Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество.




Статья 131 ГК связывает момент возникновения прав на недвижимое имущество с моментом государственной регистрации недвижимости в едином государственном реестре. Регистрации подлежат права: собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК и иными законами. Государственной регистрации подлежат права собственности на земельные участки и другое недвижимое имущество, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, обособленные поверхностные водные объекты, многолетние насаждения и другие объекты.

Задача государственной регистрации - прежде всего охранять права собственников и гарантировать достоверную информацию о недвижимом имуществе.

В соответствии с утвержденными формами каждому объекту должен быть присвоен кадастровый номер - индивидуальный, не повторяющийся на территории РФ. Кадастровый номер здания, сооружения состоит из кадастрового номера земельного участка и инвентарного номера здания, сооружения. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним производится в целях признания и подтверждения государством оснований возникновения, перехода, обременения или прекращения прав на недвижимое имущество. Она направлена на упорядочение гражданского оборота и охраны прав владельцев имущества. Государственная регистрация должна производиться по единой системе записей по каждому объекту недвижимости в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такая регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права для всех лиц, поскольку она не оспорена в судебном порядке. В то же время регистрация должна носить открытый публичный характер. Любое лицо может получить информацию о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, что позволит избежать многих злоупотреблений и споров после принятия указанного Закона.

Государственной регистрации подлежат как вещные права на недвижимое имущество, так и сделки с недвижимостью. Например, при продаже предприятия ГК РФ обязывает стороны осуществить сначала государственную регистрацию заключенного договора на его продажу (ст.560), затем осуществить фактическую передачу предприятия покупателю по передаточному акту (ст.563), после чего произвести государственную регистрацию права собственности покупателя на предприятие (ст.569).

Сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, предусмотренных законом. Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество подлежат регистрации во всех случаях возникновения, перехода или прекращения этих прав.

В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества. Например, создание нового предприятия регистрируется в Едином государственном реестре.

Однако, в настоящее время отдельные положения ГК РФ по вопросам государственной регистрации недвижимости недостаточно согласованы между собой. Не создана еще стройная система органов, осуществляющих государственную регистрацию. Поэтому крайне необходимо было ввести в действие специальный закон, подробно регулирующий порядок и значение государственной регистрации сделок с недвижимостью и прав на недвижимое имущество. Как и в других системах, такая регистрация должна иметь преимущество перед другими доказательствами значение в случае споров для подтверждения прав на недвижимое имущество.

В настоящее время Государственная Дума приняла Федеральный закон РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». До этого момента применялись положения Указа Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования» от 28 февраля 1996 г.,[6][6] которым предусматривались основные положения введения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и утверждены формы для регистрации недвижимости.

Поскольку введение государственной регистрации сделок и прав на недвижимое имущество задержалось, нужно было решить вопрос о действительности оформления сделок, подлежащих регистрации. Ведь ГК, установив обязательную государственную регистрацию сделок с недвижимостью (ст.164) и прав на недвижимое имущество (ст.131), отменил необходимость нотариального удостоверения сделок с недвижимым имуществом. Поэтому Федеральный закон о введении в действие части второй ГК РФ, принятый Государственной Думой 22 декабря 1995 г[7][7]., постановил в ст.7, что впредь до введения в действие регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним для договоров, предусмотренный ст.550, 560 и 574 ГК, сохраняют силу правила об обязательном нотариальном удостоверении таких сделок.

Указанные статьи определяют общую форму договора купли-продажи недвижимости, форму продажи предприятий и форму договоров дарения недвижимого имущества.

Что касается государственной регистрации сделок в отношении земли, зданий, квартир и другого имущества, то такая регистрация была необходима и раньше. Но она производилась различными органами.

В частности, организация ведения земельного кадастра, регистрация и оформление документов на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость были возложены на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах[8][8]. Регистрация земли производилась в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ «О введении государственного земельного кадастра в Российской Федерации» от 25 августа 1992 г.[9][9] По единой методике в государственных земельном, лесном и других кадастрах. В отношении иных объектов регистрации производилась комитетами по управлению имуществом, бюро технической инвентаризации, а также иными государственными органами.

Поэтому нужно было решить вопрос о применении новых правил государственной регистрации в Едином государственном реестре к сделкам, уже заключенным и зарегистрированным по ранее установленным положениям.

В Указе Президента РФ от 28 февраля 1996 г. Определено, что обязательная государственная регистрация по установленным там положениям распространяется на сделки и право на недвижимое имущество, на которые документы оформлены после вступления в силу Указа. Следовательно, права на недвижимое имущество, существовавшие ранее, признаются действительными на будущее время и не требуют перерегистрации. Ведь, в силу ст.8 Федерального закона «О введении в действие части первой ГК РФ»[10][10] «впредь до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним».

