Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Становление мира протекает в четыре этапа.




Основные философы и школы.

 

Милетская школа.

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. Основу мира они видят в определенном материальном принципе.

Первый из ионических философов – Фалес из Милета (640 – 562гг. до н.э.). Основой всего сущего Фалес считал воду. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. При этом «вода» Фалеса означает основополагающий принцип как в смысле «Стойхеон» (Элемент, ядро, основу в логическом смысле слова), так и в смысле «Архэ» (первоматерия, праматерия, исходное состояние вещей в историческом смысле слова).

 

Другим выдающимся философом был Анаксимандр (611 – 546 гг. до н.э.). Подобно Фалесу стихийно тяготел к материализму. Также как и Фалес ставил, Анаксимандр ставил вопрос о начале мира. Он утверждал, что «первоначалом и основой является беспредельное (APEIRON), и не определял его ни как воздух, ни как воду, ни как что-либо иное». Его «апейрон» характеризуется как нечто безграничное, неопределенное, которое не является ни одной из так называемых стихий, но является какой-то иной неограниченной природностью, из которой возникают все небесные своды и миры в них. «Апейрон» Анаксимандра является безграничным и неограниченным не только в пространственном, но и во временном отношении.

 

Третьим милетским философом является Анаксимен (585 – 524 гг. до н.э.). В определенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма. Первоосновой мира он полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматери и движения. Воздух как праматерия, «постоянно колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется».


Эфесская школа.

 

Гераклит

(544 – 480 г. до н.э.)

Родился и жил в городе Эфесе. Несмотря на то, что он принадлежал к царско-жреческому роду, жил бедно и одиноко. Гераклит стихийный материалист и основоположник диалектики[1].

Основные труды. «О природе» - сохранилось около 130 фрагментов.

Философские воззрения. Первоначалом всего сущего Гераклит считал огонь. Огонь является материальным, вечным и живым (гилозоизм), более того он разумен, ему присущ Логос. Огонь никем не сотворён, но он подчиняется мировому закону.

Диалектика. Принципиальная особенность мира состоит в его постоянной изменчивости: «все течет», «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». В этом Гераклит противостоит большинству античных философов, которые считали, что «истинное бытие» является вечным и неизменным (пифагорейцы, элеаты и др.). Существенное изменение по Гераклиту – это изменение в свою противоположность (холодное нагревается, горячее остывает). Противоположности существуют в единстве и в вечной борьбе.

Учение о душе. Душа человека – сочетание огня и влаги. Души возникают, «испаряясь из влаги», и, наоборот, «душам смерть – воде рождение». Чем больше огня в душе, тем она лучше; человеческий разум – это Огонь (Логос).

Гносеология. Чувства, особенно зрение и слух, полезны в процессе познания, но высшая цель состоит в познании Логоса. Оно доступно не всем, хотя все люди разумны.


Пифагореизм.

 

Пифагореизм – это философское течение, основоположником которого был Пифагор, дальнейшее же развитие было связано с деятельностью пифагорейского союза. Возникшее в ранний период развития древнегреческой философии, это течение просуществовало до конца античного мира.

 

 

Пифагор

(580 – 500 г. до н.э.)

Родился на острове Самос (Иония), долго жил в Египте и Вавилоне, затем переехал в Великую Грецию в город Кротон, где основал свою школу - Пифагорейский союз, научно-философское и политическое сообщество[2].

Основные труды. Не сохранились даже названия.

Философские воззрения. Пифагора можно считать первым идеалистом Древней Греции, поскольку первоначалом бытия он считает идеальные сущности – числа (имеются в виду целые натуральные числа).Пропорции между числами создают мировую гармонию[3].

Числа связаны с геометрическими фигурами (тройка – с треугольником, четверка – с четырехугольником и т.д.). Пять стихий, из которых состоят все материальные тела, тоже связаны с числами. Так, Земля состоит из частиц кубической формы, Огонь – из тетраэдров (четырехгранных пирамид); Воздух – из октаэдров (восьмигранников), Вода – икосаэдров (двадцатигранников). В философии Пифагора появляется представление о пятой стихии (которой не было в мифологии) – Эфире; частицы Эфира – додекаэдры (двенадцатигранники).

 

Пифагорейский союз.

 

Периоды развития:

Период Время Основные представители
Ранний VI – IV вв. до н.э. Гиппас, Алкмеон
Средний (эллинистический) IV – I вв. до н.э. Филолай
Поздний (неопифагореизм) I – III вв.н.э. Нумений

 

Пифагорейский союз, созданный Пифагором, был научно – философской школой и политическим объединением. Это была закрытая организация, а учение его – тайным.

