Государственное регулирование экономики.
Осуществляется следующими методами: - Денежно-кредитными. 1. Регулирование учетной ставки. 2. Операции государства на рынке ценных бумаг (как эмиссия и т.д.). 3. Установление изменения минимальных резервов. - Бюджетными. 1. Налоги. 2. Амортизационная политика. 3. Государственные инвестиции. Государственные доходы. Государственные доходы - часть финансовых отношений, которая связана с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных предприятий. Они делятся на: - Централизованные (Федеральные финансы). - Децентрализованные (финансы субъектов Федерации). - Внутренние. - Внешние. Доходы государственного бюджета состоят из многих источников и поступлений. Совокупность всех видов государственных доходов, которая формируется различными методами, составляет систему государственных доходов. На первом месте стоят налоги, которые являются главным инструментом перераспределения доходов и обеспечивающие мобилизацию финансовых ресурсов, они занимают центральное место в системе государственных доходов. Налоги - принудительное изъятие части национального дохода в пользу государства для выполнения его функций. Признаки налогов: - Принудительный характер. - Безвозмездный характер. - Безэквивалентность. На втором месте - государственные займы. Это выпуск ценных бумаг государства, которые распространяются государством на внутреннем рынке. Третье место - налоговые поступления (тоже изъятие, но не принудительное, а добровольное). Четвертое место - дополнительная эмиссия денежных знаков. Основная часть доходной части государственного бюджета складывается из налоговых поступлений.
Классификация налогов. 1). Прямые (налоги, которые изымаются из доходов юридических и физических лиц). Бывают: * реальные. * личные. К ним относятся: - подоходный налог с населения. - налог на прибыль юридических лиц. - налог на прирост капитала. - налог на доходы от денежных капиталов. - налог на сверхприбыль. 2). Косвенные (налоги, которые ориентируются на расходы). Состоят из трех групп: * акцизы (надбавка к цене). * фискальные монопольные налоги (эти налоги устанавливает государство для пополнения казны). * таможенные пошлины. Бывают: - экспортные (для прекращения или уменьшения вывоза товаров). - импортные (для преграды поступления товаров импортного производства для государства или производителя внутри страны). - транзитные. 3). Отчисления в фонд социального страхования: - пенсионный фонд. - фонд социального страхования. - фонд занятости. - фонд медицинского страхования. Элементы налога. Субъект налога - юридические и физические лица, которые обязаны платить данный налог. Объект налога - предмет или имущество, подлежащие налогообложению. Источник налога - доход субъекта, из которого уплачивается налог (источник может совпадать с объектом). Единица налогообложения - единица измерения объекта. Налоговая ставка - величина налога на единицу обложения. Она может быть: - твердой (устанавливается в абсолютных суммах на единицу обложения). - долевой (устанавливается определенная доля налога). Ставки бывают: - пропорциональные (действуют в едином проценте к объекту обложения независимо от его величины). - прогрессивные (объекты группируются). Всего существуют более 60 видов налогов. 1. Федеральные: - налог на прибыль предприятий; предприятий с иностранными инвестициями. - НДС (налог на добавочную стоимость). - налог на внешнеэкономическую деятельность. - акцизы. Республиканские: - подоходный налог.
- налог на пользователей автотранспорта. - лесной сбор. Местные (самая многочисленная группа): - сбор за парковку автотранспорта. - сбор на содержание милиции и т.д. Принципы бюджетного финансирования. 1). Строго целевой характер финансирования: предприятия получают средства из государственного бюджета на основе утвержденных финансовых планов, прогнозов на заранее обусловленные цели. 2). предоставление средств государственного бюджета происходит по мере выполнения плана по производственным, оперативно-сетевым показателям, показателям с учетом отпущенных ранее средств. 3). Сальдовый подход к определению величины бюджетных ассигнований: ассигнования выдаются предприятиям материального производства в минимальных размерах и после использования собственных средств. 4). Получение максимального эффекта при минимальных затратах средств. 5). Соблюдение режима экономии при использовании бюджетных средств. 6). Систематический контроль за экономным и целесообразным использованием выданных средств. Государственные расходы. Эта часть финансовых отношений, которая обусловлена использованием доходов государства в связи с осуществлением своих функций: - охранная (внутри). - оборонная. - внешнеэкономические отношения. - социальная. - управленческая. Государство может выполнять свои функции через систему органов управления или через предприятия, принадлежащие государству. Важная экономическая функция государства - выполнение регулирующей роли. Т.е. государство может как стимулировать производство (создание таких отношений, которые выгодны данной отрасли или предприятию), так и угнетать его (создание условий для того, чтобы само предприятие приняло решение о ликвидации). В расходах находят своё выражение две стороны единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетные ассигнования. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину. Бюджетные расходы имеют разнообразные формы проявлений, это связано с действием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названных факторов на каждом из этапов развития государства такую систему расходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровню управления ею. Бюджетные расходы классифицируются по определенным признакам: по роли в производстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. Экономическая группировка бюджетных расходов по их общественному отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство, социально-культурные мероприятия, оборона, управление. Основу отраслевой группировки расходов государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности. Исходя из него расходы в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и т.д.; в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. В государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством.
Одновременно с экономической классификацией расходов государственного бюджета используется и организационная их группировка, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов в разрезе целевых программ указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем государственного управления расходы государственного бюджета России подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходам, а также в их влиянии друг на друга. Местные финансы - это финансы местных органов власти или органов управления. Например, в области есть районы, каждый из которых имеет свой бюджет. Местные финансы распределяют, перераспределяют и используют национальный доход в соответствии с теми функциями, которыми они наделены. К компетенции местных органов власти относятся: - образование. - обеспечение внутренней безопасности. - здравоохранение. - социальное обеспечение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|