Виды ораторского искусства
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Риторическая разминка: - постановка речевого дыхания; - тренировка мышц речевого аппарата. Примечание: интерактивная форма проведения занятия предполагает проведение деловой игры, отражающей такие виды ораторского искусства, как общественно-политическое и дипломатическое. Теоретические вопросы 1. Ранние античные (Аристотель, Цицерон, Фартадзе, Д. Анахт) классификации красноречия. 2. Современные классификации красноречия. 3. Роды красноречия: общественно-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное). 4. Виды красноречия: политическая речь, дипломатическая речь, военно-патриотическая речь, научный доклад, научный обзор, прокурорская или обвинительная речь, адвокатская или защитительная речь, общественно-защитительная речь, проповедь и т.д. Практическое задание 1. Подберите тексты ораторских речей академического, судебного и духовного (богословско-церковного) рода. Прочитайте один из них перед аудиторией с соблюдением норм культуры устной речи. 2. Дайте риторический анализ одного из текстов по следующему плану: - род красноречия; - вид красноречия; - автор текста речи; - тематика и целевая направленность речи; - композиция текста речи; - особенности авторского стиля. Литература Введенская, Л.А. Деловая риторика / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2001. – С. 70-135. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – С. 204-232. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вуза / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2002. – С. 348-361. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. – М.: НОРМА, 2011. – С.78-95.
Кубиц, Г. В. Риторика для юристов / Г.В. Кубиц. – Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007. – С.19-34. Культура русской речи / ответ. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.: НОРМА, 2000. – С. 98-95; 325-484.. Русский язык и культура речи / под ред. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – С. 95-115.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4. Судебное красноречие * Риторическая разминка: - постановка речевого дыхания; - чтение скороговорок с изменением темпа и тембра речи. Примечание: занятие предполагает проведение деловой игры, связанной с судебным красноречием известных отечественных юристов. Теоретические вопросы 1. Судебное красноречие и судебное ораторское искусство. 2. Общая характеристика судебного красноречия. 3. Лингвистические и экстралингвистические признаки судебной речи. 4. Вербальные и невербальные средства судебной коммуникации. 5. Виды судебного красноречия. Защитительная и обвинительная судебная речь. 6. Великие судебные ораторы России и их вклад в риторику. Практическое задание 1. Прочитайте речь в защиту Качки Ф.Н. Плевако и обвинительную речь по делу Качки П.Н. Обнинского. 2. Проанализируйте их по схеме: - автор текста речи; - тематика и целевая направленность речи; - особенности защитительной речи и её композиционно-языковое оформление; - особенности обвинительной речи её композиционно-языковое оформление; - отражение позиции автора в тексте. Литература Амиров, К.Ф. Формирование ораторского мастерства у юристов / К.Ф. Амиров, В.Ф. Габдулхаков, Г.Г. Чанышева. – Казань: Казанский юридический институт МВД России, 2011. – С.289-364. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – С. 44-62; 72-127. Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной документации Т.Г. Голощапова, М.А. Иванова. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 117-125.
Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. – М.: НОРМА, 2011. – С. 45-71; 95-106; 384-404. Культура русской речи / ответ. ред. Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М.: НОРМА, 2000. – С. 348-349. Пиз, А. Язык разговора / А. Пиз, А. Гарнер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – С. 57-87.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5-6. Техника и культура речи судебного оратора Риторическая разминка: - постановка речевого дыхания; - составление и чтение чистоговорок. Теоретические вопросы 1. Основные этапы подготовки судебного выступления: определение цели, подбор и изучение материала, подбор языковых средств и др.). 2. Культура звучащей речи: соблюдение орфоэпических норм, голос оратора и его показатели и т.п.). 3. Номинативные единицы в речи судебного оратора. 4. Речевой этикет судебного оратора. 5. Использование судебным оратором мимики, жестов – в соответствии с принятыми в обществе морально-нравственными принципами. Практическое задание 1. В соответствии с орфоэпическими нормами современного русского языка, с правильной интонацией и правильно подобранным темпом и тембром прочитайте отрывок из стенограммы речи на суде адвоката В. И. Лившица «Нежданные свидетели». Уважаемые судьи! Если вам когда-нибудь скажут, что при рассмотрении гражданско-правовых споров не возникает детективных историй, захватывающих дух ситуаций, кипения страстей, - не верьте этому… Рассматриваемое нами дело – тому подтверждение. Эти дни, пока вы расследуете детали спора, я раздумываю о превратностях судьбы: какая нелёгкая ноша порой выпадает на долю судей – восемь человек, возраста весьма почтенного, выступают свидетелями и согласно говорят: «белое». Заявления их вроде бы искренние. Одиннадцать свидетелей других, люди помоложе, с убеждённостью отвечают: «чёрное»… Вот и текут напряжённые судебные будни. С учётом первого процесса иск Антонова мы рассматриваем уже пятый день. По этому иску схлестнулись два мнения. Группа сослуживцев истца в один голос говорит: Антонов пришёл 30 июля 1984 года после обеденного перерыва на работу пьяным. Другая группа свидетелей прямо не опровергает эти показания, но представляет впечатляющие доказательства обратного. Каким Антонов был на работе после перерыва – они не видели, но появление его пьяным после обеда исключается. До перерыва на обед Антонов был трезвым. Обедал в родительском доме. В этот период был на глазах шестерых человек, они все свидетели истца. За обедом – спиртного ни-ни. Возвращаясь на работу, напиться тоже не мог. От порога дома отец на автомашине подвёз сына к дверям лаборатории. Абсолютно трезвого…