В него принимали только свободных людей, причём мужчин, и женщин, но только тех, кто прошёл многолетнюю проверку и подготовку (в том числе испытание длительным молчанием). Имущество и Пифагорейцев было общим. Существовали многочисленные требования к образу жизни, ограничения в еде и т.п. Пифагорейцы стремились к победе над низменными страстями, высоко ценили дружбу.

У пифагорейцев много время уделялось психотренингу, развитию памяти и умственных способностей. Важнейшее место в их жизни занимали занятия наукой.

Философские воззрения пифагорейцев весьма разнообразны. Общим для большинства из них является понимание числа как первоосновы мира. Для многих пифагорейцев характерна мистика чисел.

На пифагореизм среднего и позднего периодов большое влияние оказала философия Платона. В свою очередь, неопифагореизм оказал значительное влияние на неоплатонизм.

 


Элейская школа.

Основателем был Парменид из Элеи.

 

Парменид.

(504 гг. до н.э.– дата смерти неизвесна)

 

Родился и жил в г. Элея (Великая Греция), учился у Ксенофана и Пифагорейца Аминия.

Основные труды. Поэма “О природе” – сохранилась значительная часть этого произведения.

Философские воззрения. Своё учение Парменид преподносит как откровение, данное ему богиней Истины (Дике), но, по сути, в поэме предпринимается попытка рационального осмысления мира. Центральные проблемы философии Парменида – соотношение бытия и небытия, бытия и мышления. Познать силу истины можно только с помощью разума. В отличие от предшествующих философов, которые чаще всего только декларировали свои идеи, он стремился доказать свои тезисы, и прежде всего, что бытие (сущее) существует, а небытие (несущее, пустота) – не существует.

Реально существующим Парменид считал только то, что умопостигаемо, может мыслиться. Он провозглашает тождество бытия и мышления. Небытие не существует потому, что его невозможно “ни познать, ни в слове выразить”. Мыслить же о нём невозможно, так как если мы начинаем это делать, то (в силу тождество мысли и её предмета) небытие, несущее получает существование, становиться бытием, сущим.

Бытие для Парменида – сплошной неподвижный шар (Единое), не имеющий никаких пустот и частей, в котором отсутствует всякое движение и изменение. Ведь разделить бытие на части могло бы лишь небытие, а его нет. Аналогично, всякое изменение предполагает появление и исчезновение чего-то. Но появиться нечто может только из небытия и исчезнуть только в небытие, которого нет. Таким образом, Парменид выступает как первый теоретик метафизики, выступая против диалектики Гераклита.

Изменчивость, движение, множественность оказываются у Парменида характеристиками неистинного, чувственного мира. Но вторая часть поэмы Парменида, где говорилось о чувственном, иллюзорном мире, практически не сохранилась.

 

Эмпедокл

(ок. 490-430 гг. до н.э.)

– древнегреческий философ родом из г. Акраганта (Сицилия); учился у пифагорейцев: Ксенофана и Парменида. Известен как эпический поэт, оратор, врач, инженер и философ. Многие его современники считали Эмпедокла живым богом. Желая, чтобы люди думали, что боги взяли его живым на небо, Эмпедокл, чувствуя приближение смерти, бросился в жерло вулкана Этна.

Основные труды. “Очищения”, “О природе” – сохранились фрагменты.

Философские воззрения. Эмпедокл, как и большинство его предшественников, - стихийный материалист. Но если они были монистами (одна стихия в качестве первоначала), то Эмпедокл – плюралист: у него все четыре традиционные стихии являются началами мироздания (“четыре корня вещей”). Стихии пассивны, всё происходящее в мире объясняется действием двух сил – Любви и Вражды (Ненависти). Любовь – причина единства и добра, Вражда – множественность и зла.

Космогония и космология. Изменения в мире – результат вечной борьбы Любви и Вражды, в которой побеждает то одна, то другая сила. Эти изменения происходят в четыре этапа (Схема 21).

Происхождение органического мира. Органический мир возникает на третьей стадии космогенеза и имеет четыре стадии: 1) возникают отдельные части животных; 2) Случайно сочетаются отдельные части животных и возникают как жизнеспособные организмы, так и нежизнеспособные чудовища; 3) Жизнеспособные организмы выживают, нежизнеспособные чудовища погибают (здесь заложена идея естественного отбора); 4) Животные и люди появляются путём размножения.

