Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Жизнь св. Ансгара до начала его миссионерских трудов




ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

СВЯТИТЕЛЯ АНСГАРА, ЕП. ГАМБУРГСКОГО,

ПРОСВЕТИТЕЛЯ ДАНИИ И ШВЕЦИИ,

ПРОЗВАННОГО "АПОСТОЛОМ СЕВЕРА"

память 16 Февраля (3 Февраля ст.ст.)

В.К.ШОХИН

 

 

Предисловие

Предлагаемое Вашему вниманию жизнеописание составлено, в основном, по статье В.К.Шохина "Святой равноапостольный Ансгарий - просветитель Скандинавии", опубликованной в журнале "Альфа и Омега", №2(20) за 1999 г. Мы позволили себе перенести в конец статьи первую часть журнальной версии, т.к. она не относится напрямую к житию святого, хотя православный взгляд на почитание западных святых, изложенный в этом отрывке, весьма интересен сам по себе. Вместо этого мы вставили, в качестве введения, краткое описание основных исторических событий, происходивших в то время в Северной Европе. Также в оригинальный текст добавлены несколько ссылок и указаны английские написания имён и географичесих названий. Эти дополнения выделены нами курсивом. Кроме того, авторский текст разбит нами на главы несколько иначе, чем в журнальной версии.

Виталий Койсин, редактор интернет-версии статьи, е-мail:

 

Введение

Итак, для начала стоит немного рассказать об исторической канве той эпохи. Безусловно, наиболее значительным явлением было царствование короля франков Карла Великого (Charlemange, с 800 г. – Император Священной римской империи). Он царствовал 47 лет и почти всё это время провёл в войнах; но это были не те бессмысленные и разрушительные войны, какие вёл, например, Аттила. Карл Великий воевал с целью, чтобы определить границы своего обширного государства и чтобы прекратить нападения соседних, ещё варварских народов. Наиболее упорными врагами оказались саксы, жившие между устьями рек Везера и Эльба – родственный франкам германский народ, но ещё державшийся языческих верований. Их набеги были опустошительны и часто кончались завоеваниями. Так, в середине V века дружины саксов и соседних с ними англов и ютов завоевали римскую Британию и основали там многочисленные мелкие королевства. Саксы, оставшиеся на родине, постоянно искали славы и лёгкой добычи во владениях франков. Наконец, на соборе в городе Вормсе было решено вести с ними войну и обратить их в христианскую веру. Эта война растянулась на 33 года (772-805), велась с переменным успехом и большой жестокостью. Первый поход Карла Великого был успешен, и побеждённые саксы признали его власть и поклялись в верности. Но уже через год они восстали под началом Витекинда (Witikind), отважного и хитрого вождя, о котором у немцев сохранились дивные рассказы. Два новых похода Карла Великого снова усмирили саксов. Их вожди, собранные в городе Падеборне, поклялись вторично и обещали не мешать христианской проповеди. Но Витекинда здесь не было; он спасся бегством в Данию и, после ухода основных франкских войск, явился среди земляков, которые опять взялись за оружие, истребили гарнизоны и проникли до Рейна. Карл Великий в это время возвращался из Испании, где нанес арабам жестокое поражение. Пока король готовился к подавлению мятежа, Витекинд неутомимо собирал новые силы, призывая все население к оружию на защиту веры и народности. Кровавый поход короля до самых берегов Эльбы положил конец этой войне; четыре с половиной тысячи схваченных саксов было обезглавлено; остальные смирились навсегда. По поручению короля, несколько знатных саксов уговорили Витекинда явиться и просить прощения; он не только сам явился, но и привел с собой своего верного друга и сподвижника Альбиона. Оба они приняли святое крещение. Близ немецкого города Оснабрюка, в соборной церкви одного местечка, до сих пор показывают купель, в которой крестили народных героев саксов. Вскоре после того 10 тысяч саксов были выселены в другие места, а на их землях водворены франки. Оставленные при своих вольностях и прежних обычаях, уцелевшие саксы скоро приняли христианство и зажили мирным трудом.

