Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Основы полемического мастерства. Искусство спора




План

1. Понятие эристики как искусства ведения спора.

2. Классификация споров (дискуссия, полемика и др.).

3. Основные правила ведения спора.

4. Доказательство, аргументация и опровержение в споре.

5. Логос, пафос, этос как составные части категории убеждения.

Литература

Введенская, Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – С. 400-517.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вуза / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2002. – С. 265-296.

Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. – М.: НОРМА, 2011. – С. 257-275.

Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М.: НОРМА, 2000. – С. 149-168.

Петров, О.В. Основы судебного красноречия / О.В. Петров. – М.: ТК Велби: Проспект, 2007. – С. 166-183.

Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – С.116-148.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1.

Русский язык

в профессиональной деятельности юриста *

Примечание: занятие проходит в интерактивной, основанной на логике мышления форме: 1) студенты логически, опираясь на лекционный материал, учебную, научную и словарную работу, обосновывают свой взгляд на основные задачи профессионального юридического дискурса; 2) проведение коммуникативного анализа текстового материала с опорой на языковой материал и правильность русской речи.

Теоретические вопросы

1. Сущность, природа и основные функции языка как знаковой системы. Язык права.

2. Язык и мышление. Язык и речь.

3. Современный русский язык как государственное, межнациональное и международное средство общения.

4. Понятие культуры речи. Культура речи юриста.

5. Языковые нормы устной и письменной речи.

6. Особенности юридического дискурса.

Практическое задание

1. Произнесите как можно быстрее скороговорки.

У шалаша шесть шалунов.

Наш полкан попал в капкан.

Стоит копна с подприкопёночком.

Стоит поп на копне. Колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

Погода размокропогодилась.

Осип осип, Архип охрип.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски. Никто его не переколпакует, не перевыколпакует.

Всех скороговорок не перевыскороговоришь.

 

2. Поставьте правильно ударение в словах, предварительно верно написав их. Дайте толкованием словам. Приведите примеры их юридического использования в тексте.

Ак…голь, ан..том, вер…иповедание, вет…р…нария, взведе(н,нн)ый, вмене(н,нн)ый, возл…жить, (во)первых, гарантиро(н,нн)ый, дисп…нсер, д…говор, един…време(н,нн)ый, жал…зи, заключе(н,нн)ый, кв…ртал, ко(л,лл)едж, наг…вор, нам…рение, обеспеч…ние, обл…гчить, озн…комле(н,нн)ый, переда(н,нн)ый, подр…стковый, токсик…мания, уведомле(н,нн)ый, украинский, факс…миле, х…датайство, эксперт.

 

3. Образуйте форму именительного падежа множественного числа приведённых имён существительных, правильно поставьте ударение.

Шофер, директор, договор, взвод, офицер, герб, отпуск, торт, паспорт, протокол, инженер, профессор, бухгалтер, прожектор.

 

4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа приведённых ниже имён существительных, правильно поставьте ударение.

Башня, джинсы, жалюзи, апельсин, башкиры, казах, помидор, чулки, носки, погон, шпроты, рельс, шампунь, дебаты.

5. Правильно употребите с ними имена существительные, данные в скобках, в количественно-именном словосочетании.

1. Разность между 87 и 58 составляет 29. 2. Небольшой старинный город с 4675 (жители) красиво расположился вдоль реки. 3. Библиотека института ежемесячно пополняется 300 книг. 4. В общей сложности на машины было погружено 22,4 (тонн) угля. 5. Потери от мошенничества с пластиковыми карточками в прошлом году снизились только в одной из фирм до уровня 200-220 (тысяча долларов).

Литература

Конституция Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2012. – 32 с.

Модельный закон «О языках» Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 4 декабря 2004 года // Режим доступа: http: // cis/ minsk/bu/ mail/ aspx?uid=7850/

О государственном языке Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2005 г. №53-ФЗ // Российская газета. – 2005. – 7 июня.

Введенская, Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – С. 64-86, 103-127.

Русский язык и культура речи / под ред. В.Д. Черняк. – М.: Юрайт, 2010. – С. 10-79.

Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной документации / Т.Г. Голощапова, М.А. Иванова. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 5-67.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вуза / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2002. – С. 12- 15.

Культура русской речи / ответ. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.: НОРМА, 2000. – С. 12-25.

Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – С. 8-31.

Харченко, Е.В. Модели речевого поведения в профессиональном общении / Е.В. Харченко. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2003. – С. 13-87.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2.

Риторикаискусство убеждения словом. История ораторского искусства

Риторическая разминка:

- постановка речевого дыхания;

- тренировка мышц речевого аппарата.

Теоретические вопросы

1. Предмет, структура и целевая направленность риторики.

2. Связь риторики с другими науками.

3. Риторическое искусство как социальное явление. Виды риторического искусства.

4. Древнегреческая риторика эпохи расцвета (софисты, «Риторика» Аристотеля, сократовское учение и др.) и становление судебного красноречия.

5. Ораторское искусство в Древнем Риме (риторики Цицерона, Квтнтилиана, Юлия Цезаря).

6. Развитие риторики в средние века и эпоху Возрождения в Европе.

7. История развития риторики в России.

Практическое задание

1. Приведите классические определения риторики, данные Аристотелем, М. В. Ломоносовым и Н. Ф. Кошанским. Какова, по мнению названных авторов, основная цель риторики?

2. Приведите современные определения риторики. В чём видят современные учёные целевую направленность риторики?

3. С помощью этимологических словарей раскройте происхождение слов риторика, ритор, оратор, красноречие, краснобай, баять, оратория.

4. Произнесите как можно быстрее скороговорки.

Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

Инцидент с интендантом.

Прецедент с претендентом.

Константин констатировал.

Яшма в замше замшела.

Около кола колокола, около ворот коловорот.

5. Вставьте в нижеприведённый отрывок текста судебной речи И. М. Кисенишского по делу А.Д Шейхона пропущенные орфограммы и знаки препинания, после чего в соответствии с нормами русского литературного языка прочитайте.

Товарищи судьи! Судебные прения подходят к концу. Вы внимательно слушали сообр…жения пр…дставителя государстве(н,нн)ого обвинения (не,ни) первый день вы слуша…те пр…дставителей защиты.

Идет трудный сложный отвественный проце(с,сс) искания истины от которого завис…т судьба людей и высокий авторитет правосудия.

Соверше(н,нн)о оч…видно что об…ективность обоснова(н,нн)ость и правильность выводов и оценок в значительной мере зависят от об…ективности оценок соображений пр…дставителей обвинения и защиты ибо сложный проц(с,сс) поиска истины только тогда может ув…нчаться успехом когда спокойно и (не) предубежде(н,нн)о будут рассмотре(н,нн)ы и оцене(н,нн)ы мнения и соображения сторон усилия которых направле(н,нн)ы к тому что(бы) был вынесен правосудный и справедливый приговор.

О важности участия защиты вообще и в настоящем деле в частности св…детельствует то обстоятельство что (во) время судебных прений был уже поставлен перед вами ряд (чрезвычайно) важных сложных и актуальных вопросов без правильного разрешения которых (не)возможно вынести законный и справедливый приговор.

К числу таких вопросов относятся например такие как вопрос о надлежащем определении масштаба настоящего дела и его социальном значении о степени участия подсудимых в пр…ступлениях и инд…видуализации их ответстве(н,нн)ости и вины. Перед вами уже ставились сер…езные правовые вопросы – о юридической квалификации действий подсудимых характере суб…ективной стороны степени конкретного участия каждого подсудимого в противоправных действиях мотивах определе(н,нн)ого поведения подсудимых и ряд других важных вопросов.

Без всесторо(н,нн)его решения всех этих вопросов нельзя вынести справедливый и правосудный приговор от которого требуется об…ективность точность абс…лютная правовая безупречность и справедливость!

Литература

Введенская, Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – С. 194-240.

Волков, А.А. Основы русской риторики / А.А. Волков. – М.: Высшая школа, 1995. – С. 15-23.

Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вуза / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2002. – С. 248.

Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юриста). – М.: НОРМА, 2011. – С. 10-28.

Культура русской речи / ответ. ред. Л.К. Граудина, Е. Н. Ширяев. – М.: НОРМА, 2000. – С. 98-105; 151-154.

Панов, М.И. Риторика от античности до наших дней // Антология русской риторики / М.И. Панов. – М.: Высшая школа, 1997. – С. 18-43.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...