Гносеология. Главный принцип – подобное познаётся подобным. Так как человек тоже состоит из четырёх стихий, то земля во внешнем мире познаётся благодаря земле в человеческом организме, вода – благодаря воде и т.п. Ощущения возникают у человека из-за того, что отделяющиеся от вещей частицы проникают в поры органов чувств. Главной средой восприятия является кровь, в которой все четыре элемента наиболее равномерно смешаны.

Эмпедокл – сторонник теории переселения душ.

 

Становление мира протекает в четыре этапа.

 

1. Первоначально мир имеет форму шара (Сфайрос), где равномерно перемешаны все четыре стихии. Это время торжества Любви, Вражда вытеснена за пределы мира.   2. В шар проникает Вражда, начиная разъединять разнородные элементы и соединяя однородные При этом Вражда и Любовь находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Общая направленность процессов: от единства – к множеству, от блага – к злу.
     
4. Возвращается любовь, соединяя разнородные и разделяя однородные элементы. Вражда и Любовь находятся в состоянии неустойчивого равновесия. Общая направленность процессов: от множества – к единству, от зла – к добру. 3. Вражда победила, разнородные элементы полностью разделены, а однородные - соединены

 

После четвёртой стадии происходит возврат к первой и т.д. до бесконечности.

 

Анаксагор

(ок. 500 – 428 гг. до н.э.)

– древнегреческий философ родом из г. Клазомены (Иония), по приглашению Перикла приехал в Афины, где он долгое время жил и работал. Враги обвиняли Анаксагора в безбожии; Перикл спас его, но Анаксагору пришлось вернуться в Ионию.

Основные труды. “О природе” – сохранились фрагменты.

Философские воззрения. Первоначала бытия – это гомеомерии, “семена всех вещей”; они являются мельчайшими невидимыми частицами, каждая из которых есть носитель определённого качества. Гомеомерии вечны и неизменны. Исходный принцип Анаксагора – “всё есть во всём”. Это значит, что любая вещь содержит в себе гомеоремии всех видов. Свойство вещи, состоящей из гомеомерий, определяется тем, каких гомеомерий в них больше.

Каждая гомеомерия есть множество более мелких гомеомерий и содержит в себе гомеомерии всех качеств. Гомеомерии бесконечно делимы, любая, сколь угодно мелкая гомеомерия состоит из ещё более мелких.

Гомеомерии сами по себе пассивны. В качестве движущей силы Анаксагор вводит понятие Нус (Мировой ум), который не только движет мир, но и познаёт его.

Космология и космогония. Первоначальную смесь гомеомерий Нус приводит в круговое движение, отделяя тёплое от холодного, светлое от тёмного и т.д. В центре собирается плотная, влажная, тяжёлая и т.п. – так образуется Земля. Тёплая светлая лёгкая и т.п. устремляется вверх, так образуется Небо. Вращение эфира, окружающего Землю, отхватывает от неё куски – так образуется Солнце, Луна, Звёзды (которые есть раскалённые камни).

Гносеология. Всё познаётся противоположным себе: холодное – тёплым, сладкое – горьким и т.д. Ощущения не дают истины, гомеомерии познаются только умом.

Судьба учения. Анаксагор оказал непосредственное влияние на Демокрита и Сократа. Учение Анаксагора об Уме получило развитие в философии Платона и Аристотеля. Учение о гомеомериях оставалось “не востребованным” вплоть до XX века, когда ряд физиков, занимающихся квантовой механикой, пришёл к выводу, что элементарные частицы похоже скорее на гомеомерии Анаксагора, нежели на атомы Демокрита.

 


Платон

(427 – 347 гг. до н.э.)

 

родом из афинской аристократической семьи. Подлинное имя Платона – Аристокл, означающий «широкоплечий». Своим главным учителем Платон считал Сократа.

Основные труды: До нас дошли почти все сочинения Платона, хотя относительно некоторых имеются сомнения. Платону приписываются одни монолог (Апология Сократа), 34 диалога (23 подлинных + 11 сомнительных), 13 писем (большинство подложных). К числу важнейших философских произведений относятся «Протогор», «Пир», «Менон», «Федр», «Государство», «Законы». Все произведения написаны в художественной форме.

Философские воззрения: Платон – основоположник объективного идеализма. Центральное место в философии Платона занимает учение об идеях.