Видимо, мечтой Императора было распространить христианство и далее на север, среди данов, пришедших из Сконе и Халланда (юго-западная оконечность Скандинавского полуострова) на земли, покинутые саксами, англами и ютами в VI в. Как и в Норвегии, в VIII веке даны образовали в Ютландии первое королевство. В 800 г., при короле Готтрике, создаётся великое датское королевство, в которое входили Швеция и Норвегия. После смерти Готтрика в 810 г. королевство распалось, и для данов и норвежцев наступила эпоха викингов, которая длилась почти три века. С начала 8 века викинги прославились своими разбойничьими набегами на побережья Англии, Шотландии и Нормандии, и от жителей этих мест, а так же из общения с франками, некоторые сведения о христианской вере должны были достичь данов. Виллихад, (+789), бывший первым епископом, пишет, что он проповедывал племенам севернее Эльбы. Более того, в Мелдорфе (Meldorf) в 776 г. существовала церковь, впоследствии разрушенная саксами.

Что касается обитателей нынешней Швеции, то эти земли тогда были населены двумя различными народами, имевшими прагерманское происхождение: свеями на севере и готами на юге. В течение 9 века свеи и готы управлялись одним королём. Этот король, чьей столицей была Уппсала (Uppsala), заявлял о своём божественном происхождении как потомка Одина (Odin - верховный бог в скандинавской мифологии). Уппсала была главным центром язычества. В этом городе было позолоченное капище, в котором стояли идолы трёх местных богов: Тора (Thor), Одина (Wodуn) и Зико (Sicco). Храм окружала священная роща, на деревьях которой жрецы развешивали тела людей и животных, принесённых в жертву богам. Каждые девять лет в этом капище собиралось великое народное собрание свеев и готов, которое возглавлял король. Вера в души предков была частью народных верований. Как пишет еп. Wordsworth: "Подобно как король был общенародным жрецом, так и каждый старейшина в роде рассматривался как жрец своего семейства. Полигамия не запрещалась. Умерших хоронили возле домов и их могилы были местом поклонения и медитаций. В эти семейных святилищах (howes, как они их называли), по традиции часами восседали старейшины, вне сомнения общаясь с духами умерших и вглядываясь в неясное будущее. Эти капища были так же местами культовых игр и ристалищ".

Вот так вкратце обозрев, мягко говоря, непростую жизнь Северной Европы того времени, мы подошли к рассказу о жизни святителя Ансгара. Основным источником по биографии святителя Ансгария (Асгаря) является его житие Vita Ansgarii, составленное вскоре после его кончины его учеником и преемником по Гамбургской и Бременской кафедрам святителем Римбертом, богословски образованным автором и подвижником-чудотворцем (+888), которое единодушно считается одним из основных источников по ранней истории Дании и Швеции в целом. (Английский комментированный перевод Vita Ansgarii, опубликованный в 1921 г., можно прочитать на нашем сайте в английском или шведском разделах. В этом переводе содержится довольно обширный обзор литературы.) Дополнительные источники — житие самого святителя Римберта (составлено на рубеже XII в.), "История гамбургских архиепископов" Адама Бременского (XI в.), а также ряд других хроник и исторических свидетельств по Германии и Скандинавии каролингского и позднейших периодов, включая и эпистолярное наследие святителя Ансгария.

 

Жизнь св. Ансгара до начала его миссионерских трудов

Святой Ансгарий родился в 801 г. на севере Франции, в Пикардии, близ Амьена, и уже в пятилетнем возрасте лишился своей благочестивой матери. Отец направил его в училище, но мальчик больше предавался забавам со сверстниками, чем учению. Однажды он увидел во сне, что стоит в вязком, грязном болоте, из которого можно выбраться только с большим трудом, а рядом видит прекрасную дорогу, по которой к нему приближается великолепно одетая Дама, окруженная свитой спутниц, облаченных в белоснежные платья, в одной из которых мальчик узнал и свою мать; потянувшись к ней, он не мог освободиться от жидкой грязи. " Милое дитя, хочешь ли ты к матери? " — спросила Дама, и на его решительное " Да! " ответила, что тогда он должен оставить всю тщету детских забав. С того времени отрок сразу посерьезнел, усердно принялся за чтение и учение и настолько резко отдалился от сверстников, что они были поражены происшедшей с ним перемене (святитель Римберт пишет, что его учителя уже с детства посещало и много иных видений, о которых тот запрещал рассказывать до того, как оставит этот мир).

