Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.




Из положений ГОСТ Р 1.12-2004 следует, что под общероссийским классификатором (технико-экономической и социальной информации) необходимо понимать разработанный и принятый в соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании» нормативный документ, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и (или) классификационных группировок и принятый на соответствующем уровне стандартизации.

В целях реализации положений Закона «О техническом регулировании» Правительством РФ было утверждено Положение о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области. В этом Положении устанавливается порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности и налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов [1, 17].

. Стандарты организаций.

Под стандартом организации в рамках ГОСТ Р 1.12-2004 понимается стандарт, утвержденный и применяемый организацией для целей стандартизации, а также для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Учитывая общую целевую направленность стандартизации как одного из основных элементов технического регулирования, деятельность по стандартизации в каждой конкретной организации должна быть направлена на повышение качества и безопасности продукции, связанных с ней процессов, работ и услуг, и, в целом, на достижение максимального экономического эффекта, обеспечиваемого с учетом передовых достижений науки и технологий посредством применения в разрабатываемых и утверждаемых в организации стандартах требований [1, 17].

. Своды правил.

Наиболее распространенными из них являются документы в сфере строительства, в том числе - строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП), а также документы в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (санитарные нормы и правила - СанПиНы), нормы пожарной безопасности.

До момента принятия Закона «О техническом регулировании» СНиПы и СП имели четко обозначенный правовой статус нормативных документов, требования которых носили соответственно обязательный и рекомендательный характер. Однако Закон изменил этот статус, закрепив в ст.2 единое понятие "свод правил", как документа в области стандартизации, применение которого осуществляется на добровольной основе. В дополнение к этому следует добавить, что СНиПы, принятые до момента вступления настоящего Закона в силу и не отменные в официальном порядке, подлежат обязательному исполнению (наряду с другими аналогичными нормами) в соответствии с положениями п.1 ст.46 Федерального Закона «О техническом регулировании».

В связи с последними изменениями законодательства, к документам в области стандартизации также можно отнести:

● международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов (введено Федеральным законом от 30.12.2009 N 385-ФЗ);

● надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации (введено Федеральным законом от 30.12.2009 N 385-ФЗ) [6].

 


2. СТАНДАРТЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

стандарт нормативный документ регулирование

В Федеральном законе «О техническом регулировании» появилась, новая категория документов в области стандартизации - стандарты организаций. Им посвящена ст.17 Федерального Закона «О техническом регулировании», в п.1 которой раскрывается, как следует понимать термин организации, в том числе коммерческие, общественные, научные, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц.

Стандарт организаций - это документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, реализации, выполнения работ или оказания услуг [1].

Используемое в Федеральном Законе понятие «организация» охватывает все те организации, которые в действующем Федеральном Законе «О стандартизации» были названы предприятиями, их объединениями, научно-техническими и инженерными обществами, а так же другими объединениями.

В соответствии с Федеральным Законом стандарты организаций фактически занимают низшую иерархическую ступень в общей системе документов по стандартизации, используемых на территории Российской Федерации, что, не умаляет ни их значимости, ни практической ценности. С точки зрения практического применения в конкретной организации, они являются первостепенными руководящими документами, в которых с учетом соответствующей специфики юридически закрепляются локальные требования, нормы и правила, необходимые для обеспечения деятельности организации в сфере технического регулирования [14].

Стандарты организаций могут разрабатываться на применяемую в данной организации продукцию, процессы и оказываемые в ней услуги, а также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией на стороне, и оказываемые ею на стороне услуги в соответствии с заключенными договорами [7].

 

2.1 Объекты стандартизации внутри организации

 

К объектам стандартизации внутри организации относятся:

· процессы организации и управления производством;

·         составные части (детали и сборочные единицы) разрабатываемой или изготавливаемой продукции;

·         процессы менеджмента;

·         технологическую оснастку и инструмент;

·         технологические процессы, а также общие технологические нормы и требования с учетом обеспечения безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды и имущества;

·         методы и методики проектирования, проведения испытаний, измерений и (или) анализа;

·         услуги, оказываемые внутри организации (в т.ч. и социальные);

·         номенклатуру сырья, материалов, комплектующих изделий, применяемых в организации;

·         процессы выполнения работ на стадиях жизненного цикла продукции.

В форме стандартов организаций также можно отразить вопросы, связанные с обеспечением соблюдения требований технических регламентов и применением в конкретной организации национальных российских стандартов, международных и межгосударственных стандартов, национальных стандартов других стран, а также стандартов иных организаций [14].

В качестве основных объектов для стандартов организаций выступают продукция и услуги, являющиеся результатом работы организаций. Не исключается разработка стандартов организации и на полученные в результате научных исследований принципиально новые виды продукции, процессы, услуги, методы испытаний (на нетрадиционные технологии, принципы организации и управления производством и другими видами деятельности, а также с целью распространения и использования результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов). Подобные стандарты организации, как правило, ориентированы на внешнее применение [14, 7].

В качестве субъектов - потенциальных разработчиков стандартов организаций, выступают организации, под которыми понимаются юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающие по своим обязательствам этим имуществом, способные от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде, а также имеющие самостоятельный баланс или смету и зарегистрированные в установленном порядке в качестве таковых. К таким организациям Федеральный Закон, относит: коммерческие, общественные, научные, саморегулируемые организации [7].

 

2.2 Цели и преимущества разработки стандартов организаций

 

Цели разработки стандартов организаций аналогичны целям создания национальных стандартов. Эти цели обозначены в ст.11 Федерального Закона «О техническом регулировании». Кроме того, положения рассматриваемой статьи предусматривают разработку стандартов организаций в целях:

- совершенствования производства;

- обеспечения качества продукции, выполнения работ и оказания услуг;

распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов исследований, измерений и разработок [1].