Однако при переходе после вступления в силу Указа от 28 февраля 1996 г. Ранее существовавших прав к другому лицу, возникновении обременений или прекращении соответствующих прав, такие права и обременения должны быть зарегистрированы по новым формам в соответствующих органах.

За регистрацию. Выдачу свидетельств о регистрации и предоставлении выписок из реестра взимается государственная пошлина. Заинтересованные лица вправе обжаловать отказ в регистрации или незаконное совершение регистрации в суд по месту нахождения органа, осуществляющего регистрацию. Последний должен нести имущественную ответственность за вред, причиненный в результате нарушения работниками правил регистрации, на условиях и в размере, определенных общими правилами ГК (ст.15,16 ГК).

Ведь отсутствие регистрации недвижимости может причинить значительный ущерб не только покупателям, но и залогодержателям при залоге имущества, уже заложенного по другому договору, если последний не был зарегистрирован и кредитор о нем не знал. Во всех таких случаях виновные лица должны возместить потерпевшим убытки, причиненные их противоправными действиями по общим правилам, установленным ГК.

Специального решения требовал вопрос о действительности сделок с недвижимостью, если их регистрация вообще не была осуществлена из-за отсутствия соответствующего государственного органа, уполномоченного на регистрацию такого рода сделок. Такое положение сложилось по сделкам на приобретение недвижимого имущества в порядке его приватизации. Арбитражным судам приходится рассматривать требования комитетов по управлению государственным имуществом, других органов о признании на этом основании недействительными договоров о приобретении в собственность главным образом нежилых помещений. Обобщив практику арбитражных судов по разрешению споров при приватизации, Высший Арбитражный Суд разъяснил, что отсутствие регистрации сделки по приватизации недвижимого имущества не является самостоятельным основанием для признания ее недействительной. «Судам следует руководствоваться тем, что до принятия законодательством установленного порядка регистрации таких договоров купли-продажи право собственности у покупателя возникает с момента внесения платежа в соответствии с условиями заключенного договора купли-продажи. Неосуществление регистрации такого договора не является основанием для признания его недействительным»[11][11].

В других случаях несоблюдение сторонами государственной регистрации сделки с недвижимостью влечет ничтожность сделки (Ст.165 ГК). Однако, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда. Закон устанавливает негативные последствия для стороны, необоснованно уклоняющейся от государственной регистрации сделки.

Государственная регистрация сделок, предметом которых является недвижимое имущество, давно применяется в развитых зарубежных странах. Во многих странах существуют специальные земельные книги или иные реестры земельных участков, в которые вносятся сведения о вещных правах на недвижимость и изменения на это имущество права собственности. Согласно 873 Германского Гражданского Уложения передача вещного права на недвижимость должна быть удостоверена нотариально и об этом должна быть сделана соответствующая запись в земельной книге. Запись делается и при прекращении права. Такие книги ведутся в судах. Аналогичное правило содержится в 658 Швейцарского гражданского кодекса. В Англии договор о продаже или ином акте отчуждения земли или иных объектов - зданий, урожая на корню, скота на ферме и т.п. требует для передачи права собственности совершения специального передачи после проверки правомерности сделки компетентным лицом. Законодательство в ряде штатов США тоже требует регистрации таких сделок Эти требования должны обеспечивать гласность и законность вещных прав на недвижимость. Любое заинтересованное лицо может ознакомиться с соответствующими записями в реестре, чтобы выяснить, кто является собственником земельного участка или возведенного на нем здания, не обременены ли они налогом.

В случае спора о праве на недвижимость регистрации в книге отдается приоритетное, т.е. преимущественное значение.

С 31 января года вступил в действие Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». С этого дня государственная регистрация возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав вне зависимости от того, создано или нет на территории конкретного субъекта Российской Федерации учреждение юстиции, будет осуществляться в соответствии с Законом, поскольку согласно ст.33 этого Закона не позднее 31 января все органы, осуществляющие государственную регистрацию прав должны приступить к ведению Единого государственного реестра прав и выдачи информации.

Как известно, в соответствии с Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Министерство юстиции Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в системе государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Это огромный участок работы, осуществляемый сейчас различными органами (органы технической инвентаризации, жилищные органы; органы по земельным ресурсам и землеустройству, органы по управлению государственным и муниципальным имуществом). Деятельность эта приобретает исключительную важность не только в плане защиты прав и законных интересов граждан, но и в будущей системе налогообложения и наполнения бюджета государства. Будет создан Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сейчас образована Межведомственная комиссия во главе с заместителем Председателя Правительства Российской Федерации перед которой поставлена задача разработать мероприятия, связанные с деятельностью учреждений юстиции по регистрации прав и органов по учету объектов недвижимого имущества в системе государственной регистрации. Для реализации задуманного необходимо провести большую подготовительную работу, в том числе создать необходимую правовую базу. Уже сейчас Министерством юстиции внесены в Правительство проекты постановлений Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по разработке мероприятий, связанных с деятельностью учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «Об установлении максимального размера платежей за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах». Подготовлены к принятию Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с Законом система учреждений юстиции должна быть сформирована по регионам поэтапно к 2000 году. В настоящее время она складывается в некоторых субъектах Российской Федерации.