Еще не достигнув тринадцатого года жизни, юноша надел монашеское одеяние бенедиктинцев. Вскоре его настигло известие о кончине глубоко почитаемого им императора Карла Великого, наступившей 28 января 814 г. Ансгарий вспомнил о словах Божией Матери и стал усердно трудиться в молитве, бдении и уединении. И здесь его посетило уже второе видение, когда в ночь на Пятидесятницу он пережил временное разлучение с телом и облачение своей души в новое, нетленное тело. В сопровождении апостолов Петра и Иоанна он провел три дня (длившихся более тысячелетия) в кромешной тьме, страхе и созерцании адских мучений, а затем, с ними же, лицезрел обители святых и престолы 24 праведников, которые будут судить мир (Откр 4:4). Все святые славили Всевышнего, а затем Ансгарий услышал небесный глас, призывавший его к мученическому подвигу на земле. После этого видения он понял значение сказанного апостолом Павлом о том, что "не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор 2:9). Откровение и испугало и укрепило юного подвижника, который начал с того времени готовиться к мученическому венцу.

Став учителем в школе святого Петра при Корбийском монастыре (к северо-западу от Реймса), Ансгарий часто уединялся для молитвы в закрытом для посторонних флигеле местной часовни Иоанна Крестителя. Однажды после сосредоточенной молитвы он увидел приближавшегося к нему высокого человека благородной внешности в еврейской одежде и узнал... самого Спасителя. Повергшись к Его ногам, он не мог на Него смотреть из-за силы струившегося из Его глаз света. Христос призвал его внимательнее относиться к таинству покаяния. Юноша высказал недоумение — ведь Ему и так известны все наши грехи, но Спаситель объяснил ему, что исповедь нужна не для того, чтобы "проинформировать" Его о грехах, но чтобы они были прощены. Когда Ансгарий исповедал все свои грехи от юности, Божественный Посетитель заверил его, что теперь они все "стерты", и юноша очнулся с несказанной радостью.

Во время преподавательской деятельности Ансгария постигло огненное искушение, ставшее причиной нового откровения. Среди двух его учеников произошла ссора, в результате которой один из них нанес другому — его звали Фульберт (Fulbert – В.К.) — смертельный удар по голове грифельной доской. Ансгарий приписал вину за это преступление своему невниманию и от горя впал в сон. Во сне он увидел, как душа Фульберта восходит на небо и как он сам (Ансгарий) сопровождает её по велению Божию. Душа убитого мальчика оказалась в пурпурном пространстве и в сонме святых мучеников, а Ансгарий получил извещение, что Фульберт заслужил мученический венец терпеливым перенесением страданий и усердной молитвой за своего убийцу. Когда Ансгарий проснулся и брат Витмар (Witmar – В.К., другой учитель) начал рассказывать ему о кончине ребенка, тот заверил его, что ему уже все известно.

В 822 г. в Вестфалии был учрежден с миссионерскими целями Корвейский монастырь, считавшийся филиалом Корби; Ансгарий переехал туда вместе с многими другими "корбийцами" в должности учителя и проповедника (под началом настоятеля отца Адальгарда, Adelhard – В.К.) и вскоре достиг на этом благочестивом поприще больших успехов. Промыслу Божию уже вскоре угодно было назначить ему "пожизненную миссию". В 826 г. один из датских правителей — конунг южной Ютландии Гаральд (Harald Krag – В.К.), изгнанный своими родичами-соперниками из страны, попросил прибежища у сына Карла — императора Людовика Благочестивого (Louis the Pious – В.К., 814—840). На просьбу изгнанника о помощи император ответил, что ничто не содействовало бы в такой мере их политическому союзу как союз во Христе, и состоялось крещение Гаральда, причем сам Людовик стал его воспреемником. А затем встала проблема: как найти такого самоотверженного раба Божия, который согласился бы сопровождать новообращенного (но не просвещенного) варварского правителя в его еще более варварскую страну для духовного руководства и окормления. В том же году Людовик собрал духовенство, настойчиво прося назвать соответствующую кандидатуру. Все были единодушны в том, что никто на это не пойдет, и только новый настоятель Корвея отец Валла (abbot Wala – В.К) сказал, что знает одного такого брата. Ансгарий был приглашен в королевский дворец. Когда его спросили, готов ли он оставить Корвей, он ответил, что ради того, чтобы послужить Богу, он готов на все, а на уточняющий вопрос, готов ли он сопровождать Гаральда, чтобы распространять Евангелие среди датчан — что он уже твердо на это решился. Когда об этом решении узнали родственники и приближенные отца Валлы (а тот был кузеном самого Карла Великого), они были в шоке: "поменять" родину, близких, собратьев по монастырю на варваров-викингов, корабли которых вызывали трепет во всем христианском мире, было поистине безумием! Многие поэтому осуждали его, а более участливые пытались отговорить. Помочь ему захотел только брат Аутберт (Autbertus – В.К.), который с каждым днем проникался все большим сочувствием ко всеми брошенному и никем не понятому Ансгарию и вызвался сопровождать его. Теперь уже был недоволен сам настоятель: речь шла о юноше, принадлежавшем к самым высшим слоям каролингской аристократии, об украшении монастыря, которого готовили в преемники отцу Валле. Зато весьма возрадовался Людовик, который без промедления снабдил двух монахов церковными сосудами и всем необходимым (кроме помощников, поскольку император никого не принуждал ехать к "варварам", а добровольцев не оказалось) и благословил на поездку с Гаральдом.

