Часть 3. Возможные действия по смягчению политических рисков
ЧАСТЬ 3. ВОЗМОЖНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПО СМЯГЧЕНИЮ ПОЛИТИЧЕСКИХ РИСКОВ
3. 1. Цели и задачи политической трансформации
В складывающихся условиях первоочередными задачами мер по смягчению политических рисков являются обновление политического контента и выдвижение новой когорты политических лидеров (не только первых лиц государства, но и политиков второго-третьего эшелонов). Эти два процесса должны быть тесно взаимоувязаны. Как было показано выше, новый контент уже не вызовет доверия, если будет исходить от прежних лидеров. С другой стороны, выдвижение новых лиц без обновления содержания политической повестки тоже является бесперспективным. Государственный политический контент в России в последние годы все больше приобретал сходство с дискредитировавшей себя риторикой съездов КПСС поздней советской эпохи. Как показали социологические исследования, проводившиеся еще в 1987 г., эта риторика воспринималась населением, с одной стороны, как правильная («они правильные слова говорят»), но с другой – как предельно скучная и не имеющая отношения к жизни. В результате еще в «застойное» время подспудно нарастал запрос на другую риторику, которая перестанет быть демагогическим фасадом неприглядной действительности, но будет отражать настоящую «правду жизни» и ее проблемы. В результате, когда в ходе перестройки «риторика съездов» была прорвана, население оказало массовую поддержку новому политическому контенту и высказавшим его новым политическим фигурам. Высказывания респондентов в сегодняшних фокус-группах поразительно напоминают те, которые звучали во второй половине 80-х гг. Нарастающий запрос населения на прорыв официозной риторики и переход к политическому контенту, отражающему «правду жизни», создает риск неуправляемого развития ситуации по тем направлениям, которые были описаны в предыдущем разделе. Поэтому необходимо уже сегодня планировать и реализовывать меры, направленные на плавное и легитимное изменение политических институтов, которые будут в состоянии проводить ответственную политику (экономическую, социальную, национальную и др. ).
Разработка конкретного содержания таких мер требует серьезной общественной дискуссии, которая фактически уже идет в публичном пространстве. В порядке обсуждения мы выдвигаем ряд возможных сценариев адаптации политической системы страны к изменившейся общественно-политической обстановке, включающих развитие элементов политической конкуренции. Российское общество и общественные институты, хотя и не всегда последовательно, движутся к постиндустриальному обществу, в котором существует массовый средний класс, являющийся основой стабильной демократии. В частности, этот класс значительно менее, чем современное российское общество, склонен к перераспределительному популизму, снижающему устойчивость конкурентных политических систем и их способность обеспечивать экономическое развитие. При темпах экономического роста 4-5% в год (а при отсутствии политических потрясений это представляется вполне возможным) Россия уже через 10 лет достигнет уровня социально-экономического развития, при котором мнимые тупики сегодняшнего состояния (типа отсутствия альтернативных политических лидеров и условий для политической конкуренции) перестанут быть актуальными. Возникнут новые стандарты политической свободы, которые ни одно правительство уже не сможет игнорировать. В новой общественной среде естественным образом будут возникать новые лидеры, которые легко смогут приходить в политику.
Цель политической трансформации сегодня – «перезагрузить кредит доверия», чтобы открыть окно для продолжения экономического роста в ближайшие 5-10 лет. Если не обеспечить «перезагрузки доверия», необходимой для продолжения социально-экономических реформ и устойчивого развития экономики, то надвигающийся политический кризис может надолго (возможно – на целое десятилетие) отодвинуть вхождение России в группу развитых стран и ослабить ее позиции в общемировой глобальной конкуренции. Цель данного раздела – положить начало более широкой дискуссии о возможных действиях, позволяющих смягчить протекание политического кризиса и придать ему конструктивную направленность в плане проведения политических изменений, позволяющих преодолеть нарастающее недоверие общества к власти.
Первый сценарий трансформации. Этот сценарий состоит из трех этапов, которые сначала будут описаны без учета имеющихся юридических ограничений. Затем эти ограничения будут проанализированы под углом зрения их совместимости с этим сценарием. Первый этап трансформации связан с использованием выборов в Государственную Думу для «перезагрузки кредита доверия» и развития конкурентной политической модели. Это предполагает отказ от попыток любой ценой добиться парламентского большинства для «Единой России» и формирование после выборов коалиционного правительства, опирающегося на поддержку двух или более партий, включая «Единую России», не обладающую большинством голосов в Думе. Неэффективность существующей парламентской оппозиции не нуждается в комментариях. Однако кооптация даже имеющихся оппозиционных партий в состав правящей коалиции и в сформированное при их участии правительство послужит мощным сигналом готовности всерьез учитывать настроения в обществе. Для самих политических партий непосредственное участие в работе правительства послужит дисциплинирующим фактором, стимулирующим ответственное политическое поведение. Иллюстрацией такого подхода служит правительство Е. Примакова, сформированное после дефолта 1998 г. Это правительство продемонстрировало способность к проведению ответственной экономической политики. Оно положило начало десятилетию самого быстрого экономического роста в истории страны и в этом смысле является одним из наиболее успешных в современной России. Его достижения открыли окно возможностей для появления нового политического лидера и полномасштабной «перезагрузки кредита доверия».
