковные требы. Священники не имели возможности проповедовать и привлекать верующих к церковной жизни. Крестить детей, венчаться, отпевать умерших люди могли лишь тайно. О таких фактах сообщалось по месту работы и учебы. Верующие могли поплатиться служебной карьерой. Это нарушало право граждан страны на свободу вероисповедания, записанное в Конституции СССР.

Духовная жизнь в Муроме стала скрытой, доступной немногим. Прихожане старались сохранить церковное предание, память об утраченных святынях. В городе доживали свой век монахини Дивеевского монастыря. Они берегли келейную икону и личные вещи святого Серафима Саровского. После войны в Муроме короткое время священником служил Пимен, будущий патриарх Русской православной церкви.

С началом перестройки в стране наметилось потепление по отношению к церкви. Переломным событием в деле возрождения духовной жизни стал тысячелетний юбилей крещения Руси в 1988 году. Он широко отмечался Русской православной церковью совместно с государственными структурами и широкими кругами общественности в стране и за рубежом.

Муром, богатый древними памятниками церковной культуры, принял участие в юбилейных мероприятиях. Уникальные муромские иконы из собрания городского музея были представлены на выставке, посвященной тысячелетию русской художественной культуры в Москве и Германии. В выставочном зале, находившемся тогда в здании Смоленской церкви, прошла выставка древнерусского искусства, где впервые за годы Советской власти были широко показаны сокровища церковной культуры из собрания музея. В 1989 году была создана древнерусская экспозиция в основном здании музея.

Восстановление храмов, возвращение святынь трудно было бы осуществить без хранителей церковного предания. Самым деятельным из них был краевед Александр Александрович Епанчин (1948 - 1998 гг.). В городе удалось возродить искусство иконописи и резьбы иконостасов. Местные художники и резчики не только продолжили древнюю традицию, но и обогатили ее.

В последнее десятилетие XX века в Муроме шло активное возрождение храмов, монастырей, восстанавливалась церковная жизнь. Все сохранившиеся церковные здания были возвращены церкви и даже построены новые храмы. Возобновились городские церковные праздники, крестные ходы, прославление местных святых. Церковная жизнь стала широко освещаться в местных СМИ.

К началу нового тысячелетия в городе возобновлено и действует четыре древних монастыря (два мужских и два женских). Первым возрожден Троицкий - в 1991 году (настоятельница - игуменья Тавифа). Главной святыней монастыря являются мощи муромских святых Петра и Февронии - покровителей любви и брака.

В 1992 году был возобновлен мужской Благовещенский монастырь. Настоятель этой обители игумен Кронид стремится к воссозданию древних традиций в убранстве храма и почитании святынь. В подвале собора восстановлено место захоронения местночтимых святых этого монастыря.

Спасский мужской монастырь, один из древнейших русских монастырей. Монастырь был быстро возрожден. С особой пышностью и великолепием заново создано внутреннее убранство древнего Спасского собора.

В 2000 году возобновлен женский Воскресенский монастырь (настоятельница Иулиания), который до-степенно восстанавливается, приводится в порядок.

Активная церковная жизнь идет в приходских храмах. В 1992 году была открыта и в кратчайшие сроки восстановлена Николо-Набережная церковь. Восстанавливаются Успенская и Сретенская церкви, в них проходят молебны. В Карачарове открыт храм Гурия, Самона и Авива, где в 1993 году помещена икона святого Ильи Муромца с частицей его мощей. На городском кладбище в 1998 году выстроен новый храм во имя этого святого богатыря. В Окском парке в 1999 году воздвигнут памятник преподобному Илье Муромцу.

В конце XX века возрожденный древний Муром стал одним из самых красивых русских городов. Он все более привлекает к себе внимание туристов и паломников.

Культура Мурома во второй половине XX в.

После войны в Муроме активно велось строительство учреждений культуры - кинотеатров, парков и стадионов, новых клубов и библиотек; расширялась сеть киноустановок.

Кино.

В 1950-е годы в Муроме было построено два кинотеатра - «Прогресс» и «Октябрь». В" 1974 году появился еще один кинотеатр на шестьсот мест, названный в честь тридцатилетия Победы в Великой Отечественной войне. Он стал единственным широкоформатным кинотеатром в городе. Как и в довоенные годы, кинотеатры пятидесятых-семидесятых привлекали огромное число зрителей. В каждом кинотеатре шло по три-четыре сеанса ежедневно.

К 1990-м годам кинотеатры потеряли популярность. На смену им пришли видеосалоны и, позднее, домашние видеотеки и видеопрокат.

В 1950 - 70-е годы особенно знаменательным событием для жителей города были проходившие в городе съемки художественных фильмов «Невеста» режиссера В. М. Шределя, «В огне брода нет» и «Начало» Г. А. Панфилова, «Восхождение» Л. Е. Шепитько.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...