 

Начало миссии в Дании

Скандинавские викинги о христианстве кое-что знали. Так, в 699 г. английский епископ святитель Виллиброрд (Willibald – В.К) предпринял неудачную миссию в Ютландии, был отвергнут местным конунгом Унгендом, но, если верить хронистам, все же крестил до трех десятков человек. Больше викинги узнали о новой для них вере от пленных англичан и благодаря своим торговцам, прибывшим из Дорштадта (на нижнем Рейне), Гамбурга и других городов. Там они иногда и принимали крещение, но не столь сознательно, как хотелось их катехизаторам: часто им просто нравилось облачаться в крестильные рубашки (порой настолько, что они крестились и по нескольку раз!) и носить крест (не без соображений престижного характера). Но даже и более сознательные среди них нередко считали христианского Бога лишь еще одним полезным божеством своего пантеона, возглавлявшегося верховным богом Одином, его супругой Фрейей, сыном Тором и включавшего множество других мифологических персонажей. Между тем и Рим, и немецкие короли осознавали необходимость реальной постановки миссионерской деятельности среди северян (надеясь, помимо прочего, и на смягчение их деструктивности). Тот же Людовик Благочестивый послал в 819 г. своего молочного брата и товарища юности архиепископа Эбо Реймсского к папе Пасхалию I за благословением миссии у викингов. Папа дал согласие, епископ Эбо возглавил миссию и летом 823 г. (судя по одному из писем самого святого Ансгария) крестил "многих датчан". Теперь миссию Эбо должен был продолжить Ансгарий.

До Кельна (Colonge – В.К.) двое монахов добирались не самым лучшим образом, страдая из-за грубости Гаральда и его свиты. Но там архиеп. Халубальд (Hadebald – В.К.) подарил монахам хороший корабль, с двумя удобными каютами, что значительно возвысило их в глазах Гаральда, который тем не менее тут же забрал одну из них себе.

Так монахи и их "подопечный" благополучно добрались до Дортшадта (Dorstadt – В.К.), затем до Фрисландии (Frisians – В.К., северная Голландия) и, наконец, до Ютландии (Jutland – В.К.).

Двое подвижников из Корвея трудились среди датских христиан и язычников, везде привлекая народ к Слову Божию, и число обратившихся к Богу росло благодаря проповеди учения и самому духовно-нравственному облику проповедников. Гаральд стал отдавать им в учение некоторых из своих приближенных, и уже в первый год была устроена катехизаторская школа, которую посещала дюжина местных юношей. Но уже в 827 г. обстоятельства изменились: Гаральд потерпел решительное поражение от своего родственника Эрика, и Ансгарий вынужден был вместе с ним оставить Ютландию. А вскоре крошечная миссия понесла вторую потерю: здоровье молодого аристократа Аутберта не выдержало испытаний, и на Пасху 828 г. он предал душу Господу, Которому принес доверенный ему духовный талант безусловно многократно умноженным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...