Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций




понимали, что каждый человек занимал своё ме­сто в обществе только на условиях исполнения своего долга перед ним. Если кто-нибудь каким-либо образом не исполнял его (а это был почти неслыханный случай из-за уже упомянутой силы общественного мнения), от чиновника, управляю­щего областью, где он жил, требовали объяснений, и если расследование показывало, что он достоин осуждения, то он получал от этого чиновника вы­говор. Что-либо подобное систематическому пре­небрежению своим долгом расценивалось как одно из ужасных преступлений, подобное убийству или воровству, и за все подобные преступления нака­зание было только одно — изгнание.

Теория, на которой основывалось подобное общественное устройство, была исключительно проста. Перуанцы придерживались мнения, что цивилизованный человек принципиально отлича­ется от дикаря тем, что понимает и разумно выпол­няет свои обязанности перед государством, часть которого составляет. Если же он не выполняет эти обязанности, он сразу же становится опасностью для государства. Он показал, что недостоин уча­ствовать в его благах, и следовательно, исключает­ся из него, чтобы жить среди варварских племён на границах империи. Отношение перуанцев к этому вопросу, может быть, хорошо характеризует само слово, которым у них назывались эти племена — с их языка оно буквально переводилось как «без­законные».


Толтекская цивилизация 19

Однако к этой крайней мере — изгнанию — приходилось прибегать лишь изредка. В боль­шинстве случаев чиновников любили и уважали, и одного намёка с их стороны было более чем до­статочно, чтобы призвать нарушителя к порядку. Да и те немногие исключённые изгонялись из род­ной страны не навсегда — после определённого периода им, после испытательного срока, позво­лялось вновь занять своё место среди цивилизо­ванных людей и снова получать удовольствие от преимуществ гражданства, как только они пока­жут себя достойными этого.

Среди многих функций чиновников (или «отцов», как они назывались), была обязанность судей, хотя законов, в нашем понимании, там практически не было; скорее всего они больше всего соответствовали нашим третейским или ар­битражным судьям. Все споры, которые возникали между двумя людьми, передавались им, и в этом случае, как и во всех других, неудовлетворённый решением мог подать апелляцию вышестоящему судье, так что в пределах возможного было и то, что какое-нибудь запутанное дело доходило до подножия трона самого царя.

Высшими руководителями предпринимались все усилия к тому, чтобы быть доступными для всех, и частью составленного для этой цели пла­на была тщательно разработанная система визи­тов. Раз в семь лет сам царь совершал для этой цели объезд империи, и точно так же губернатор


20 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

провинции должен был объезжать её ежегодно, а его подчинённые в свою очередь должны бы­ли постоянно наблюдать собственными глазами, хорошо ли всё у вверенных им людей, а тем, кто хотел бы проконсультироваться с ними или об­ратиться к ним, предоставлять для этого всякую возможность. Эти царские и губернаторские по­ездки обставлялись с достаточной торжественно­стью и всегда были поводами к радости народа.

Система правления по меньшей мере в том имела что-то общее с современной, что суще­ствовала полная и тщательная система регистра­ции. Рождения, браки и смерти фиксировались со скрупулёзной точностью, из чего составля­лась статистика во вполне современном стиле. У каждого сотника был подробный список всех его подопечных, и на каждого из них у него была заведена любопытная маленькая табличка, на ко­торую заносились основные события его жизни, по мере того, как они происходили. Но вышесто­ящему начальнику он уже не сообщал имён, а от­читывался в числах — сколько больных, сколько здоровых, сколько родилось, сколько умерло и т.д., и эти маленькие отчёты постепенно сво­дились воедино и передавались всё выше и вы­ше по чиновничьей иерархии, пока их резюме периодически не доставлялось самому монарху, у которого таким образом всегда под рукой были результаты этой постоянной переписи населения империи.


Толтекская цивилизация 21

Другой момент сходства между этой древней системой и нашей собственной можно найти в том, насколько тщательно отмерялась и нарезалась зем­ля, и прежде всего — как она анализировалась — ибо главной целью всех этих обследований было выяснить точное состояние земли в разных частях страны, чтобы можно было засадить её наиболее подходящей культурой и получить от неё макси­мум в целом. В самом деле, можно сказать, что наибольшая важность в сравнении со всеми про­чими направлениями работы придавалась тому, что мы бы назвали научным ведением сельского хозяйства.