Министерство юстиции, являясь уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с постановлением Правительства от 1 ноября 1997г. «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», видит свою главную задачу не столько в быстрейшем создании федеральной системы учреждений юстиции, сколько в выработке соответствующей законодательству структуры учреждений и подбору квалифицированных кадров.

В остальных субъектах Российской Федерации согласно закону и постановлению Правительства государственная регистрация осуществляется на основании кадастрового и технического учета соответственно земельными комитетами, комитетами по управлению имуществом и органами БТИ. Очевидно, что нужны согласованные действия и объединение усилий всех заинтересованных учреждений как на федеральном уровне, так и в субъектах федерации. Например, постановлением правительства Московской области от 20 октября 1997г. Утвержден Порядок взаимодействия Московской областной регистрационной палаты, бюро технической инвентаризации и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по работе с заявлениями граждан и юридических лиц при оформлении сделок с недвижимым имуществом, в соответствии с которым БТИ, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству продолжают вести технический учет зданий и сооружений, земельный кадастр и в 10-дневный срок по запросу Московской областной регистрационной палаты и ее филиалов и представительств изготавливают необходимые документы на объекты недвижимости и направляют их в Московскую регистрационную палату.

Практика показала, что в субъекте Федерации необходимо создавать одно учреждение юстиции с филиалами в городах и районах. Это может привести к единой правоприменительной практике в регионе, созданию строгой системы контроля и ответственности должностных лиц. В конечном итоге может быть создана единая система учреждений юстиции Российской Федерации в результате единообразного применения Конституции РФ, ГК РФ, специальных федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, единой федеральной методики государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выработанной Министерством юстиции РФ, регулярного повышения квалификации регистраторов в федеральных образовательных учреждениях.

К сожалению, современный период характеризуется разрозненностью органов, регистрирующих права на недвижимое имущество и сделки с ним. Так, регистрацию прав осуществляют органы Российского фонда федерального имущества, Министерства государственного имущества Российской Федерации, Государственного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству, Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике.

Сложившийся «порядок» приводит к противоречивому ведомственному нормотворчеству, установлению «своих» правил регистрации. Нет единого органа, осуществляющего контроль за государственной политикой в области регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Например, единые формы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1996 г., введены в действие только в 18 субъектах РФ. Сложившееся фактическое положение подрывает возможность создания единой информационной базы о правах на недвижимое имущество и сделок с ним. В этой связи в ближайшее время необходимо решать вопрос о реализации действующих нормативно-правовых актов, подготовке и принятии дополнительных, направленных на проведение единой федеральной политики в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установление дисциплинарной, административной и материальной ответственности в отношении виновных должностных лиц.

Отдельные субъекты Федерации (Московская, Астраханская, Саратовская и другие области) начали создавать органы регистрации недвижимости до принятия федерального закона. Существует необходимость приведения принятых в этих субъектах Федерации нормативных правовых актов в соответствие с ГК РФ, и федеральным законом. Юридическим лицам следует избрать установленную федеральным законом организационно - правовую форму - учреждение, создать в городах и районах филиалы учреждений юстиции, определить взаимоотношения между органами юстиции и учреждениями юстиции.

В настоящее время есть возможность изучить как положительный, так и отрицательный опыт учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подготовить обобщение правоприменительной практики и разослать его в субъекты федерации.

В соответствии с п. «о» ст.71 Конституции РФ гражданское право относится к исключительному ведению Российской Федерации. Государственная регистрация сделок с землей и другим недвижимым имуществом установлена ст. ст. 131, 164 и другими статьями ГК. В этой связи субъекты Российской Федерации не могут самостоятельно разрабатывать нормативные правовые акты, регулирующие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такой же вывод можно сделать и на основе п. «в» ст.71 Конституции, согласно которому регулирование прав и свобод граждан относится к исключительной компетенции РФ. В случае установления противоречий между нормативными правовыми актами субъектов РФ и федеральными законами правоприменители должны руководствоваться федеральным законодательством, а правовые нормативные акты субъектов Федерации должны быть признаны судами неконституционными.

Существует и еще одна важная проблема. Кадровая. Понятно, что на должность регистратора прав необходимо подбирать достойных, квалифицированных людей. В соответствии с Федеральным законом (ст.15) на должность регистратора прав назначаются лица: имеющие высшее юридическое образование или опыт работы в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, не менее двух лет; прошедшие специальные курсы; сдавшие квалификационный экзамен в соответствии с установленными требованиями. Регистратор прав является государственным служащим, замещающим ведущую государственную должность. Особенности прав и обязанностей должностных лиц учреждения юстиции по регистрации прав как государственных служащих регулируются законодательством РФ.

