Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

9.3. информационно-психологическая война




 

В информационно-психологической борьбе главными объектами нападения и защиты являются психика личного состава вооруженных силовых структур, населения проти- востоящих сторон, системы формирования общественного мнения и принятия решений. Такая борьба ведется метода- ми и средствами информационно-психологического воздей- ствия, ориентированного на войска и население по обе сто- роны «фронта».

Под информационно-психологическими воздействиями пони- маются информационные воздействия на психику, в первую очередь на сознание человека и сообществ людей, проявляю- щиеся в изменении восприятия ими реальной действительно- сти, коррекции своего поведения и принятия решений, а также, в некоторых случаях — в изменении физиологического состо- яния организма человека. Так, информационно-психологиче- ские воздействия в политической сфере понимаются как ис- пользование дипломатических, военно-демонстрационных, экономических, политических, информационных приемов для прямого или косвенного воздействия на мнение, настроения, чувства и, в итоге, на поведение другой стороны с целью пода- вить волю, заставить действовать под диктовку.

Информационно-психологические методы и средства пси- хотехнологий подразделяются на открытые и скрытые, поло- жительные и негативные и деструктивные, преследующие яв-


 

ные и скрытые цели. Открытые психотехнологии реализуются с помощью честных «чистых» и обманных «грязных» методов и приемов. Информационно-психологические воздействия скрытого типа направлены на прямую манипуляцию сознани- ем человека через его подсознание путем применения скрытых психотехнологий, когда объект воздействия не осознает самого факта воздействия. Указанные скрытые воздействия включа- ют психотропные (техногенные) средства, а также суггестивные (внушение, массовый гипноз) и психотропные (фармаколо- гические) воздействия. Психофизические воздействия имеют скрытую насильственную направленность на психику и под- сознание человека с целью безусловной модификации созна- ния, поведения и здоровья в нужном для воздействующей сто- роны направлении. Стремление скрыто воздействовать через подсознание человека осуществляется современными психо- технологиями, в том числе с применением сверхслабых энер- гоинформационных взаимодействий. В данный момент многие аналитики обращают внимание на нарастающее со стремитель- ной скоростью совершенствование старых и на появление но- вых информационных психотехнологий, составляющих реаль- ное оружие и опасность для интеллекта отдельной личности и народа в целом, его армии, силовых структур, руководящих органов власти.

До последнего времени главным объектом воздействия ут- верждалось сознание человека. Считалось непреложной ис- тиной, что осязаемые эффекты могут быть восприняты на- шим сознанием тогда и только тогда, когда они критически осмыслены нашим сознанием, пройдут через фильтр нашей оперативной памяти, а лишь потом отложаться в хранилище памяти — в нашем подсознании, прямой доступ к которому ка- тегорически закрыт. Подсознание рассматривается скорее как нечто мифическое, эфемерное как нечто спящее, неактивное, не способное влиять на «здравые» мысли и поступки лично- сти. Новейшие исследования убедительно доказали, что наша


 

оперативная память, формирующая наш здравый смысл, — это всего лишь малая часть от нашей суммарной памяти, которой обладает человек. Главный ее резерв и хранилище — наше подсознание. В подсознании содержится от 70 до 99 процен- тов объема нашей памяти (всех знаний). Отсюда огромный интерес к раскрытию резервных возможностей человека пу- тем прямого воздействия на его подсознание. Попытка «рас- копать» глубинные залежи нашего мозга направлена на ак- тивное задействование подсознания в оперативный процесс мышления, когда реализуются феноменальные возможности человека по запоминанию информации, по фантастической скорости счета, по раскрытию его парапсихических способно- стей. С другой стороны, за этим стоит желание научиться пря- мо воздействовать на подсознание людей, программировать их на определенные мысли и поступки. Подобные действия влекут за собой не только фундаментальные сдвиги в подсо- знании и психике людей, но и изменение их мировоззренче- ских позиций.