Это прямо подводит нас к рассмотрению то­го, что наверно было самым примечательным из всех институтов этой древней расы — её земель­ной системы. Это уникальное устройство столь прекрасно подходило этой стране, что куда более низкоразвитая раса, которая через тысячи лет по­корила и поработила выродившихся потомков наших перуанцев, постаралась поддерживать её, насколько это удавалось, и её остатки, которые ещё действовали, вызвали восхищение заставших её испанских завоевателей. Можно сомневаться, могла ли такая система успешно проводиться на менее плодородных и более заселённых землях, но во всяком случае, она превосходно работала в то время и в том месте, где мы её обнаружили. И теперь мы должны постараться объяснить эту систему, сначала для ясности набросав лишь её


22 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

общие контуры и оставив многие жизненно важ­ные моменты для объяснения в другом месте.

Каждому городу или деревне отводилось для обработки определённое количество пахотной земли вокруг, и оно было строго пропорциональ­но количеству жителей. Из этих жителей всегда назначалось значительное количество работни­ков для обработки земли, которых можно было назвать рабочим классом. Не то, чтобы другие не работали, но эти были выделены для данного кон­кретного типа работы. Как набирался этот рабочий класс, мы объясним позднее, а пока что нам будет достаточно сказать, что его члены были мужчина­ми в расцвете сил, в возрасте от 25 до 45 лет — стариков, детей, больных или слабых людей в его рядах не было.

Земля, отведённая каждой деревне для обра­ботки, прежде всего делилась на две половины, которые можно назвать частной и общественной землёй. Обе они должны были обрабатываться рабочими — частная земля для их собственных нужд и выгоды, а общественная земля — для блага общества. Обработка общественной земли, так сказать, выполняла роль налогов, собираемых в современных государствах. Естественно, сразу может возникнуть представление, что налог, со­ставлявший половину дохода человека или от­нимавший половину его времени и энергии (что в данном случае то же самое), чрезмерно тяжёл и несправедлив. Но пусть читатель подождёт, по-


Толтекская цивилизация



ка не узнает, что делалось с продуктом этой обще­ственной земли и какую роль он играл в жизни нации, прежде чем станет осуждать это как ти­раническую эксплуатацию. Нужно усвоить, что практически выполнение этого правила вовсе не приводило к суровым результатам — обработ­ка и своей, и общественной земли означала куда менее тяжёлую работу, чем выпадает на долю ан­глийского крестьянина. И хотя по меньшей мере дважды в год она требовала нескольких недель не­престанной работы с утра до ночи, были длинные периоды, когда всё необходимое легко делалось за два часа в день.

Частная земля, которой мы займёмся сначала, разделялась между жителями с самой скрупулёз­ной справедливостью. Каждый год после сбора урожая взрослому, будь то мужчина или женщина, давался определённый участок земли, хотя вся об­работка выполнялась мужчинами. Таким образом, женатый мужчина без детей мог иметь в два раза больше земли, чем холостой, а например, вдовец с двумя незамужними дочерьми — в три раза больше, но когда дочь выходила замуж, её надел переходил вместе с ней к её мужу. С рождением каждого ребёнка паре давался дополнительный участок, который увеличивался по мере того, как дети росли — это делалось, чтобы у каждой семьи было необходимое пропитание.

Человек мог выращивать на своей земле всё, что угодно, но не мог оставлять её необработанной.


24 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

Конечно, он должен был выращивать то или иное зерно для своего пропитания, но коль скоро этого было достаточно для жизни, остальное было его собственным делом. В то же время к его услугам всегда были эксперты, от которых он мог получить самый лучший совет, а потому не мог пожаловать­ся на незнание, если его выбор оказывался непод­ходящим. Человек, не принадлежащий к этому классу сельскохозяйственных рабочих, то есть за­рабатывающий каким-то иным способом, мог либо обрабатывать свой участок в свободное время, ли­бо нанять одного из этих рабочих, но в этом случае продукт принадлежал не ему, а человеку, который выполнял работу. Тот факт, что один такой рабочий мог выполнять работу двоих, что он часто совер­шенно добровольно и делал, доказывает, что этот фиксированный объём работы с действительности был весьма нетрудным делом.

