Рыночная система: условия возникновения и функции
Рыночная экономика – это особый тип экономических отношений по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг. Основной формой связи между субъектами в обществе является купля-продажа. С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя, продавца и покупателя в определенное время и на определенных условиях. С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики. С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования. Рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления в определенный период времени, т. е. это внутренне встроенный механизм связи между производством и потреблением. Рынок выполняет важные функции: во-первых, через рынок осуществляется регулирование общественного производства, т.е. решаются проблемы, что производить, как производить, для кого производить; во-вторых, через рынок устанавливаются связи производителей и потребителей. Каждый участник рынка является одновременно и покупателем, и продавцом. Он покупает необходимые ему товары, необходимые для жизни или организации производства, а продает на рынке либо произведенную продукцию, либо имущество, либо предлагает рабочую силу; в-третьих, через рынок происходит учет затрат на производство продукции. Рынок определяет не только то, что нужно произвести, но и то, на какие затраты общество может пойти, чтобы получить данную продукцию. Если затраты очень высоки, то ее не смогут купить и в дальнейшем она не будет производиться. Следовательно, на рынок поступает только та продукция, которая может быть раскуплена по ценам, покрывающим издержки;
в-четвертых, важнейшей функцией рынка является установление цены. Цена колеблется под влиянием спроса и предложения. Если на рынке количество какого-либо товара превышает спрос на него, то снижается цена, а, следовательно, производство и предложение данного товара. Напротив, высокие цены будут стимулировать производство, рост которого будет продолжаться до тех пор, пока не наступит равновесие между спросом и предложением, и как следствие этого, установится равновесная цена; в-пятых, рынок дифференцирует производителей. В процессе конкуренции выживает только та фирма, в которой затраты на производство продукции меньше рыночной цены. В этом случае фирма получает прибыль. Если затраты выше цены, то она понесет убытки. Дифференциация производителей, следовательно, означает развитие эффективных фирм и разорение неэффективных. Рынок имеет достоинства и недостатки. Положительными чертами рынка являются: гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям; оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и повышения прибыли; независимость производителей и потребителей в принятии решений, заключении сделок и т. д.; способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством. Негативные стороны рынка касаются, главным образом, социальной сферы: рынок не гарантирует право на труд и доход. Более того, рыночная система воспроизводит существенное неравенство; рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (спорт, образование, здравоохранение и т. д.); рынок ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. Рыночная экономика не может поддерживать развитие фундаментальных наук, поскольку не определены здесь сроки окупаемости затрат, также она не заинтересована в поддержке экологической безопасности.
Рынок, таким образом, является эффективной формой организации экономики, но он не всегда и не во всем способен обеспечить саморегулирование и равновесие экономической системы, а также социальную справедливость. Несовершенство рынка должно компенсироваться соответствующими функциями государства. Субъектами рынка являются: домашнее хозяйство, предприятие и государство. Домашнее хозяйство (семья) – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, имеющая денежный доход и выступающая на рынке потребителем, которая стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. Предприятие – это экономическая единица, которая использует факторы производства для изготовления продукции с целью получения прибыли или дохода. Государство представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Домашнее хозяйство, предприятие и государство вступают в экономические отношения по поводу владения, использования, купли и продажи объектов рынка. Объектами рыночного хозяйства являются: · товары и услуги; · факторы производства: труд, капитал, земля; · деньги, ценные бумаги, и т.д. Рынок имеет определенную структуру. Структура рынка – это внутреннее строение отдельных сегментов рынка. По экономическому назначению выделяют: · рынок потребительских товаров и услуг; · рынок факторов производства: труда, капитала, природных ресурсов; · финансовый рынок: кредитный, ценных бумаг, валютный. По географическому положению различают: · местный; · региональный; · национальный; · мировой. По степени ограничения конкуренции: · рынок совершенной свободной конкуренции; · рынок несовершенной конкуренции. В составе последнего выделяют – монополистический, олигополистический, монополистической конкуренции.