Стремление воздействовать на человека напрямую через его подсознание выражено в разработке самых различных методов, при использовании которых объект воздействия не осознает ни цель, ни даже сам факт воздействия. Их коренное отличие от информационных воздействий открытого типа заключает- ся в том, что они скрытно, то есть без ведома объекта воздей- ствия, лишают его права самостоятельного выбора логически обоснованных решений, свободы выбора своего поведения, исполнения желаний, выражения эмоций и даже психофизио- логического состояния организма (настроения, здоровья). Это достигается либо предварительным введением объекта воздей- ствия в измененное состояние сознания, либо внедрением ма- нипулирующей информации на фоне отвлекающих сообщений прямо в подсознание, минуя этап критического восприятия ее сознанием человека. В востребованное время эта информация по условному сигналу (паролю) с уровня подсознания всплыва-


 

ет в сознании и воспринимается человеком как его собственные мысли и убеждения. В соответствии с заложенной программой человек — объект воздействия — организует свое поведение, принимая решения. В предельном варианте этот человек в ре- зультате информационно-психологического воздействия скры- того типа превращается в зомби, который безотказно выполняет волю своего повелителя. Человек, подвергшийся «программи- рованию», внешне ведет себя так же, как обычный человек, и не подозревает о том, что он «запрограммирован». Он среа- гирует только на ключевую команду, переданную ему в нужное время. После выполнения задания человек-зомби даже не осоз- нает, что он сделал по этой команде, — программой ему «при- казали» забыть этот факт. В подсознание такого человека мож- но заложить и несколько спецпрограмм.

Использование психотропных средств возможно и в военных целях, что позволяет говорить о психотропном оружии, кото- рое может применяться как отдельно, так и в сочетании с дру- гими средствами воздействия.

Итак, по мере повышения роли информации и информа- ционных технологий в жизнедеятельности человека проти- воборство между государствами, политическими партиями, транснациональными корпорациями и международными тер- рористическими организациями стало приобретать новые фор- мы. В настоящее время ученые из разных стран в основном про- анализировали систему закономерностей информационной борьбы. Они связывают воедино явления и процессы, проте- кающие в различных сферах: экономической, политической, духовной, военной. Закономерности информационной борь- бы выступают как отношения не только между материальны- ми факторами, но и между активно действующими в ней ду- ховными силами.

Если до конца 40-х гг. XX в. информационная борьба меж- ду государствами в основном велась в период боевых действий


 

и подчинялась военной стратегии, то сегодня она ведется прак- тически постоянно и повсеместно. Необходимо пристальное внимание политиков и международной общественности, чтобы своевременно увидеть и по возможности предотвратить угро- зу перехода от информационной борьбы к более агрессивным и разрушительным формам.

Возрастает необходимость создать условия для заключения многосторонних международных соглашений о запрещении применения средств технологического воздействия на наци- ональные информационные ресурсы, определить принципы контроля использования информационных систем и сформи- ровать основные приоритеты в проводимой международными организациями политике интеграции национальных сегмен- тов информационных систем в единую мировую информаци- онную инфраструктуру. Традиционно для разрешения задач внешней политики используются экономические, диплома- тические, идеологические, культурные и другие «невоенные» средства. Сегодня к этому перечню средств можно добавить информационные технологии.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Чем отличаются понятия «информационная война» и «ин- формационное противоборство»?

2. Чем отличается информационная война от обычного во- оруженного конфликта?

3. Какие виды информационных войн Вы можете выделить?

4. Приведите пример межкорпоративной информационной войны.

5. Можно ли рассматривать рекламу как средство ведения информационной борьбы?

6. Какие приемы ведения информационной войны исполь- зуются во время предвыборных кампаний, приведите при- меры.


 

7. Что такое информационное оружие? Какие виды оружия применяются в ходе ведения информационной войны?

8. Каковы цели информационной войны?

9. Каковы средства и методы защиты от информационно- технического оружия?

10. Каковы особенности информационно-психологической войны?


 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...