К общим целям стандартизации (согласно ст.11 Федерального Закона «О техническом регулировании») относятся:

 повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;

 содействие соблюдению требований технических регламентов;

 повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 обеспечение научно-технического прогресса;

 повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

 рациональное использование ресурсов;

 техническая и информационная совместимость;

 сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

 взаимозаменяемость продукции.

Таким образом, в любой организации можно выявить значительное число задач, которые целесообразно решать с помощью стандартизации, проводимой на уровне данной организации, исходя из определения термина стандартизация.

Преимуществом стандартизации на уровне организации (перед национальной стандартизацией) является возможность установить свои четкие правила разработки и применения собственных стандартов с учетом специфики структуры организации и (или) области ее деятельности.

Существуют и другие виды текстовых документов, призванных решать те же задачи, что и стандарты. К этим документам на уровне организаций относятся: различные инструкции (в том числе технологические), правила, нормы, положения, технические условия, методики испытаний, руководящие документы, регламенты (в том числе технологические), рекомендации.

Общие правила построения, изложения, оформления и обозначения отдельных видов документов установлены на национальном уровне (в первую очередь, в межгосударственных стандартах, действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов). Поскольку эти стандарты нередко входят в комплексы стандартов (в данном случае Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и Единой системы технологической документации (ЕСТД)), то для них характерна излишняя сложность структуры и содержания, а кроме того, они ориентированы преимущественно на крупные предприятия, в первую очередь машиностроительной и приборостроительной отраслей промышленности. Причем установленные в этих стандартах формы документов давно устарели, так как большинство предприятий оформляет, хранит и передает подобную документацию в электронном виде [14].

Ст.46 Федерального Закона «О техническом регулировании» отменила необходимость соблюдать требования к продукции и процессам ее производства, установленные в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, которые направлены:

 на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

 на охрану окружающей среды, в том числе жизни и здоровья животных и растений;

 на предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей [1].

Поэтому сейчас для большинства предприятий проще самостоятельно решать стоящие перед ними задачи технического характера, используя для этого собственную систему стандартизации. При этом следует учитывать, что согласно п.1 ст.17 Федерального Закона «О техническом регулировании» порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений ст.12 Федерального Закона, а в соответствии с п.2 ст.17 данного закона стандарты организаций применяются вне зависимости о того, кто является изготовителем, исполнителем, продавцом, приобретателем [1, 10].

Собственные стандарты организации могут быть не только у предприятий - изготовителей продукции, но и у организаций (предприятий) - потребителей продукции. В таких стандартах можно устанавливать требования к закупаемой организацией продукции. В этом случае предприятия-изготовители будут ориентироваться на эти требования и, заключив досрочный договор на поставку соответствующей продукции со ссылкой на стандарт организации-потребителя, начнут ее производство по данному стандарту.

Новый статус стандартов организаций позволяет использовать эту категорию вместо стандартов отраслей и технических условий в тех случаях, когда данные документы разрабатывают отраслевые научно-исследовательские организации для распространения среди предприятий данной отрасли. Переход на стандарты организаций упростит процедуру утверждения разрабатываемых документов, так как отпадет необходимость их согласования, утверждения и (или) регистрации в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, как это проходило для стандартов отраслей [14].

Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов. Стандарты организаций также не могут противоречить национальным стандартам, обеспечивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК и других международных организаций, к которым присоединилась Российская Федерация, а также стандартам, разработанным для обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации [1, 7].

Требования стандартов организации подлежат соблюдению в организации, утвердившей данный стандарт, и ее структурных подразделениях (в случае корпоративной или ведомственной подчиненности) с момента (даты) введения стандарта в действие. Требования стандартов организации к продукции, процессам, работам и услугам подлежат соблюдению и другими субъектами предпринимательской деятельности и приобретателями, но только в том случае, если эти стандарты организации указаны в сопроводительной технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг в договоре (контракте) [7, 10].

Стандарт организации, разработанный и утвержденный одной организацией, может использоваться другой организацией в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией, в котором при необходимости предусматривается положение о получении информации о внесении в стандарт последующих изменений [7].

На сегодняшний день стандарты организаций являются важным средством на пути модернизации отечественной нормативной базы в области технического регулирования. Организации, разработавшие и утвердившие стандарт на продукцию, поставляемую на внутренний или внешний рынок, могут при необходимости подавать свои предложения для разработки национальных стандартов на базе своих собственных. Порядок представления и оформление предложений в таком случае осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2004. В связи с этим организациям следует максимально использовать предоставленную Федеральным Законом возможность - разработку и активную апробацию собственных стандартов организации, поскольку именно в них отражаются основные требования к качеству выпускаемой продукции, выполняемым работам и оказываемым услугам [14, 17].

 


3. ПРОЦЕДУРА РАЗРАБОТКИ СТАНДАРТА ОРГАНИЗАЦИИ

 

Разработка стандарта организации основывается на правилах национальной системы стандартизации. Анализ разработки стандарта организаций проводился главным образом согласно положений ГОСТ Р 1.4-2004 и ГОСТ Р 1.5-2004.

Этапы процедуры разработки стандарта организации представлены в рисунке 1:

 

Рисунок 1. Блок-схема этапов процедуры разработки стандарта организации.

1.
Организационная подготовка.

Деятельность по разработке и внедрению стандарта начинается с издания директором данной организации приказа о создании рабочей группы и утверждении плана разработки стандарта. Форма приказа дана в приложении А.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...