Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.6. правовой режим информационных ресурсов




 

Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:

· порядок документирования информации;

· право собственности на отдельные документы и их мас- сивы;

· категорию информации по уровню доступа к ней;

· порядок правовой защиты информации.

Государство имеет право выкупа документированной ин- формации у физических и юридических лиц в случае отнесе- ния этой информации к государственной тайне.

Собственник информационных ресурсов, содержащих све- дения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоря- жаться этой собственностью только с разрешения соответству- ющих органов государственной власти.

Государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными, исключение составляет доку- ментированная информация, отнесенная законом к категори- ям ограниченного доступа.

Документированная информация с ограниченным досту- пом по условиям ее правового режима подразделяется на ин- формацию, отнесенную к государственной тайне и конфиден- циальную.

Режим защиты информации устанавливается:

· в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, — уполномоченными органами на основании зако- на РФ «О государственной тайне» от 21. 09. 93 № 182-ФЗ;

· в отношении конфиденциальной информации — соб- ственником информационных ресурсов или уполно- моченным лицом на основании Федерального закона

«Об информации, информационных технологиях и за- щите информации от 27. 07. 2006 № 149-ФЗ;


 

· в отношении персональных данных — Федеральный за- кон «О персональных данных» от 27. 07. 2006 № 152-ФЗ.

Органы государственной власти и организации, ответ- ственные за формирование и использование информацион- ных ресурсов, подлежащих защите, разрабатывающие и при- меняющие информационные технологии для формирования и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, руководствуются в своей деятельности Законода- тельством РФ.

Контроль за соблюдением требований к защите инфор- мации и эксплуатацией специальных программно-техниче- ских средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных ресурсов, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударствен- ных структурах, осуществляется органами государственной власти.

Собственник информационных ресурсов имеет право осу- ществлять контроль за выполнением требований по защите ин- формации и запрещать или приостанавливать обработку инфор- мации в случае невыполнения этих требований.

Риск, связанный с использованием несертифицированных систем и средств, лежит на собственнике (владельце) этих си- стем и средств. Риск, связанный с использованием информа- ции, полученной из несертифицированной системы, лежит на потребителе информации.

Персональные данные относятся к категории конфиденци- альной информации, однако перечни этих данных должны быть закреплены на уровне федерального закона. В связи с этим дея- тельность негосударственных организаций и частных лиц, свя- занная с обработкой и представлением пользователям персо- нальных данных, подлежит обязательному лицензированию. Все информационные системы, базы и банки данных, предна- значенные для информационного обслуживания граждан и ор- ганизаций, подлежат сертификации.


 

Автоматизированные системы органов государственной вла- сти, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих си- стем подлежат обязательной сертификации

Организации, выполняющие работы в области проектиро- вания, производства средств защиты информации и обработ- ки персональных данных, получают лицензии на этот вид де- ятельности.

Закон предусматривает защиту прав на доступ к информа- ции. Отказ в доступе к открытой информации или предостав- ление пользователям заведомо недостоверной информации мо- гут быть обжалованы в судебном порядке.

Во всех случаях лица, получившие недостоверную инфор- мацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба. Руководители,  другие  служащие органов государствен- ной власти, организаций, виновные в незаконном ограниче- нии доступа к информации и нарушении режима защиты ин- формации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об адми-

нистративных правонарушениях.

 

ВыВОды

· Характеристика понятия «информация», выделение ос- новных свойств информации являются ключевыми мо- ментами при определении того, что же подлежит защите.

· Выделены три основных свойства информации (конфи- денциальность, целостность и доступность), защита ко- торых обеспечивает сохранение ценности информации.

· Информация является объектом права собственности и информационные отношения регулируются соответ- ствующими законодательными и нормативными актами.

· Информационные ресурсы классифицируются в зависи- мости от вида отражаемой ими тайны.


 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Что такое информация и каковы уровни ее представления?

2. Перечислите основные носители информации, особен- ности их использования и защиты.

3. Какими свойствами определяется ценность информации?

4. Какие критерии оценки ценности информации Вы мо- жете предложить?

5. Приведите примеры различной зависимости ценности информации от времени.

6. Что понимается под информационными ресурсами?

7. Что не разрешается относить к информации ограничен- ного доступа?

8. Что понимается под конфиденциальной информацией?

9. Какие существуют виды тайны?

10. Какое назначение имеет перечень конфиденциальных сведений предприятия?


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...