Наряду с выравниванием баланса между «Единой Россией» и другими существующими партиями необходимо положить начало процессу обновления партийного поля. В первую очередь необходимо создание партии, выражающей интересы среднего класса Москвы и других крупных российских городов. Оппозиционность московского среднего класса по отношению к В. Путину и «Единой России» проявилась гораздо раньше, чем в других слоях населения. По оценкам ЦСР, средний класс составляет около 40% населения Москвы и около 30% населения других крупных городов. Это достаточно крупный, хотя и не во всем однородный сегмент электората, который фактически не имеет своего представительства во властных структурах. Между тем, средний класс – это не только достаточно многочисленная, но и наиболее квалифицированная часть российского общества, более всех остальных заинтересованная в модернизации страны и лучше всех понимающая, что такая модернизация может означать на практике. Массовая оппозиционность среднего класса, выражающаяся в неучастии в выборах, но одновременно в очень высокой информационной активности, направленной против власти, – верный признак того, что политический курс страны стал неправилен, а состав лидирующих политических сил требует обновления. Важно отметить, что средний класс, особенно московский и санкт-петербургский, - наименее радикализованная и потому наиболее конструктивная часть российского общества, способная мыслить рассудочно и не допускать перехлеста негативных эмоций. Демонстративное пренебрежение точкой зрения среднего класса, наблюдавшееся на протяжении последнего десятилетия, было большой политической ошибкой российской власти. Рост политического самосознания среднего класса крупных городов открывает окно для быстрого, еще до выборов в Государственную Думу, создания новой политической партии, ориентированной на запросы этой прослойки. Если власти не будут целенаправленно препятствовать ее формированию и ее предвыборной деятельности, она приведет к избирательным урнам большое число протестно настроенных, но не голосовавших избирателей. При неизбежном первоначальном популизме и дефиците конструктивных идей такая партия все же способна войти в правительственную коалицию. Вместе с ней нарождающийся российский средний класс начнет на собственном опыте проходить школу ответственной политики.
Второй этап связан с выборами Президента России. Быстро падающий кредит доверия к первым лицам российского государства ставит под сомнение (хотя при соответствующих политических изменениях и не исключает) возможность их избрания демократическим путем. Многие эксперты уже сегодня высказывают мысль, что в рамках инерционного политического сценария для организации победы на президентских выборах одного из членов «тандема» (неважно, Д. Медведева или В. Путина), потребуется гораздо более жесткое использование административного ресурса, чем когда-либо ранее. В результате процесс делегитимизации власти получит дополнительное ускорение и новый Президент России фактически будет лишен возможности эффективно исполнять свои функции в условиях объективно очень сложной ситуации. Отсутствие в стране эффективной власти может открыть путь для реализации самых деструктивных политических сценариев после президентских выборов. Для того чтобы, опираясь на результаты парламентских выборов и начало работы коалиционного кабинета, можно было сформировать новый политический контент, а также выдвинуть новые политические фигуры, способные проводить ответственную политику и завоевать голоса избирателей на выборах президента, необходимо время. Поэтому представляется необходимым увеличить интервал между парламентскими и президентскими выборами, осуществив перенос последних на лето или осень 2012 г. Третий этап – перераспределение функций между Президентом и парламентом. Рентоориентированность российской экономики и концентрация власти в руках Президента при отсутствии достаточных сдержек и противовесов ведет к опасной и демонстративной концентрации коррупции внутри административной вертикали. Сохранение такой системы в неизменном виде будет препятствовать восстановлению доверия населения к власти. Необходимо усиление сдержек и противовесов. В качестве первых шагов, направленных на восстановление баланса полномочий российских политических институтов, целесообразно усилить роль парламента и правительства при некотором ограничении объема полномочий Президента. В данном случае речь не идет о масштабных изменениях конституционного характера, способных превратить Россию в парламентскую республику. Необходимы минимальные, но последовательные шаги, снижающие зависимость правительства от политического вмешательства в его деятельность со стороны Президента и его администрации и усиливающие его подотчетность парламенту. В частности, речь может идти о закреплении партийного принципа формирования состава кабинета в рамках решений парламентского большинства при ограничении вмешательства в этот процесс со стороны Президента.