По отраслям различают автомобильный, зерновой рынок и т. д. По характеру продаж выделяют оптовый и розничный рынки. Современный рынок невозможен без развитой инфраструктуры, т. е. вспомогательных отраслей и организаций. Инфраструктура рынка – это совокупность учреждений, государственных и коммерческих фирм, обеспечивающих успешное функционирование рыночных отношений. Принято различать инфраструктуру трех рынков: товарного, финансового и рынка труда. Инфраструктура товарного рынка представлена товарными биржами, предприятиями оптовой и розничной торговли, аукционами, ярмарками, посредническими фирмами не биржевого характера. Инфраструктура финансового рынка включает в себя фондовые и валютные биржи, банки, страховые компании и фонды. Инфраструктура рынка труда включает в себя биржи труда, службу занятости и переподготовки кадров, регулирование миграции рабочей силы и т. д. Помимо этого успешное функционирование рынка невозможно без рекламы, информационных и консультативных служб, без учреждений контроля и ревизии, правовых институтов. Реклама (от лат. reclamo – выкрикиваю) – это распространение информации о товарах или услугах с целью увеличения спроса на них. Она возникла на заре развития товарного производства. Так, в Древней Греции и Риме сообщения коммерческого характера писались на деревянных, медных или костяных досках и громко зачитывались городскими глашатаями. В начале ХХ в. реклама становится одним из основных средств конкурентной борьбы. С середины 70-х годов утверждается индустрия рекламного бизнеса с широкой сетью рекламных агентов, а сама реклама рассматривается как элемент новой системы управления, как составная часть маркетинга и бизнеса в широком смысле слова. Информация (от лат. information – разъяснение) – это сведения, используемые для анализа и прогноза состояния рынка. Любая фирма нуждается в информации о спросе и предложении, о норме прибыли, о том, где можно дороже продать и дешевле купить. На базе полученных данных фирма вырабатывает стратегию своего поведения.
Основным механизмом реализации рыночных отношений является конкуренция. Конкуренция – это борьба между субъектами рыночной экономики за лучшие условия функционирования бизнеса, за обеспечение наивысшей прибыли. На микроуровне – состязательность, направленная, в конечном счете, на совершенствование технологии производства, его организации, повышение качества продукции, повышение уровня производительных сил страны. На макроуровне – конкуренция обеспечивает гибкость, адаптивность экономической системы в целом к изменяющимся условиям, что, в конечном счете, направлено на повышение уровня жизни населения страны, упрочение позиций страны на мировом уровне. Основной задачей конкуренции является повышение конкурентоспособности национальных товаров и услуг, национальной экономики в целом. Субъектами конкуренции являются: предприятия, отрасли, регионы, страны. Виды конкуренции: · борьба между продавцами за рынки сбыта, за ресурсы, за покупателя, особенно когда имеет место «рынок покупателя»; · борьба между покупателями за товары и услуги, особенно когда имеет место дефицит товаров и услуг, когда лидирует в экономике или отрасли «рынок продавца»; · борьба между продавцами и покупателями. Продавцы стремятся навязать покупателям в потреблении определенный стиль, имидж, статус, стереотип, стандарт поведения. Типы конкурентного поведения: · креативный (творческий) – он направлен на повышение качества продукции, создание более совершенных образцов продукции, технологии. Это затратный тип, связанный с риском, но в случае успеха обеспечивает конкурентные преимущества ее инициатору; · приспособленческий тип, он предусматривает использование уже известных модификаций продукции, технологий, тем самым позволяет упреждать действия соперников. Это также затратный тип поведения, но с меньшей долей риска; · гарантирующий тип (обеспечивающий) – предусматривает определенную стабильность бизнеса за счет оказания дополнительных услуг, расширения ассортимента. Этот тип направлен на продление жизненного цикла товара. Методы конкуренции: · ценовая, она предполагает изменения цены, являющейся привлекательной для покупателя и увеличивающей прибыль продавца. Такие изменения могут достигаться путем снижения издержек производства, снижения цен без изменения качества и ассортимента и т.п.; · неценовая конкуренция предполагает повышение качества продукции, создание новой продукции, расширение ассортимента, гарантийного обслуживания и т.п. · недобросовестная конкуренция. Она юридически запрещена, но широко используется на практике. Методами такой конкуренции являются – использование чужого товарного знака, использование коммерческой тайны, переманивание квалифицированных специалистов, распространение ложной информации, наносящей вред коммерческой деятельности конкурента и т.п.
Методы оценки конкурентной ситуации: · оценка конкурентоспособности продукции предприятия самим предприятием; · оценка конкурентных преимуществ, в качестве которых выступают: уровень издержек; качество продукции; степень диверсификации производства. Функции конкуренции: · регулирующая – обеспечивает совершенствование пропорций общественного производства; · аллокационная – стимулирует эффективное размещение производств с учетом рынков сбыта; · контролирующая – стимулирует самоконтроль субъектов бизнеса за результатами производства; · распределительная – стимулирует наиболее эффективное распределение затрат и выгод между участниками рыночных отношений; · инновационная – стимулирует внедрение инновационных продуктов, технологий. В целом конкуренция важный фактор жизнедеятельности рыночной экономики. Рыночные отношения реализуются на основе взаимодействия продавцов и покупателей, соотношения спроса и предложения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|