Приятно отметить, что в связи с этой сель­скохозяйственной работой всегда выказывалось много дружеских чувств и изъявлялась готовность помочь. Человек, имевший много детей и потому необычно большой земельный участок, всегда мог рассчитывать на любезную помощь своих со­седей, как только они закончат свои более лёгкие труды, и всякий, у кого были основания устроить себе выходной, никогда не оставался без помощи друга, который занимал его место на время отсут­ствия. Вопроса болезни мы здесь не касаемся по причинам, которые скоро станут ясны.


Толтекская цивилизация



Что касается урожая, то с тем, как им рас­порядиться, не возникало никаких трудностей. Большинство людей выбирали для выращивания те зерновые культуры, фрукты и овощи, которые они сами могли использовать в пищу, а излишек продать или обменять на одежду или иные това­ры. В худшем случае правительство могло купить любое количество предложенного зерна по фикси­рованной цене, чуть меньше рыночной, для своих запасов, которые всегда содержались в огромных зернохранилищах на случай голода или иной чрез­вычайной ситуации.

Но давайте теперь посмотрим, что делалось с урожаем другой половины обрабатываемой зем­ли, которую мы назвали общественной. Она сама подразделялась на две равные части (каждая из которых таким образом составляла четверть всей пахотной земли в стране), и одна из них называ­лась землёй царя, а другая — землёй Солнца. Су­ществовал закон, что прежде всего должна была обрабатываться земля Солнца, а когда это было сделано, человек мог заняться своей личной зем­лёй, и только когда вся эта работа была выполнена, он должен был внести свой вклад в обработку зем­ли царя. Так что если плохая погода задерживала урожай, потери в первую очередь нёс царь, и это, за исключением совсем уж неурожайных лет, не влияло на личную долю. Земля же Солнца была застрахована почти что от всех возможных случай­ностей, за исключением полной гибели посевов.


26 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

Что касается вопроса орошения, всегда важ­ного в стране, большая часть которой бесплодна, всегда соблюдался тот же порядок. Пока не были полностью орошены земли Солнца, ни одна капля драгоценной воды не направлялась в другие ме­ста, и пока личные участки всех людей не полу­чали требуемого, вода не направлялась на царские земли. Смысл такого распределения будет очеви­ден позже, когда мы поймём, как использовалась продукция этих разных наделов.

Таким образом, мы видим, что четверть всего богатства страны направлялась непосредственно в руки царя, поскольку с деньгами, выручаемыми от производства или добычи полезных ископае­мых, поступали так же — первая четверть Солнцу, затем половина рабочим и оставшаяся часть — царю. Что же делал царь с этим громадным дохо­дом?

Во-первых, он содержал всю правительствен­ную машину, о которой уже упоминалось. Жалова­нье всему классу чиновников — от вице-королей больших провинций до сравнительно скромных сотников — выплачивалось им, и не только жало­ванье, но и все их расходы, связанные с визитами и прочими поездками.

Во-вторых, на эти доходы он осуществлял все гигантские общественные работы своей империи, даже отдельные руины которых всё ещё удивля­ют нас через четырнадцать тысячелетий спустя. Замечательные дороги, соединявшие города и го-


Толтекская цивилизация 27

родки по всей империи, прорубались сквозь гра­нитные горы и огромными мостами пересекали непреодолимые пропасти. Великолепная система акведуков, которые в инженерном отношении ни­сколько не уступали современным, могла достав­лять жизнедающую воду в самые дальние уголки засушливой и часто бесплодной страны. Всё это строилось и поддерживалось на доходы, получае­мые с царских земель.

В-третьих, он строил и всегда держал полны­ми огромные зернохранилища, расположенные с частым интервалом по всей империи. Ведь ино­гда случалось, что дождливый сезон вообще не приходил, и несчастным крестьянам мог угрожать голод — потому существовало правило, что всегда должен поддерживаться двухлетний запас продук­тов для всей нации — запас, который, вероятно, никакая другая нация не пыталась держать. И ка­ким бы колоссальным ни было это предприятие, данное правило всегда выполнялось, несмотря на все затруднения. Возможно, даже великая власть перуанского императора не смогла бы добиться этого, но у него имелся способ создания концен­трированной пищи, который был одним из от­крытий его химиков — этот метод будет упомянут позже.

