Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эллинистическая философия.




 

Эллинистический период античной философии охватывает сер.IV в. до н.э. и до конца античной эпохи.

В эпоху Эллинизма, с одной стороны, продолжалось развитие философских учений предшествующих периодов (неопифагореизм, неоплатонизм и т.д.), а с другой – на базе предшествующих учений или как реакция на них появился целый ряд новых учений (кинизм, стоицизм, скептицизм, эпикуреизм и т.д.).

Центральное место в большинстве философских учений эпохи эллинизма заняла этическая проблематика. Цель философии чаще всего понималась как обретение счастья, что возможно только при должном поведении. Но решить вопрос о том, как должен вести себя человек, можно только понимая, что представляют собой люди и какое место они занимают в мироздании (космосе). Поэтому анализ этических проблем был неразрывно связан с учениями о природе.

 

Источники Философское направление Виднейшие представители
Софистика Элеаты Демокрит Платон Скептицизм Пирон Секст Эмпирик
Гераклит Кинизм Стоицизм Зенон из Китиона Сенека Марк Аврелий
Демокрит Эпикуреизм Эпикур Секст Эмпирик
Сократ Кинизм Антисфен, Диоген Синопский, Кратет
Пифагор Пифагореизм, Неопифагореизм Филолай, Ликон
Аристотель Аристотелизм (перипатеизм) Теофраст
Платон Платонизм Плутарх Афинский
Платонизм Пифагореизм Неоплатонизм Плотин, Порфирий, Ямфлих, Прокл

 

Скептицизм.

 

Термин «скептицизм» происходит от древнегреческого слова «скепсис», что может быть переведено как «рассматривание, разбор, колебание».

Скептицизм – это философское направление, где сомнение оказывается универсальным философским принципом, т.е. последовательно проводится идея о недостоверности всякого знания. Основоположником античного скептицизма считается Пирон; а виднейшим представителем скептицизма в римской философии – Секст Эмпирик.

 


Пиррон

(360 – 270 до н.э.)

Родился в городе Элиде.

Пиррон настолько последовательно придерживался, характерного для скептицизма универсального принципа сомнения, что даже на вопрос: «Пиррон ты умер?» - отвечал: «Не знаю».

Основные труды. Пиррон из принципа ничего не писал.

Философские воззрения. Центральная проблема философии Пиррона: как человеку стать счастливым? Для её решения Пиррон считал достаточно ответить на три вопроса:

- Что есть то, что нас окружает?

- Как мы должны к этому окружающему относится?

- Что следует из должного отношения?

Ответ на первый вопрос: Рассматривая всю предшествующую ему философию, Пиррон вполне справедливо указывает, что различные мудрецы по-разному объясняли происхождение и сущность мира и невозможно предпочесть одну точку зрения другой. Всякая вещь есть «это» не в большей степени, чем «то».

Отсюда следует ответ на второй вопрос: Мы должны воздерживаться от каких-либо суждений обо всем, существующем в этом мире.

Отсюда следует ответ на третий вопрос: Полнейшая невозмутимость, бесстрастность, безмятежность (атараксия), т.е. счастье.

 

 

Стоицизм.

Название Школы «стоицизм» («стоики») произошло от названия портика «Стоя» («Пестрый зал») в Афинах, где собирались первые стоики. Школа была основана около 300 года до н.э. Зеноном из Китиона.

 

Три периода в истории стоицизма:

 

Название периода Время Крупнейшие представители
Древняя стоя III – II вв. до н.э. Зенон, Клеанф, Христипп
Средняя стоя II – I вв. до н.э. Панетий, Посийдоний
Поздняя стоя I – II вв. н.э. Сенека, Марк Аврелий

 

Основные труды. До нас дошли только отдельные фрагменты сочинений стоиков начальных периодов. Но сохранилось большое количество работ Сенеки, важнейшая из которых – «Нравственные письма к Луцилию», и сочинение императора Марка Аврелия «Наедине с собой».

Философские воззрения. Классификация наук. Стоики делили науки на логику, физику (натурфилософию) и этику, сравнивая их с садом или яйцом.

 

 

Этика  
Физика
Логика
Так, логика – это ограда сада, деревья – физика, а плоды на деревьях – этика. Логика - устраняя заблуждения, учит мыслить так, как необходимо философу, поэтому необходимо знать логику, жить надо сообразно природе – отсюда необходимо знать физику. Этика – это высшая наука, так как учит нас достойному поведению.

 

 

Логика и гносеология. Стоики опирались на аристотелевскую логику, обогатив ее своими исследованиями в области языка.

Источник любого знания – ощущения. Накапливаясь в нашей памяти, ощущения и восприятия позволяют нам сравнивать черты сходства и различия объектов, выделять их существенные признаки и тем самым обосновывать понятия. Отсюда понятия (общее) не имеют самостоятельного существования вне ума, реально существуют только единичные вещи.

