Ординалистский подход к анализу потребительского поведения. Кривая безразличия и бюджетная линия
Ординалистский подход основан на четырех аксиомах. 5. Аксиома совершенной упорядоченности, т.е. потребитель четко определился с выбором товаров. Наборы с учетом предпочтений потребителя можно упорядочить с помощью знаков › (предпочтение) или ~ (безразличие). Например, X › Y, а Y ~ Z. 6. Аксиома транзитивности. Например: X › Y, а Y ~ Z, то X › Z. 7. Аксиома ненасыщения. Если в наборе Y на единицу меньше благ, чем в наборе X, то X › Y. 8. Аксиома свободы выбора потребителя. От предпочтений потребителя зависит его выбор и только от него. Аксиомы предполагают технику построения кривых безразличия. Свойства кривых безразличия 5. Первое свойство: чем дальше удалена кривая безразличия от начала координат, тем она отражает более предпочтительные наборы. 6. Второе свойство: кривые безразличия не пересекаются, это определяется первой и второй аксиомой. 7. Третье свойство: Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Это определено тем, что при уменьшении одного блага надо увеличивать количество в наборе другого блага, чтобы не изменилась общая полезность набора. 8. Четвертое свойство: кривые безразличия являются вогнутыми, имеют отрицательный наклон. Это объясняется уменьшающейся нормой замены одного блага другим в наборе. Предельная норма замены (MRSxy – marginal rate substitution) блага Y благом X – это такое количество блага Y, от которого надо отказаться при увеличении блага X на единицу так, чтобы общая полезность для потребителя не изменилась. Предельная норма замены равна тангенсу, взятому с обратным знаком: MRSxy = – ∆Y/∆X = – tg α. Изменение MRSxy определяет угол наклона касательных при переходе от одного набора к другому, поскольку изменяется ценность, полезность для потребителя, отдаваемого блага. На основе предельной нормы замещения можно представить кривые безразличия для товаров-заменителей – это будет прямая линия под 45°; для товаров взаимодополняющих кривые безразличия будут иметь лишь одну общую точку, кривые безразличия образуют угол в 90°.
Уровень потребления зависит не только от желания потребителя, но и от его дохода и уровня цен, т. е. перед потребителем встают бюджетные ограничения. Свой бюджет он распределяет между товарами X и Y в определенных количествах, а названная закономерность находит отражение в уравнении бюджетной линии: M = Px * X + Py * Y, где M (money) – доход потребителя; Px, Py – цены товаров X и Y. Чтобы определить равновесие потребителя, преобразуем бюджетное уравнение, представив его в виде бюджетного ограничения: Y = M/Py – Px/Py * X. Бюджетная линия – это линия, каждая точка которой показывает набор двух товаров, требующих от потребителя одинаковых затрат. Угол наклона бюджетной линии определяется соотношением цен товаров X и Y, а именно Py/Px, взятых с обратным знаком. Для определения максимального уровня удовлетворения потребностей потребителя, надо совместить бюджетную линию (M/Px и M/Py) с кривой безразличия. Кривая безразличия имеет лишь одну точку касания с бюджетной линией – эта точка и будет точкой равновесия потребителя, или оптимумом потребителя (рис. 11).
Рис. 11 Оптимум потребителя
Именно эта точка характеризует оптимальное сочетание двух товаров (X, Y), обеспечивающее при данной величине дохода и уровне цен получение максимальной полезности. Все другие точки при данном бюджете и уровне цен недостижимы или хуже. Оптимум потребителя достигается при условии, что предельная норма замещения одного товара другим будет равна обратному соотношению цен: MRSxy = – ∆Y/∆X = – Px/Py. Сравним это выражение равновесия потребителя с кардиналистским выражением равновесия:
∆Y/∆X = Px/Py = MUx/MUy. Различия есть в подходах, но оба подхода выражают оптимум, равновесие потребителя. Потребитель реагирует и на изменение дохода, и на изменение цены продукции. Поэтому поведение потребителя характеризуют эффект замены и эффект дохода. В двухпродуктовой модели товарный набор включает два товара X и Y. При снижении цены на товар X потребитель отказывается от определенного количества более дорогого товара Y и тем самым может выйти на новый уровень потребления, то есть перейти на кривую безразличия, лежащую выше и правее. В результате потребитель получает общий эффект, состоящий из двух эффектов: эффекта замены и эффекта дохода. Эффект замены состоит в том, что потребитель, расходуя свой доход, отказывается от какого-то количества более дорогого товара в пользу подешевевшего. В результате эффекта замены происходит движение по прежней кривой безразличия. То есть полезность не изменяется и реальный доход остается неизменным, изменяется лишь структура потребления. Эффект дохода проявляется в том, что при неизменном денежном доходе с понижением цены на товар X, потребитель осуществляет переход на кривую безразличия, лежащую выше и правее. То есть он переходит на новый уровень потребления в результате повышения реального дохода. Идея разложения общего эффекта на эффект замены и эффект дохода впервые была предложена в 1915 г. Е.Е. Слуцким в статье «К теории сбалансированного бюджета потребителя». Современное более полное изложение этого вопроса представлено в книге Дж. Хикса «Стоимость и капитал» в 1939 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|