Учение об идеях: вслед за элеатами Платон отличает истинный мир – царство идей – от кажущегося и нереального чувственного, телесного мира. Но в отличие от парменидовского бытия = мышления, являющегося цельным и нерасчлененным, платоновское идеальное царство есть духовное множество, состоящее из идей.

Слово «идея» в обыденном языке во времена Платона означало «внешний вид, наружность, видимость, род, качество, образ, форма». Платоновские же идеи, по сути, есть объективированные понятия[4], как бы извлеченные из человеческой головы и получающие самостоятельное существование в царство идей.

Каждая идея вечна и неизменна; число идей очень велико, но не бесконечно. Существуют идеи конкретных объектов (идея кошки, собаки, человека), идеи свойств и отношений (идея белизны, красоты), идеи математических объектов и нравственных явлений (идея единицы, идея мужества), идеи четырех стихий и т.п. Но царство идей – это мир только благих сущностей.

Между идеями и вещами чувственного мира существует взаимосвязь: идеи являются прообразами вещей, а вещи причастны идеям, идеи каким-то образом присутствуют в вещах, кроме того, идеи являются целями, определяющими развитие вещей. Поэтому учению Платона присущ телеологизм[5].

Учение о душе. Человеческие души созданы из остатков Мировой души. После смерти тела бессмертная душа возносится на небо (в царство идей) и пребывает там. Затем падает опять на землю и вселяется в тело новорожденного ребенка и т.д.

Особенности:

• представляет собой подвижную субстацию, которая объединяет и связывает «единое» и «ум», а также связывает между собой все вещи и все явления;

• душа может быть мировой и душой отдельного человека;

• душа человека есть часть мировой души;

• душа бессмертна;

Гносеология. Подлинное знание возможно только относительно царства идей, что касается чувственного мира, то возможно только мнение. Когда душа вселяется в тело новорожденного, она забывает все, что знала ранее (об истинном идеальном мире). Но некоторые люди способны кое-что вспомнить, отсюда истинное знание – это припоминание того, что душа знала ранее.

Учение о государстве. Платон создал одну из первых в истории человечества моделей идеального государства. Это государство существует не ради людей, а ради самого себя.

Платон усматривает причину возникновения государства в общественном разделении труда между людьми. Лучше работает тот, кто занимается только одним делом, отсюда необходимость координировать человеческую деятельность. При этом каждый человек от природы предназначен к выполнению определённой работы. В идеальном государстве существует три основные группы граждан: правители – философы, стражи (воины) и ремесленники с землевладельцами. Принадлежность к сословию определяется не происхождением, а личными способностями.

Стражи и правители не обладают никакой частной или личной собственностью, они живую все вместе в общественных помещениях, вместе питаются (за счет налогов с ремесленников и землевладельцев) и не получают никакого вознаграждения. У них даже нет семей, так как жены и дети у них общие (сексуальные связи при этом регламентируются, чтобы «лучшие сходились с лучшими» - для получения лучшего потомства). Новорожденные дети сразу поступают к воспитателям, так что родители даже не знают своих детей. Платон наивно надеялся, что в таком случае все взрослые будут относится ко всем детям как к родным.

Судьба учения. Платон оказал громадное влияние на всю последующую европейскую философию: в определенном смысле его учение об идеях легло в основу всей идеалистической философии. В средневековье платонизм полностью доминировал в христианской философии вплоть до XIII века, а позднее – соперничал с аристотелизмом (в виде томизма). Новый интерес к учению Платона пробудился в эпоху Возрождения, а затем в Новое время – особенно у Гегеля.

 


Аристотель

(384 - 322 гг. до н.э.)

родился во Фракии в городе Стагире (на берегу Эгейского моря). Отец – придворный врач царя Аминта II. В 15 лет Аристотель остался сиротой – на попечении своего дяди, который тоже был врачом. Уже в молодости Аристотель активно интересовался естественными науками. В 367 г. До н.э. Аристотель отправился в Афины, где поступил в Академию Платона, и пробыл там 20 лет, до самой смерти Платона. После смерти учителя Аристотель покидает Афины, проводит несколько лет в странствиях. В 343 г. до н.э. по приглашению македонского царя Филиппа он приехал в столицу Македонии Пеллу и 3 – 4 году учил наследника Филиппа – Александра (Македонского).После воцарения Александра в 355 г.до н. э. 50-летний Аристотель возвратился в Афины и открыл свою философскую школу – Ликей (Лицей)[6]. Учеников и последователей Аристотеля называли «перипатетиками» (прогуливающимися), так как в Лике философией принято было заниматься во время прогулок по роще. Умер Аристотель на о. Евбея в 322 г.до н. э.