В-четвёртых, на эти средства он содержал ар­мию — ибо у него была армия, и очень хорошо подготовленная, хотя он использовал её для мно­гих других целей, кроме военных, поскольку для


28 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

неё не часто находилась такая работа — менее цивилизованные племена, окружавшие империю, знали и научились уважать её силу

Здесь лучше не останавливаться для описа­ния особой работы армии, дабы докончить наш грубый набросок устройства этого древнего госу­дарства, показав место, занимаемое в нём великим сословием жрецов Солнца — насколько это каса­ется светской стороны их работы. Как же исполь­зовали они свои огромные доходы, в общей сумме равные доходам царя, когда последние достигали своего максимума, да ещё и лучше застрахован­ные от снижения в годы неурожая?

Царь на свою долю доходов действительно со­вершал чудеса для благосостояния страны, но его достижения меркнут в сравнении с достижениями жрецов. Во-первых, они содержали великолепные храмы Солнца по всей стране, причём в таком мас­штабе, что маленькая деревенская часовня имела золотые украшения, вес которых можно было бы считать на тонны, а уж храмы больших городов сияли таким великолепием, к которому с тех пор никогда не приближались нигде на Земле.

Во-вторых, они давали бесплатное образова­ние всей молодёжи империи — как юношам, так и девушкам. Это было не просто начальное об­разование, но тщательное техническое обучение, которое длилось до двадцатилетнего возраста, а иногда и заметно дольше. Подробности о нём мы приведём позже.


Толтекская цивилизация



В-третьих (и это, возможно, покажется нашим читателям самой необычайной из их функций), они полностью заботились обо всех больных. Это не значит, что они были просто врачами (хотя и ими они тоже были), но с того момента, как мужчина, женщина или ребёнок заболевали, они сразу же переходили под опеку жрецов, или, по тогдашне­му изящному выражению, становились «гостями Солнца». Больной незамедлительно освобождался от всех своих обязанностей по отношению к госу­дарству, и до его выздоровления не только необходи­мые лекарства, но и продукты питания поставлялись ему бесплатно из ближайшего храма Солнца, тогда как в серьёзных случаях его обычно забирали туда как в больницу, чтобы обеспечить ему более тща­тельный уход. Если заболевший был кормильцем семьи, его жена и дети тоже становились «гостями Солнца» до его выздоровления. В наши дни любая система, хотя бы отдалённо напоминающая эту, не­пременно привела бы к мошенничеству и симуля­ции, но это из-за отсутствия у современных наций того просвещённого и повсеместно распространён­ного общественного мнения, которое в древнем Пе­ру делало такие вещи невозможными.

В-четвёртых, и возможно это заявление сочтут даже более поразительным, чем предыдущее,— все люди старше сорокапятилетнего возраста (за исключением чиновников) тоже становились «го­стями Солнца». Считалось, что человек, прорабо­тавший 25 лет после двадцатилетнего возраста,


30 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

когда на него впервые возлагались обязанности по внесению своего вклада в государство, заслужил отдых и комфорт до конца своей жизни, сколько бы она ни продлилась. Поэтому всякий человек, достигнув 45-летнего возраста, мог, если желал, прикрепиться к одному из храмов, и жить жизнью изучающего, подобной монашеской, или, если он предпочитал остаться со своими родственниками, он мог жить и с ними, распоряжаясь своим досу­гом, как ему угодно. Но в любом случае он осво­бождался от всякой работы на государство, а его пропитание обеспечивалось жрецами Солнца. Конечно, ему вовсе не возбранялось продолжать любой вид работы, какую он пожелает, и фактиче­ски большинство людей предпочитало найти себе какое-нибудь занятие, даже если это было всего лишь хобби. В действительности, большинство самых ценных открытий и изобретений были сде­ланы теми, кто, будучи свободен от постоянных трудов, был волен следовать своим идеям и экспе­риментировать на досуге так, как не мог никто из занятых людей.