Второй сценарий политической трансформации предполагает отдаление политических действий во времени. Выше был представлен возможный вариант максимально опережающей реакции на развитие кризиса. Его преимуществом является возможность сократить период восстановления доверия к власти и создать непосредственно после президентских выборов новое окно возможностей для преобразований, которые позволят завершить выход страны из финансово-экономического кризиса и вывести ее на траекторию устойчивого экономического развития. Но необходимость столь решительных действий на опережение, хотя и может стать очевидной в дальнейшем при быстром развитии политического кризиса, пока еще не осознана большинством политиков. Между тем, особенностью начинающегося кризиса является то, что ускоренное падение доверия населения к власти обозначилось лишь незадолго до начала предвыборной кампании. Это оставляет мало времени для реализации сценария, изложенного выше. Наряду с неготовностью политической элиты, на пути реализации такого сценария возникает немало технических и юридических препятствий. И хотя большинство этих препятствий с правовой точки зрения представляются преодолимыми (см. юридический комментарий, представленный в Приложении), существует большая вероятность того, что процессы трансформации не будут запущены в завершающемся политическом цикле. В результате не удастся обновить состав Государственной Думы, создать коалиционное правительство и перенести президентские выборы. Президентом России в результате выборов с широким использованием административного ресурса становится либо Д. Медведев, либо В. Путин. Само по себе такое развитие еще не создает политического тупика, хотя неизбежно ведет к замедлению восстановления доверия к власти и к значительным потерям времени (ориентировочно до 2015 г. ), которое могло быть использовано для развития страны. Из-за запаздывания процессов восстановления доверия существенно возрастают риски политической дестабилизации и перехода политического кризиса в острую и неуправляемую стадию. Тем не менее, политическая трансформация может быть осуществлена и в поствыборный период. В этом сценарии, в случае дальнейшего развития тенденции падения доверия, власть, в частности, должна быть готовой фактически повторить действия Б. Ельцина в 1999 г. Для успешной подготовки таких решений желательно осуществить обновление руководства «партии власти» и омолодить руководство оппозиционных партий (в первую очередь КПРФ и ЛДПР). Необходимо также создать условия для формирования партии, выражающей интересы среднего класса (либо на базе одной из существующих партий, либо путем формирования новой партии). В некотором смысле (хотя и не буквально) это напоминает подготовку к парламентским выборам 1999 г. По завершении этого этапа может потребоваться объявление досрочных парламентских выборов и формирование коалиционного правительства, в котором будет представлено обновленное руководство оппозиционных партий. Далее в течение какого-то времени (ориентировочно одного года) будет происходить «обкатка» этих лидеров в публичной политике, после чего могут быть назначены выборы нового Президента, возможно, досрочные. Может возникнуть вопрос, что может побудить уже избранную, хотя и не вполне легитимным способом, власть к таким действиям. Ответ состоит в том, что избранный весной 2012 г. с усиленным применением административного ресурса президент будет политически ослаблен и столкнется с фактической невозможностью эффективного управления страной, проведения ответственной экономической политики и минимально необходимых экономических реформ. Любые его действия в этом направлении будут встречать жесткое сопротивление населения, чему в недалеком прошлом мы уже неоднократно становились свидетелями. В результате страна столкнется с невозможностью поддерживать хоть сколько-нибудь устойчивые темпы экономического роста, избежать ухудшения экономической ситуации и дальнейшего отставания России от других стран. Отношение населения к власти будет ухудшаться. Все это будет подталкивать власть к более радикальным политическим действиям, которые в конечном счете сводятся к обновлению политического доверия и поиску такого формата развития политической системы, который позволил бы проводить реформы, обеспечивающие успешное социально-экономическое развитие страны. Третий сценарий политической трансформации, возможен в случае, когда, несмотря на продолжающееся падение доверия к власти, даже второй, более медленный, сценарий не будет реализован, а руководство страны примет решение откладывать необходимые политические действия до критической черты. В этом случае рано или поздно произойдет обвальное ухудшение ситуации, которая приведет к потере управляемости, переходу кризиса в конфронтационный формат и, возможно, дезинтеграции страны. В частности, спусковым крючком для такого развития событий может послужить вероятное обострение ситуации на Кавказе, хотя возможны и иные события, инициирующие резкое обострение кризиса. Этот инерционный вариант может обернуться потерянным десятилетием для экономического развития страны. Он может привести к «украинизации» российской политики, при которой все ресурсы политической системы уходят на поддержание минимальной стабильности и на борьбу за политический контроль, а проведение ответственной экономической политики остается за чертой политических возможностей. Фактически, из-за политической нестабильности Украина потеряла целое десятилетие для экономического и социального развития. Это самый худший сценарий из тех, которые могут произойти. В этом случае к клубу развитых стран Россия рискует присоединиться одновременно с Китаем, а не на 10-15 лет до него.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|