Аристотеля заслуженно называют энциклопедистом Древней Греции. Его работы охватывают почти все известные тогда области знания. Аристотель является основоположником ряда наук: логики, психологии, биологии, политологии, экономики, истории, философии и др.

Аристотель первым предложил и систему классификации наук:

Основные труды: Работы по философии были объединены в единую книгу, которая получила название «Метафизика». Относительно некоторых других работ существуют сомнения в авторстве Аристотеля – возможно, они принадлежат его ученикам.

 

Философские воззрения: Работы по философии были объединены в единую книгу, которая получила название «Метафизика». Относительно некоторых других работ существуют сомнения в авторстве Аристотеля – возможно, они принадлежат его ученикам.

.

Учение о бытии: Аристотель является дуалистом: он признает существование двух самостоятельных первоначал – материи и формы. Но от них необходимо отличать первоматерию и первоформу. Первоматерия – это бесформенное неопределенно вещество, непознаваемое для человека, но являющееся основой для материи во всех вещах. Сама по себе Первоматерия пассивна, безжизненна, не способна ничего породить; она является вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя есть лишь чистая возможность (потенция) возникновения вещей, она же – источник случайности, множественности, возникновения и уничтожения вещей. Любая возникающая вещь обретает существование (становится действительностью) только в результате соединения материи и формы, привнесения формы в материю.

Аристотелевское понятие «формы» близко к платоновскому понятию «идеи». Форма – это некая идеальная сущность вещи – видовая или родовая, но не индивидуальная. Форма – это общая сущность для множества предметов одного типа.

Материя и форма в конкретных вещах диалектически связаны: то, что выступает в качестве формы в одном отношении, в другом выступает как материя.

Форма любой существующей вещи является по отношению к этой вещи:

• ее сущностью

• источником движения

• причиной

• целью

Первоформа – выступает у Аристотеля в качестве высшей степени всего бытия, перводвигателя, первопричины и высшей и цели. Но Первоформа – это еще и некий Мировой ум, мыслящий сам себя.

 

Гносеология: Любовь к знанию – прирожденное свойство как людей, так и животных. Так как формы бытия и мышления аналогичны, то человек в состоянии познать мир. Процесс познания, по Аристотелю, состоит из 4-з стадий:

Стадии познания Предмет познания
1. Чувственное восприятие: Отдельных вещей и их свойств Конкретные единичные вещи
2. Опыт – несколько воспоминаний об одном и том же предмете   Множество конкретных единичных вещей
3. Искусство (технэ) – знание сущности множества вещей   То общее, что имеется у множества вещей, их причины и цели, т.е. формы  
4. Философия (наука) – высшей из которых является первая философия, т.е. метафизика   Высшие формы, первопричины и высшие цели всего сущего

 

Знать, по Аристотелю, - значит прежде всего знать общее (формы, универсалии), а также причины сущего. Но это постигается только разумом, а не чувствами.

 

 

Физика (вторая философия). Природа в целом понимается как единый живой организм, где «одно возникает ради другого».

Психология. Душа, по Аристотелю, связана, с одной стороны, с материей, а с другой – с богом. Все живое и только оно обладает душой. Различаются три вида душ:

  1. растительная – осуществляющая функции питания, роста, и умирания;
  2. животная – осуществляющая функции ощущения, удовольствия и неудовольствия, а также функцию движения;
  3. разумная – осуществляющая интеллектуальные функции рассуждения и размышления.

Растения обладают только растительной душой, животные - растительной и животной, человек – всеми тремя. Бог обладает только разумной душой. Растительная и животные души не отделима от тела – как у растений и животных, так и у человека. Но возможно, что разумная душа может существовать и отделившись от тела.

Аристотель отвергал учение о переселении душ.

Политика. Государство является естественным образованием (подобным живому организму), человек – это политическое животное. Высшая цель государства (полиса), как и отдельного человека, состоит в «счастливой и прекрасной жизни». Отсюда главной задачей государство является воспитание добродетельных граждан. Известно, что Аристотель изучил и описал более 150 форм правления, бытовавших в то время. Лучшей формой правления он считал «политию», где нет резкой поляризации бедных и богатых; к худшим он относил тиранию и крайнюю демократию.

Физический труд – удел рабов, рабство существует «от природы», и рабами должны быть в основном варвары (не греки). Дело свободного человека – интеллектуальная, политическая и эстетическая деятельность.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...