Члены класса чиновников, однако, не удаля­лись от активной жизни в возрасте 45 лет, кроме как в случае болезни; не делали этого и жрецы. В этих двух классах считалось, что мудрость и опыт, накопленные с годами, были слишком цен­ными, чтобы их не использовать, так что в боль­шинстве случаев жрецы и чиновники умирали будучи ещё на службе.


Толтекская цивилизация



Теперь станет очевидно, почему работа жре­цов считалась самой важной и почему вклад в бо­гатства Солнца не должен был снижаться, даже если другие доходы страдали — ведь от них зави­сели не только религиозные дела, но и образова­ние молодёжи и забота о больных и стариках.

Этой странной системой ещё в те отдалённые времена было достигнуто следующее — каждого человека было обеспечивали полным образовани­ем со всеми возможностями развития любых его особых талантов, затем следовали 25 лет рабо­ты — д о в о л ь н о упорной, но никогда не чрезмерной по количеству или неподходящей по характеру, после чего были обеспечены комфорт и свобод­ное время, и человека освобождали от всяческих забот или беспокойств. Конечно же, некоторые были беднее других, но то, что мы называем бед­ностью, было неизвестно, и возможность нужды отсутствовала; а в дополнение к этому почти не было преступности. Неудивительно, что изгнание из этого государства считалось самым страшным земным наказанием, и что варварские племена на границах сразу же включались в эту систему, как только им удавалось её понять.

Интересно будет исследовать религиозные представления этих людей древних времён. Если бы нам нужно было классифицировать их веру, поместив её среди уже нам известных, нам при­шлось бы назвать её культом Солнца, хотя конеч­но же они и не думали поклоняться физическому


32 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

Солнцу. Всё же они считали его чем-то большим, чем просто символ. Если мы постараемся выра­зить их чувства в теософической терминологии, пожалуй, ближе всего подойдём к их идее, если скажем, что они смотрели на Солнце как на физи­ческое тело Логоса, хотя этим мы припишем им такое представление, которое они сами, вероятно, сочли бы непочтительным. Они сказали бы вопро­шающему, что поклоняются Духу Солнца, от кото­рого всё пришло и к которому всё вернётся, и это вовсе не неудовлетворительное представление ве­ликой истины.

Похоже, у них не было ясного представления о доктрине перевоплощения. Они были совершен­но уверены, что человек бессмертен, и придер­живались мнения, что в конечном счёте ему было предназначено вернуться к Духу Солнца, возмож­но, став единым с ним, хотя это в их учениях не было ясно определено. Они знали, что до этого ко­нечного свершения должно было пройти множе­ство других длительных периодов существования, но мы не находим, что они с уверенностью созна­вали, что некая часть этой будущей жизни будет вновь проведена на этой земле.

Самой выдающейся чертой их религии был её радостный характер. Всякая грусть или печаль считалась злом и полной неблагодарностью, по­скольку эта религия учила, что Божество желает видеть своих детей счастливыми, и само бы опе­чалилось, увидев их печаль. Смерть не считалась


Толтекская цивилизация



поводом для скорби, но скорее для чего-то вроде торжественной и почтительной радости, посколь­ку Великий Дух счёл ещё одного из своих детей достойным приблизиться ближе к нему. Напротив, самоубийство, в виду этой идеи, считалось самым отвратительным поступком и актом грубейшей самонадеянности — человек, совершивший само­убийство, пытался без приглашения войти в выс­шие царства, годным для которых он ещё не был сочтён единственным авторитетом, обладавшим знаниями, требуемыми для решения этого вопро­са. Но в действительности во времена, о которых мы пишем, самоубийства были практически неиз­вестны, потому что народ в целом был очень до­вольным.

Публичные службы были самого простого ха­рактера. Ежедневно воздавались хвалы Духу Солн­ца, но они никогда не были молитвами. Религия учила, что Божество лучше знает, что нужно людям для их блага — хотелось бы, чтобы эту доктрину полнее понимали и в наши дни. В храмах жертво­вались плоды и цветы — не потому что Бог Солнца желал таких приношений, но просто в знак того, что всем этим люди были обязаны ему, ибо одной из самых заметных теорией в их вероисповедании была та, что весь свет, жизнь и сила приходят от Солнца — теория, вполне подтверждаемая откры­тиями современной науки. На их великих празд­никах устраивались великолепные процессии, и жрецы обращались к народу с увещеваниями


34 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

и наставлениями, но даже в этих проповедях самой заметной чертой была их простота, и учения дава­лись в основном в образах и притчах.

