2.6. правовой режим информационных ресурсов
Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими: · порядок документирования информации; · право собственности на отдельные документы и их мас- сивы; · категорию информации по уровню доступа к ней; · порядок правовой защиты информации. Государство имеет право выкупа документированной ин- формации у физических и юридических лиц в случае отнесе- ния этой информации к государственной тайне. Собственник информационных ресурсов, содержащих све- дения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоря- жаться этой собственностью только с разрешения соответству- ющих органов государственной власти. Государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными, исключение составляет доку- ментированная информация, отнесенная законом к категори- ям ограниченного доступа. Документированная информация с ограниченным досту- пом по условиям ее правового режима подразделяется на ин- формацию, отнесенную к государственной тайне и конфиден- циальную. Режим защиты информации устанавливается: · в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, — уполномоченными органами на основании зако- на РФ «О государственной тайне» от 21. 09. 93 № 182-ФЗ; · в отношении конфиденциальной информации — соб- ственником информационных ресурсов или уполно- моченным лицом на основании Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и за- щите информации от 27. 07. 2006 № 149-ФЗ;
· в отношении персональных данных — Федеральный за- кон «О персональных данных» от 27. 07. 2006 № 152-ФЗ. Органы государственной власти и организации, ответ- ственные за формирование и использование информацион- ных ресурсов, подлежащих защите, разрабатывающие и при- меняющие информационные технологии для формирования и использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, руководствуются в своей деятельности Законода- тельством РФ.
Контроль за соблюдением требований к защите инфор- мации и эксплуатацией специальных программно-техниче- ских средств защиты, а также обеспечение организационных мер защиты информационных ресурсов, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом в негосударствен- ных структурах, осуществляется органами государственной власти. Собственник информационных ресурсов имеет право осу- ществлять контроль за выполнением требований по защите ин- формации и запрещать или приостанавливать обработку инфор- мации в случае невыполнения этих требований. Риск, связанный с использованием несертифицированных систем и средств, лежит на собственнике (владельце) этих си- стем и средств. Риск, связанный с использованием информа- ции, полученной из несертифицированной системы, лежит на потребителе информации. Персональные данные относятся к категории конфиденци- альной информации, однако перечни этих данных должны быть закреплены на уровне федерального закона. В связи с этим дея- тельность негосударственных организаций и частных лиц, свя- занная с обработкой и представлением пользователям персо- нальных данных, подлежит обязательному лицензированию. Все информационные системы, базы и банки данных, предна- значенные для информационного обслуживания граждан и ор- ганизаций, подлежат сертификации.
Автоматизированные системы органов государственной вла- сти, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих си- стем подлежат обязательной сертификации Организации, выполняющие работы в области проектиро- вания, производства средств защиты информации и обработ- ки персональных данных, получают лицензии на этот вид де- ятельности.
Закон предусматривает защиту прав на доступ к информа- ции. Отказ в доступе к открытой информации или предостав- ление пользователям заведомо недостоверной информации мо- гут быть обжалованы в судебном порядке. Во всех случаях лица, получившие недостоверную инфор- мацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба. Руководители, другие служащие органов государствен- ной власти, организаций, виновные в незаконном ограниче- нии доступа к информации и нарушении режима защиты ин- формации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об адми- нистративных правонарушениях.
ВыВОды · Характеристика понятия «информация», выделение ос- новных свойств информации являются ключевыми мо- ментами при определении того, что же подлежит защите. · Выделены три основных свойства информации (конфи- денциальность, целостность и доступность), защита ко- торых обеспечивает сохранение ценности информации. · Информация является объектом права собственности и информационные отношения регулируются соответ- ствующими законодательными и нормативными актами. · Информационные ресурсы классифицируются в зависи- мости от вида отражаемой ими тайны.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое информация и каковы уровни ее представления? 2. Перечислите основные носители информации, особен- ности их использования и защиты. 3. Какими свойствами определяется ценность информации? 4. Какие критерии оценки ценности информации Вы мо- жете предложить? 5. Приведите примеры различной зависимости ценности информации от времени. 6. Что понимается под информационными ресурсами? 7. Что не разрешается относить к информации ограничен- ного доступа? 8. Что понимается под конфиденциальной информацией? 9. Какие существуют виды тайны? 10. Какое назначение имеет перечень конфиденциальных сведений предприятия?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|