Часть 1. Перелом политических тенденций в свете социогических данных
ЧАСТЬ 1. ПЕРЕЛОМ ПОЛИТИЧЕСКИХ ТЕНДЕНЦИЙ В СВЕТЕ СОЦИОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ 1. 1. Динамика рейтингов доверия
ФОМ регулярно публикует рейтинги доверия к первым лицам государства: президенту Д. Медведеву и премьер-министру В. Путину. Отметим, что рейтинг доверия и электоральный рейтинг – это не одно и то же (необходимые пояснения по этому поводу даются ниже). Рейтинг доверия – это рейтинг, основывающийся на вопросе типа: «Доверяете ли Вы такому-то лицу? ». Ответы на него сгруппированы в пятичленную шкалу: · полностью доверяю. · скорее доверяю. · отчасти доверяю, отчасти нет. · скорее не доверяю. · полностью не доверяю.
Сумма ответов на первые две позиции шкалы образует рейтинг доверия (позитивный рейтинг), а на последние две – рейтинг недоверия (негативный рейтинг). В таблице 1 показана динамика рейтингов доверия к первым лицам государства и ведущим политическим партиям с мая 2009 по март 2011 гг. В отношении политических партий приведены электоральные рейтинги, поскольку рейтинги доверия к ним ФОМ не замеряет. Из таблицы следует, что все позитивные рейтинги имеют тенденцию к снижению, а негативные – к росту. Особенно явно эта тенденция проявила себя в феврале-марте 2011 г. (в таблице это не показано, но соответствующие данные имеются на сайте ФОМа). Динамика рейтингов практически одинакова и для президента, и для премьер-министра, и для «Единой России». Это означает, что наметившаяся тенденция касается не того или иного конкретного лица, а политической системы в целом, что свидетельствует о процессе ее делегитимизации. О беспрецедентном падении рейтингов доверия к Д. Медведеву и В. Путину свидетельствует также мартовский опрос Левада-центра (см. http: //www. levada. ru/press/2011032401. html).
Таблица 1. Динамика рейтингов доверия к первым лицам государства и ведущим политическим партиям (ФОМ)
Тенденция к делегитимизаци сегодняшней российской власти проявила себя не только в снижении рейтингов, но и в результатах голосования на региональных и муниципальных выборах 13 марта 2011 г., в ходе которых, невзирая на использование административного ресурса, «Единая Россия» получила небывало низкие результаты.
1. 2. Динамика электоральных рейтингов
Ситуация с электоральными рейтингами к первым лицам государства более сложна и требует пояснений.
1. 2. 1. Что такое электоральный рейтинг
В основе электоральных рейтингов лежит вопрос: «За кого проголосуете на ближайших выборах? ». Электоральные рейтинги бывают безальтернативные и альтернативные. Безальтернативные рейтинги измеряются с помощью вопроса типа: «Предположим, что Д. Медведев выдвинет свою кандидатуру на следующий президентский срок. Вы проголосуете за него или нет? ». Величина таких рейтингов близка (но не тождественна) к величине рейтингов доверия, публикуемых ФОМом. Альтернативный рейтинг предполагает выбор, заложенный в формулировку вопроса, например: «За кого Вы проголосуете: Д. Медведева, В. Путина, за кого-то третьего или ни за кого? »
С момента избрания Д. Медведева президентом России ведущие социологические службы публиковали только рейтинги доверия к первым лицам государства, но не публиковали альтернативные электоральные рейтинги, хотя замеры такого рода должны были осуществлять регулярно. Причины такого положения будут объяснены ниже.
1. 2. 2. О российских социологических центрах
В России политическими опросами на регулярной основе занимаются три организации: ВЦИОМ, Левада-центр, ФОМ. Пока В. Путин был президентом, ВЦИОМ и ФОМ были «кремлевскими» социологическими центрами, а Левада-центр - оппозиционным. С приходом Д. Медведева ВЦИОМ и ФОМ стали «промедведевскими» по должности, а Левада-центр - по убеждениям и/или в соответствии с идеологией заказчиков. Правда, в последнее время появилось нечто новое: поскольку их руководителям неизвестно, кто станет следующим президентом России, «кремлевские» службы стали вести себя осторожнее. Так или иначе, в настоящее время можно говорить о том, что среди социологических организаций сложился пул, связанный общими интересами. Как следствие, эти организации засекречивают ключевую социологическую информацию, в первую очередь, об альтернативных электоральных рейтингах доверия к первым лицам государства. В августе-сентябре 2010 г. в СМИ появились сообщения, что электоральные рейтинги доверия к первым лицам государства практически сравнялись. При этом нигде не было объяснено, идет ли речь о безальтернативных или альтернативных рейтингах. Но если в первом случае такое сближение выглядело возможным, то во втором, по всем имеющимся в доступности данным, оно выглядит нереальным. В альтернативных электоральных рейтингах В. Путин уверенно лидирует. Тезис о превосходстве альтернативного электорального рейтинга В. Путина подтверждается, в частности, данными многих локальных социологических опросов, проводившихся как ЦСР, так и другими организациями. Существуют и другие подтверждения этого тезиса, которые, при необходимости, могут быть представлены. 1. 2. 3. Результаты количественных опросов ЦСР
На протяжении 2010–2011 гг. ЦСР проводил ряд социологических исследований, включавших в себя политическую составляющую. Главные результаты состоят в следующем.
Во всех опросах рейтинг Д. Медведева был в 1, 5–2 раза ниже рейтинга В. Путина. Такие же результаты получали и другие исследователи, работавшие в различных регионах России в тот же период. Согласно опросам, набирает силу тенденция роста рейтинга «Проголосую за кого-то третьего, не за Д. Медведева или В. Путина». Данная тенденция особенно выражена у мужчин. Политическое значение этого индикатора будет объяснено ниже. В возрастных группах наименьший рейтинг Д. Медведева наблюдается в старшей трудоспособной группе (35–54 лет). Эта возрастная группа выглядит наиболее «озлобленной». За Путина эта группа также голосует мало, а в основном переходит в категорию не голосующих. Возможная причина «озлобленности» этой возрастной группы состоит в том, что на нее ложится основная нагрузка по воспитанию детей и помощи престарелым родителям (на фоне ухудшающихся возможностей трудоустройства и снижающегося потенциала здоровья). Эта гипотеза нуждается в проверке. Москва отличается от других российских городов тем, что доля не голосующего электората в ней вдвое выше, чем в других регионах (52% против 26%). Вместе с тем, именно москвичи де-факто формируют информационное пространство России (СМИ и интернет). Политический ресурс московского среднего класса состоит не в голосовании, а в генерировании информационных потоков (в настоящее время неблагоприятных для власти). Для иллюстрации сказанного будут представлены результаты двух последних по времени опросов, проведенных ЦСР: 1. Опрос населения в марте 2011 г. Города: Москва, Владимир, Краснодар, Самара, Красноярск. Объем выборки - 600 чел. 2. Опрос в феврале 2011 г. Город Новокузнецк. Респонденты – работники угольной, металлургической и химической промышленности. Объем выборки - 600 чел.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|