Физика. Космос – живое, разумное и материальное целое сферической формы и находящееся в пустоте. В едином мире различались два начала: пассивное материальное и активное идеальное – всепроникающий сперматический логос (Бог).

Космология и космогония. Саморазвитие мира, происходит циклично, каждый цикл заканчивается Мировым пожаром, когда все существующее воспламеняется и становится огнём. В начале нового цикла творческий логос-огонь, содержащий в себе семена всех вещей, порождает из себя 4 стихии, а из них все тала в мире. Космология принимается аристотелевская.

Но при этом считается, что творческий огонь в соединении с воздухом составляет «огненное дыхание» (пневму), которая принизывает весь мир и связывает его в единое целое.

Логос устраивает мир целесообразно, где все части имеют свое предназначение (телеологизм). Логос же является и природным законом, управляющим мировым развитием и тем самым судьбой, рассматриваемой как цепь причин всего происходящего в мире (детерминизм). В позднем стоицизме судьба и необходимость отождествляются (фатализм).

Антропология. Человек, как и весь космос, состоит их четырех стихий: тело – из Земли и Воды, а душа – из Воздуха и Огня (пнемы). Огненная часть души – разум – есть часть мирового разума, а душа – часть мировой души. Душа смертна, но души мудрецов могут существовать после смерти тела до очередного мирового пожара.

Этика. Конечная цель человеческой жизни – счастье. Счастье понимается как жизнь согласно природе (логосу), и только такая жизнь является добродетельной. Идеалом стоиков является мудрец достигший добродетели и бесстастия, добровольно следующий судьбе, жизнь которого и душевное состояние не зависят от внешних обстоятельств (примером считался Сократ). Стоики разработали ряд аргументов, объясняющих существование в мире зала и тем самым играющим роль теодицеи[7] – оправдания Бога.

 

 

Аргументы, оправдывающие существование в мире зла.

 

Этический Зло нужно для того, чтобы мудрецы могли в терпении и добродетели.
Физический Бог не всемогущ, его воля постоянно наталкивается на слепую необходимость природы, которая стихийно противится промыслу Бога.
Космологический То, что для части является злом, может быть добром для целого.
Логический Если бы не существовало зла, то не было бы и добра.

 

 

Эпикуреизм.

 

Эпикуреизм – философское направление, названное по имени его основоположника Эпикура. Крупнейший представитель эпикуреизма в римской философии – Тит Лукреций Кар (99 – 55 гг. до н.э.), поэма которого «О природе вещей» является в настоящее время основным источником сведений об эпикуреизме. Эпикуреизм в целом можно охарактеризовать как атомизм эллинистической эпохи.

 

Эпикур

(342 – 270 до н.э.)

Родился на острове Самос. С 14 лет начал активно заниматься наукой и философией. В 18 лет приехал в Афины, затем переехал в Малую Азию.

В 307 г. до н.э. вернулся в Афины и основал школу «Сад Эпикура». На воротах была надпись: «Странник, здесь тебе будет хорошо, здесь высшее благо - наслаждение».

Философия Эпикура представляет собой развитие античного атомизма, но сам Эпикур отрицал влияние Демокрита на своё философское учение.

Основные труды: Эпикур написал около 300 книг, но сохранилось лишь несколько писем и фрагментов. В основном учение Эпикура известно по поэме Лукреция «О природе вещей».

Философские воззрения: Главная цель философии – достижение счастья.

Классификация наук. Эпикур делил науки на физику, гносеологию (в терминологии Эпикура - канонику) и этику. «Без естествознания нельзя приобрести неомраченные наслаждения», - говорил Эпикур, отсюда необходимость изучение природы.

Физика. Все в мире состоит из атомов и пустоты. Количество атомов бесконечно, но количество их видов ограничено, хотя и необозримо. Атомы различаются не только по форме, размерами и положению (как это было у Демокрита), но еще и по весу. Пустота бесконечна, но она не одинакова во всех направлениях, так как атомы падают сверху вниз.

Эпикура не устраивает фатализм Демокрита, следующий из тезиса о причинной обусловленности всех явлений (детерминизм). Чтобы обосновать возможность свободы воли у человека, Эпикур допускает, что при движении атомы способны самопроизвольно отклоняться, а это приводит к столкновениям атомов и порождает случайность (индетерминизм).

Все существующие в мире вещи возникают и разрушаются, но атомы вечны и неизменны.

Гносеология(каноника). от всех вещей постоянно идет истечение их образов (разреженных копий). Образы предметов проникают в наши органы чувств и возникают ощущения.

Вещи постигаются посредством души, состоящей из особо тонких и подвижных атомов. Так как душа «разлита» по всему телу, то ощущения вызывают движения частиц души, находящиеся поблизости, а те передают его другим. Образ предмета в душе остается в мысли. Память есть сохранение этого образа; процесс познания состоит в мысленном сравнении одного образа с другим. При этом индивидуальные черты объектов стираются, остается общее – именно так образуются понятия.