В целях обучения и переподготовки государственных регистраторов Министерством юстиции учрежден Российский институт Государственных регистраторов. Институт является федеральным учебным заведением, осуществляющим обучение и повышение квалификации работников в системе государственной регистрации. Правовой основой деятельности являются Конституция РФ и федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, а также устав института, приказы и распоряжения Министерства юстиции РФ.

Задачами института являются: подготовка государственных регистраторов и иных работников системы государственной регистрации; повышение квалификации государственных регистраторов; научные исследования и разработки в области государственной регистрации; научно-методическое обеспечение государственной регистрации; осуществление международного сотрудничества в области государственной регистрации.

В соответствии с задачами института его деятельность осуществляется по следующим направлениям:

Разработка, принятие и реализация программы обучения государственных регистраторов;

разработка и реализация иных программ послевузовского юридического образования по направлениям, связанным с государственной регистрацией;

подготовка научных и научно - педагогических кадров в аспирантуре и докторантуре;

проведение теоретических исследований, законопроектных и других научных разработок по вопросам, связанным с недвижимостью, а также организации деятельности юридических лиц, подготовка, издание и реализация учебников, учебных пособий, научных и других работ;

организация и осуществление образовательных и научных связей, проведение исследований и разработок в области государственной регистрации совместно с международными учреждениями и учреждениями зарубежных государств, подготовка специалистов в области государственной регистрации для зарубежных государств.

Создаваемые учреждения юстиции призваны реализовать сбалансированную государственную политику по созданию и развитию единой государственной системы регистрации прав на недвижимость и сделок с ней. В результате выработанная Министерством юстиции государственная политика должна способствовать защите прав и законных интересов физических и юридических лиц. 

Заключение.

Подводя итог всему изложенному выше, мне хотелось бы еще раз выделить основные моменты своей работы:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации делит вещи на движимые и недвижимые.

2. Недвижимые вещи, в свою очередь делятся на недвижимые по соей природе (здания, строения, участки земли) и по закону (морские суда, космические объекты).

3. Права на недвижимость, в том числе основное - право собственности, их переход и сделки с недвижимостью подлежат обязательной государственной регистрации в порядке установленном законом.

В настоящее время в сфере недвижимости еще существует немало проблем: неразработанность нормативной базы, проблемы в правоприменении, противоречие законодательства субъектов РФ федеральному, отсутствие четкой системы органов государственной регистрации, кадровые проблемы. Однако государство делает довольно успешные попытки преодоления данных проблем. 

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. М.1993.

2.Комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации. Под. ред. О.Н.Садикова.

3. Федеральный закон от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

4. постановление Правительства от 1.11.1997 «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

1. Иоффе О.С. «Советское гражданское право» М.1960.

2. Алексеев С.С. «Общая теория права» М.1981.

3. Жариков Ю. Г., Масевич М. Г. Недвижимое имущество: правовое регулирование. Изд-во "БЕК", 1997.

4.Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права.М.,1968.

5. Невзгодина Е.Л. Объект гражданского правоотношения. В кн.: Проблемы совершенствования гражданско-правового регулирования.Томск,1982.;

6. С. Крылов «Регистрация прав на недвижимое имущество: понятие и проблемы» // Российская юстиция №10, 1997.

7. Кузнецов А. «Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»// Государство и право №24, г.

8.С. Степашин «Государственная регистрация прав на недвижимое имущество» // Российская юстиция №3, г.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://tarasei.narod.ru


[1][1] Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР, № 30. Ст.416. 

[2][2] Ведомости Верховного Совета Союза ССР. 1991. 26. Ст.733.

[3][3] Гражданское право. Часть 1. Учебник/Под. Ред. Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева. - М.: ТЕИС, 1996, С.175.

[4][4] Комментарий части первой Гражданского кодекса РФ для предпринимателей. - М.: Фонд «Правовая культура», редакция журнала «Хозяйство и право», 1995, с.173.

[5][5] См.: Гражданское право. Часть 1. Учебник/Под. Ред. Ю.К.Толстого, А.П.Сергеева. - М.: ТЕИС, 1996, С.177.

[6][6] СЗ РФ. 1996.8.Ст.880.

[7][7] ВВС РФ. 1996.1. Ст.16.

[8][8] СЗ РФ. 1993. 10. Ст.4868.

[9][9] САПП 1992. 9. Ст. 601.

[10][10] СЗ РФ 1994.32. Ст.3302.

[11][11] ВВАС РФ.1994.2.Ст.55.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...