Однажды, в ходе исследований жизни кон­кретного человека, мы проследовали за ним на од­но из этих собраний, и слушали с ним проповедь, прочитанную по этому случаю старым седоборо­дым жрецом. Несколько простых слов, сказанных им тогда, возможно, дадут лучшее представление об этой религии древнего мира, чем любое описа­ние, которое можем предложить мы сами. Жрец, одетый в нечто вроде золотой ризы, которая была знаком его сана, встал на вершине ступеней храма и оглядел аудиторию. Затем он обратился к людям мягким, но звучным голосом, скорее как отец, рас­сказывающий детям историю, чем как оратор, вы­ступающий с речью.

Он говорил им об их Господе, Солнце, при­зывая помнить о том, что всё, что нужно для их физического благосостояния, вызывается к су­ществованию Солнцем, что без его великолеп­ного света и тепла мир был бы холоден и мёртв, и жизнь была бы невозможна, и что именно бла­годаря ему растут плоды и зерно, составляющие основу их питания, и даже берётся свежая вода, самая драгоценная и необходимая для всех. Затем он объяснил, что мудрецы древности учили, что за этим действием, которое могут видеть все, всег­да есть другое, более великое действие, которое невидимо, но всё же ощущаемое теми, кто живёт


Толтекская цивилизация 35

в гармонии со своим Господом, и что подобно то­му, что делает Солнце для их тел, в другом, и бо­лее удивительном аспекте, оно делает то же и для жизни их душ. Он указал на то, что оба этих дей­ствия совершенно непрерывны — и хотя Солнце иногда бывает скрыто от взора своих детей, при­чина этого временного затемнения обнаруживает­ся в Земле, а не в Солнце, поскольку достаточно лишь забраться высоко в горы и подняться выше облаков, чтобы убедиться, что Господь всегда сия­ет во всей своей славе, совершенно не завися от той завесы, которая казалась нам столь плотной, будучи наблюдаема снизу.

Отсюда было легко перейти к теме пода­вленности духа или сомнений, которые, похоже, иногда отсекают высшие влияния, идущие от души, и проповедник самым решительным об­разом утверждал, что, несмотря на видимость противного, эта аналогия хорошо соблюдается и здесь — облака всегда являются собственным порождением людей, и им нужно лишь достаточ­но высоко подняться, чтобы осознать, что Господь неизменен, и духовная сила и святость изливают­ся вниз всё время так же ровно, как и всегда. По­тому депрессию и сомнение нужно отбросить как порождение неразумия и невежества; более того, их нужно осудить, как неблагодарность к Даятелю всего благого.

Вторая часть проповеди была столь же прак­тичной. Пользу от деятельности Солнца, про-


36 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

должал жрец, могут в полной мере испытать лишь те, кто и сам в совершенном здравии. Зна­ком совершенного здравия на всех уровнях бу­дет подобие человека своему Господу, Солнцу. Человек, наслаждающийся полным физическим здоровьем — сам, как маленькое солнце, излуча­ет силу и жизнь на всё окружающее, так что да­же от самого его присутствия слабые становятся сильнее, а больные и страдающие получают по­мощь. Точно так же, указывал жрец, и человек, совершенно здоровый нравственно, является ду­ховным солнцем, излучающим любовь, чистоту и святость на тех, кому посчастливилось встре­титься с ним. Таким образом, сказал он, долг человека — выразить благодарность за благие дары Господа, во-первых, приготовив себя, что­бы принять их во всей полноте, а во-вторых — передавая их без уменьшения своим собратьям. И обе эти цели могут быть достигнуты одним, и только одним путём — постоянным следовани­ем примеру доброй воли Духа Солнца, что явля­ется единственным путём, по которому его дети могут приблизиться к нему.