Этика. Высшее благо в жизни – наслаждение. Наслаждение, прежде всего, есть отсутствие страданий (а вовсе не чувственные удовольствия!). лучшее средство для этого – самоустраниться от всех волнений и тревог, от общественных и государственных дел, максимальная независимость от внешних условий, отказ от необходимых желаний. Желания делятся на несколько категорий:

 

Виды желаний Примеры Должное отношение
Естественные и необходимые Простая еда, питье, одежда и т.п. Дружба, занятие науками Необходимо удовлетворять
Естественные, но не необходимые Половая жизнь Удовлетворять умеренно
Не естественные и не необходимые Предметы роскоши, изысканная еда и т.п. Почет слава Полный отказ

 

Кинизм.

 

Название школы произошло от названия холма в Афинах.

Основоположник кинизма – Антисфен (444 – 368 гг. до н.э.), который сначала учился у софиста Горгия, а затем - у Сократа.

Самый знаменитый киник – Диоген Синопский (400 – 323 гг. до н.э.) – ученик Антисфена; часто именно Диогена называют истинным основоположником кинизма.

Основные труды. Ни одна работа киников до нас не дошла. Известны только отдельные фрагменты из них.

 

 

Школа киников:

 

Горгий

Сократ Антисфен Диоген Синопский Кратет

       
   
 


Онесикрит Метрокл

Гиппархия

Бион Борисфенский

Философские воззрения. Киники не стремились к построению и законченной теории бытия, теории познания и т.п. Их целью было воплощение их философских идеалов в жизни, создание и пропаганда особого «кинического» образа жизни. Их философия – философия отщепенцев, которые сомнительно ставили себя вне общества, отбрасывали общепринятую мораль и нормы поведения, бравировав этим и возводив такое поведение в принцип. Киники призывают индивида опираться только на самого себя, считая это единственным путем для обретения высшей ценности, - духовной свободы, независимости от мира и других людей.

Они презирали знатность и богатство, считая последнее аморальным и «с наслаждением презирали самое наслаждение», пренебрегали образованностью и воспитанием.

Отношение к Богам. Киники не отрицали существование Богов, но считали, что у них ничего не надо просить, чтобы не утратить свою независимость.

Судьба учения. Учение киников во многом повлияло на этику стоиков; презрение к материальным благам и образ жизни киников способствовал становлению христианских идеалов аскетизма.


Выводы.

 

Подводя итоги развития греческой философии раннего и классического периодов, можно отметить формирование трех направлений в философии, сыгравших значительную роль во всей истории философии.

 


 

 
 

Однако во многих случаях принадлежность к монизму, дуализму и плюрализму была строгой, что хорошо видно из следующей схемы. Тем не менее, в силу традиции многое философы безоговорочно причисляются к определенному направлению.

 


Материальные первоначалаИдеальные первоначала

 
 


Фалес

 

 
 
Воздух  


Анаксимен

       
   
 
Огонь  
 

 


Гераклит Эмпедокл

       
   
Вражда
 
Земля  
 

 


Ксенофан

 

 
 
Айперон  


Анаксимандр

 
 
Числа


Пифагор

 

       
 
Гомеомерии
 
Нус (Ум)


Анаксагор

 
 

 


 

 

Парменид

Зенон

 

Атомы и пустота
Левкипп

Демокрит

 

 

 
 

 


Платон

 

       
 
Материя
 
Форма


Аристотель

 

 

Схема. Виды первоначал в древнегреческой философии.


[1] В данном случае термин «диалектика» используется в современном смысле, т.е. как учение о постоянной и принципиальной изменчивости, подвижности мира.

2 Пифагору приписывается доказательство «теоремы Пифагора» и превращение математики из эмпирической в теоретическую науку; также он внес свой вклад в развитие астрономии.

От периода эллинизма до нас дошёл ряд легенд о Пифагоре, например, что у него было золотое бедро, что его одновременно видели в двух разных городах, что Пифагор помнил свои предыдущие рождения и его первое воплощение на земле было в виде сына бога Гермеса.

[3] Сохранилась легенда о том, как Пифагор пришел к этой идее. Однажды он проходил мимо кузницы и заметил, что неодинаковые по весу молоты, ударяясь о наковальню, издают звуки разной высоты. Эта зависимость может быть выражена числами, следовательно, «число владеет вещами».

[4] Понятие – это форма мышления, в которой мы по существенным признакам выделяет группу объектов, отвлекаясь при этом от индивидуальных свойств этих объектов.

[5] «Телео» на древнегреческом языке означает «цель». Телеология – философское учение, в котором утверждается целесообразное устройство мира, при котором все исходящее в мире трактуется как соответствующее каким-то природным или божественным целям.

[6] Название «Ликей» возникло потому, что школа располагалась в роще, посвященной Апполону Ликейскому (Волчьему).

[7] Сам термин «теодицея» был введен в философию Лейбницем в XVIII веке.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...