3. Государственная политика информационной безопасности.
3. Государственная политика информационной безопасности. Концепция комплексного обеспечения информационной безопасности
v Информационная безопасность и ее место в системе национальной безопасности Российской Федерации v Органы обеспечения инфор- мационной безопасности и защиты информации, их функции и задачи,
нформация, являясь продуктом деятельности, высту- пает как собственность государства, предприятий, уч- реждений, организаций, граждан и как объект соб- ственности требует защищенности. Однако проблема защиты информации не сводится только к защите прав ее собственни- ков, но и содержит в себе такой важный аспект, как защита прав граждан на свободный доступ к сведениям, гарантированный конституцией. Основы защиты информации разрабатываются органами государственной власти исходя из условий обеспече- ния информационной безопасности в частности и националь- ной безопасности России в целом.
3. 1. информационная безопасность
Необходимым условием нормального существова- ния и развития каждого общества является защищенность от внешних и внутренних угроз, устойчивость к попыткам
внешнего давления, способность как парировать подобные попытки и нейтрализовать возникающие угрозы, так и обе- спечивать такие внутренние и внешние условия существова- ния страны, которые гарантируют возможность стабильного и всестороннего прогресса общества и его граждан. Для ха- рактеристики этого состояния используется понятие наци- ональной безопасности. Под национальной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных национальных интересов от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается реализация конституционных прав и свобод граждан Россий- ской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, су- веренитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включа- ет в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмо- тренные Конституцией Российской Федерации и законодатель- ством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономи- ческую, транспортную, энергетическую безопасность, безо- пасность личности.
Поэтому в содержании понятия «национальная безопас- ность» можно выделить различные структурные элементы (ком- поненты), одним из которых является Информационная без- опасность. Информационная безопасность Российской Федерации (далее в данном разделе — информационная безопасность) — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устой- чивое социально-экономическое развитие Российской Феде- рации, оборона и безопасность государства.
Поскольку в условиях информатизации страны, развития информационных технологий информационные ресурсы фор- мируются во всех сферах деятельности, и в первую очередь в политической, военной, экономической, научно-техниче- ской, информационную безопасность следует рассматривать как комплексный показатель национальной безопасности. Этим определяется ее важное место и одна из ведущих ролей в системе национальной безопасности страны в современ- ных условиях.
Обеспечение информационной безопасности осуществляет- ся в рамках обеспечения национальной безопасности. Национальная безопасность достигается проведением еди- ной государственной политики в области обеспечения безопас- ности, системой мер экономического, политического и ино- го характера, адекватных угрозам жизненно важных интересов личности, общества и государства. Политика России в области национальной безопасности строится на основе «Стратегии национальной безопасности Рос- сийской Федерации», утвержденной Указом Президента Россий- ской Федерации 31. 12. 2015 № 683. «Стратегия национальной безопасности Российской Федера- ции» — официально признанная система стратегических при- оритетов, целей и мер в области внутренней и внешней поли- тики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу. Стратегия является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок дей- ствий и меры по обеспечению национальной безопасности. Состояние национальной безопасности напрямую зависит от степени реализации стратегических национальных приори- тетов и эффективности функционирования системы обеспече- ния национальной безопасности.
На основе Стратегии разработана «Доктрина информацион- ной безопасности Российской Федерации», введенная в действие Указом Президента РФ от 05. 12. 2016 N 646. Доктрина представляет собой систему официальных взгля- дов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. В Доктрине определе- ны национальные интересы в информационной сфере, введе- ны основные информационные угрозы и состояние информа- ционной безопасности, сформулированы стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безо- пасности, описаны организационные основы обеспечения ин- формационной безопасности.
Законодательную основу обеспечения безопасности составляют: · Конституция РФ; · законы и другие нормативные акты РФ, регулирующие отношения в области безопасности;
· конституции, законы, нормативные акты республик; · нормативные акты органов власти и управления краев, областей, принятые в пределах их компетенции; · международные договоры и соглашения, заключенные или признанные РФ; · основные законы в области защиты информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации; · федеральный закон «О безопасности» № 390-ФЗ от 28. 12. 2010; · федеральный закон от 27. 07. 2006 N 149-ФЗ «Об инфор- мации, информационных технологиях и о защите инфор- мации»; · федеральный закон от 21. 09. 93 г. № 182 «О государствен- ной тайне»; · федеральный закон от 27. 07. 06 г. № 152-ФЗ «О персональ- ных данных»;
· федеральный закон от 27. 12. 91 г. «О средствах массовой информации»; · федеральный закон от 6. 04. 11 г. № 63-ФЗ «Об электрон- ной подписи»; · Гражданский кодекс РФ (ч. 1, 2. 4); · Уголовный кодекс РФ. Помимо правовых документов, в Российской Федерации действуют нормативно-методические документы: · методические документы государственных органов Рос- сии: Доктрина информационной безопасности РФ, Руко- водящие документы ФСТЭК (Гостехкомиссии России), ведомственные приказы; · стандарты информационной безопасности: международ- ные стандарты, Государственные стандарты РФ, рекомен- дации по стандартизации, методические указания. В целом развитие законодательной базы в области инфор- мационной безопасности идет по четырем основным направ- лениям: · защита сведений, составляющих государственную тайну; · защита конфиденциальной информации; · защита авторского права в сфере информатизации; · защита права на доступ к информации. Систему национальной безопасности Российской Федерации образуют: · органы законодательной, исполнительной и судебной властей; · государственные, общественные и иные организации и объединения; · граждане, принимающие участие в обеспечении безопас- ности в соответствии с законом; · законодательство, регламентирующее отношения в сфе- ре безопасности.
Силы обеспечения безопасности включают в себя: · Вооруженные силы (ВС РФ); · федеральные органы безопасности (ФСБ РФ); · органы внутренних дел (МВД РФ); · органы внешней разведки (СВР РФ); · органы обеспечения безопасности органов законода- тельной, исполнительной, судебной властей и их выс- ших должностных лиц; · налоговую службу; · службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуа- ций (МЧС РФ); · формирования гражданской обороны; · пограничные войска; · внутренние войска; · органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в про- мышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хо- зяйстве; · таможни, природоохранительные органы, органы охра- ны здоровья населения и другие государственные орга- ны обеспечения безопасности. Для рассмотрения вопросов внутренней и внешней политики РФ в области обеспечения безопасности, стабильности и пра- вопорядка создан Совет безопасности РФ при Президенте. Он ответственен за состояние защищенности национальных ин- тересов от внешних и внутренних угроз. Совет безопасности РФ в соответствии с основными зада- чами его деятельности образует постоянные межведомствен- ные комиссии, которые могут создаваться на функциональной или региональной основе. В частности, Межведомственная ко- миссия по защите государственной тайны разрабатывает и ко- ординирует федеральные программы по защите информации, составляющей государственную тайну. Обеспечение информационной безопасности осуществляет- ся в рамках обеспечения национальной безопасности России.
Оно предусматривает наличие государственной системы защи- ты информации и законодательства в этой области.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|