Такой была эта проповедь, прочитанная че­тырнадцать тысячелетий назад, и при всей её про­стоте мы не можем не признать, что это учение является по сути теософическим и демонстрирует большее знание фактов жизни, чем многие более красноречивые проповеди, которые читаются в на­ши дни. Повсюду в этой проповеди мы замечаем


Толтекская цивилизация



малые моменты особой значимости — например, точное знание об излучении излишней жизнен­ности здоровым человеком указывает на владение способности ясновидения теми предшественника­ми, от которых происходила эта традиция.

Следует помнить, что помимо того, что мож­но назвать чисто религиозной деятельностью, в ведении жрецов полностью находилось образо­вание всей страны. Всё образование было совер­шенно бесплатным и его начальные стадии были совершенно одинаковыми для обоих полов. Дети шли в подготовительные классы с раннего возрас­та, и мальчики, и девочки обучались совместно. Там давалось нечто соответствующее нынешне­му начальному образованию, хотя охватываемые им предметы значительно отличались. Конечно же, там учили чтению, письму и некоему подо­бию арифметики, и всякий ребёнок должен был легко писать, читать и считать, но в эту систему входило и многое другое, что несколько трудно классифицировать — набор базовых знаний об общих правилах и интересах жизни, так что дети обоих полов к десяти-одиннадцатилетнему возра­сту уже не пребывали в невежестве относительно того, как обеспечиваются обычные потребности жизни и как выполняются любые обычные ра­боты. В отношениях между учителями и детьми преобладали доброта и любовь, и не было ни­чего хотя бы отдалённо соответствующего безу­мной системе принуждения и наказаний, которая


38 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

занимает столь заметное и губительное место в современной школе.

Учебное время было длительным, но занятия были столь разнообразными и включали в себя так много всего, что мы и не подумали бы отнести к школьным занятиям, что дети никогда не утом­лялись зря. Например, каждого ребёнка учили, как приготовить некоторые простые блюда, как отли­чать ядовитые плоды от съедобных, как находить еду и укрытие, заблудившись в лесу, как пользо­ваться простейшими инструментами, применяе­мыми в столярном деле, строительстве и сельском хозяйстве, как находить путь по солнцу и звёздам, как управлять лодкой, плавать, взбираться в горы и прыгать с удивительной ловкостью. Их учили также методам оказания первой помощи при трав­мах и прочих несчастных случаях и разъясняли назначение разных растительных лекарств. Весь этот замечательный и разнообразный курс вовсе не был чисто теоретическим — от детей постоян­но требовали применять всё это на практике, так что прежде чем ученики заканчивали эту началь­ную школу, они должны были стать весьма уме­лыми молодыми людьми, способными в какой-то мере самостоятельно действовать почти в любой ситуации, в которой могли оказаться.

Ученики также получали тщательные настав­ления касательно государственного устройства своей страны и им объяснялся смысл разных обы­чаев и правил. С другой стороны, учащиеся оста-


Толтекская цивилизация



вались в полном неведении относительно многих вещей, которым учатся европейские дети — они не знали ни одного языка, кроме своего собствен­ного, и хотя большой упор делался на чистоту ре­чи и умение точно выражаться, это достигалось скорее постоянной практикой, чем соблюдением грамматических правил. Они совсем не знали ал­гебры, геометрии и истории, а из географии не знали ничего, кроме своей собственной страны. Выпускники этой начальной школы могли бы по­строить удобный дом, но не могли бы нарисовать вам его чертёж; так как ничего не знали из химии, но были основательно обучены принципам прак­тической гигиены.

Прежде чем дети могли считаться окончив­шими эту начальную школу, они должны были достичь во всех этих предметах определённого стандарта, требуемого от добропорядочного граж­данина. Большинство из них легко достигали этого уровня к двенадцатилетнему возрасту, некоторым менее способным требовалось ещё несколько лет. На главных учителях этих подготовительных школ лежала серьёзная ответственность за определение будущей карьеры учеников, а точнее — за совет по выбору её, поскольку никого из детей не заставляли посвятить себя той работе, которая ему не нрави­лась. Однако какой-то определённый путь ребёнок должен был избрать, и сделав это, он определялся в нечто вроде техникума, который должен был под­готовить его к выбранному им образу жизни. Здесь


40 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

ученик проводил оставшиеся девять или десять лет своего ученичества в основном в практической ра­боте, которой решил посвятить свою энергию. Эта черта являлась самой заметной во всей системе об­учения — там было сравнительно мало теоретиче­ского обучения, но мальчики и девочки, после того, как им что-нибудь несколько раз покажут, должны были сделать всё сами, повторяя снова и снова, по­ка не достигали в этом лёгкости.

В этом плане была значительная доля гибко­сти — например, если ребёнок после особого те­ста оказывался негоден к избранной им работе, ему позволяли, посоветовавшись с учителями, избрать себе другое призвание и перейти в соответствую­щую школу. Однако такие переходы, похоже, бы­ли редки, поскольку в большинстве случаев после окончания начальной школы ребёнок выказывал явную годность к тому или иному направлению деятельности, открывавшемуся перед ним.

Каждый ребёнок, независимо от происхожде­ния, обладал возможностью пройти соответству­ющую подготовку, чтобы стать членом правящего класса страны, если сам он того желал и его учи­теля не возражали. Но подготовка, позволяющая удостоиться этой чести, была столь суровой, а не­обходимые требования — столь высокими, что ко­личество желающих никогда не было чрезмерно большим. В действительности наставники всегда присматривались к детям с необычайными спо­собностями, чтобы попробовать подготовить их


Толтекская цивилизация



к этому почётному, но нелёгкому делу, если сами они выражали желание взяться за него.

Помимо чиновников и жрецов было множе­ство профессий, которые мог выбрать себе уче­ник. Было много видов мастеров, и это давало большие возможности для разнообразного разви­тия художественных способностей. Были разные направления работы по металлу, созданию и со­вершенствованию машин и всех видов архитек­туры. Но, пожалуй, главным направлением в этой стране было научное земледелие.

От него в большой мере зависело благососто­яние страны, и потому ему всегда уделялось много внимания. Путём долгого ряда терпеливых экспе­риментов, продолжавшихся много поколений, бы­ли точно выяснены плодородные свойства разных видов почв, так что к тому времени, которое мы описываем, сложилась уже обширная традиция по этому вопросу. Подробные отчёты обо всех опы­тах хранились в месте, которое мы бы теперь на­звали архивом министерства сельского хозяйства, но общие их результаты для всеобщего пользо­вания были сведены в набор кратких принципов, изложенных так, чтобы они легко запоминались студентами.

Однако те, кто избрал своей профессией сель­ское хозяйство, вовсе не должны были обязательно полагаться на мнения своих праотцов. Напротив, всячески поощрялись новые эксперименты, и вся­кий, кому удавалось изобрести новое и полезное


42 Ч. Ледбитер. Очерки доисторических цивилизаций

удобрение или экономящую труд машину, высо­ко почитался и награждался правительством. По всей стране было рассеяно множество государ­ственных ферм, на которых тщательно обучалась молодёжь, и опять же, как и в начальных шко­лах, обучение было менее теоретическим и более практическим — каждый студент основательно обучался, как самостоятельно выполнить каждую деталь работы, которой ему в будущем придётся руководить.

На этих учебных фермах и проводились все новые эксперименты, причём за счёт правитель­ства. Изобретатель был свободен от хлопот по поиску спонсора, который финансировал бы испы­тания его изобретения, что в наши дни так часто бывает фатальным препятствием для успеха. Он просто представлял свою идею начальнику своей области, который при необходимости советовал­ся с экспертами, и если они не могли указать на какое-то очевидное упущение в его рассуждениях, новый метод испробовался, или конструировалась его машина, что делалось под его надзором, но со­вершенно без всяких издержек и беспокойств с его стороны. Если опыт показывал, что в изобретении что-то есть, оно сразу же принималось правитель­ством и применялось повсюду, где могло быть по­лезным.

Фермеры были вооружены тщательно разра­ботанными теориями применения разных видов удобрений к разным почвам. Они не только поль-


Толтекская цивилизация



зовались материалом, который мы для этих же це­лей и сейчас импортируем из этой самой страны, но и пробовали все виды химических соединений, некоторые из которых давали примечательный успех. У них была искусная, хотя и громоздкая, система утилизации сточных вод, которая, впро­чем, была не менее эффективной, чем любая кана­лизация, которой мы располагаем в наши дни.

Они достигли заметного прогресса в кон­струировании и применении машин, хотя большая часть их техники была

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...