Отдадим должное всем свидетелям истца: они блестяще подготовились к процессу. У юристов бытует мнение: хочешь изобличить человека – спрашивай его по мелочам, о деталях. Но присутствующие убедились, что даже в деталях все дали показания одинаковые… Послушаешь эти отрепетированные речи – и хочется взывать к совести руководителей лаборатории: ну скорее восстановите несправедливо уволенного работника!.. 2. Проанализируйте текст по схеме: - тип речи: обвинительная или защитительная - докажите; - определите целевую установку автора; - определите позицию автора на основе стиля изложения; - номинативные единицы, используемые автором. 3. На основе проделанного анализа предложите свой творческий вариант судебного выступления, соблюдая стиль изложения В. И. Лившица и композиции. 4. Подготовьте (желательно с задействованием всех студентов группы) небольшой импровизированный судейский процесс на тему, касающуюся образования и науки на современном этапе развития России. Литература Амиров, К.Ф. Формирование ораторского мастерства у юристов / К.Ф. Амиров, В.Ф. Габдулхаков, Г.Г. Чанышева. – Казань: Казанский юридический институт МВД России, 2011. – С. 170-196; 289-364. Введенская, Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – С. 241-325. Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной документации / Т.Г. Голощапова, М.А. Иванова. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – С. 117-125; 144-207. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебник для вуза / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2002. – С. 332-337; 348-361. Ивакина, Н. Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. – М.: НОРМА, 2011. – С.165-195; 234-254; 257-275.
Культура русской речи; ответ. ред. Л. К. Граудина и Е. Н. Ширяев. – М.: НОРМА, 2000. – С. 106-148. Петров, О. В. Основы судебного красноречия / О.В. Петров. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 25-46; 187-203. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи / Поль Л. Сопер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – С. 67-88. Русский язык и культура речи; под ред. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – С.95-115.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7. Риторические фигуры и тропы в судебной публицистической речи * Примечание: интерактивное занятие проходит в форме реферативных коллективных публичных выступлений студентов с последующим их анализом по схеме – с точки зрения коммуникативной и литературной правильности речи, а также использования изобразительных средств языка. Риторическая разминка: - постановка речевого дыхания; - чтение скороговорок; - составление и чтение чистоговорок. Теоретические вопросы 1. Выразительность речи. Средства усиления избразительности: атрибуция, гипонимизация, и экспрессивная синонимия. 2. Эпитеты и риторические фигуры (прибавления, убавления и др.). 3. Графические фигуры. 4. Тропы 5. Пословицы, поговорки, крылатые слова и выражения, фразеологизмы как средство выразительности в выступлениях отечественных ораторов. Практическое задание 1. В приведённом ниже отрывке речи Ф.Н. Плевако в защиту коншинских рабочих вставьте пропущенные орфограммы и знаки препинания, после чего прочитайте его в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Чудные часы предстоит пережить вам господа судьи. Вы мож…те при свете мил…сердия и закона избавить от кар (не)пови(н,нн)ого и ослабить узы (не)счастных виноватых (не,ни) столько злою волею сколько (не) радос…ными условиями своей жизни. Буд?те снисходительны!. Правда (не) велика разница для рабочего между (не,ни) волей по закону и (не,ни) волей нужды пр…ковывающей всю его жизнь все его духовные интересы к станку бесстрас…но тр…пещущему перед его глазами. Но все же эти люди куда бы вы (не, ни) пос?лали их, - к станку или в тюр?мы и ссылку услышав в вашем пр…говоре голос осторожный в признани… вины и свободный в пр…ложении милости исполнят?ся чу…ства нравстве(н,нн)ого удовл…творения. Они увидят что великое благо страны - суд равный для всех – к…снулось и их пасынков природы что и им возд…вая по заслугам судейская совесть сотв…рила написа(н,нн)ое народу милосердием внуше(н,нн)ым русскому правосудию с высоты первовластия. И пусть из их груди чуткой ко всякой правде им дарова(н,нн)ой дорожащей всякою крупицей внимания со стороны вашей вырвутся благодарные клики обраще(н,нн)ые к тому чьим именем тв…рится суд на Руси…
2. Определите, какие средства выразительности использует адвокат Ф. Н. Плевако. 3. Прочитайте судебную речь П.А. Александрова в защиту Засулич. Какие риторические фигуры и тропы использует адвокат в судебном дискурсе и с какой целью? Литература Амиров, К.Ф. Формирование ораторского мастерства у юристов / К.Ф. Амиров, В.Ф. Габдулхаков, Г.Г. Чанышева. – Казань: Казанский юридический институт МВД России, 2011. – С. 170-196. Голощапова, Т.Г. Русский язык в деловой и процессуальной документации / Т.Г. Голощапова, М.А. Иванова. – Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2009. – 144-207. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебник для вуза / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2002. – С. 265-296. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. – М.: НОРМА, 2011. – С.63-66; 198-231. Петров, О.В. Основы судебного красноречия / О.В. Петров. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – С. 103-142. Поль Л. Сопер. Основы искусства речи / Поль Л. Сопер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – С. 77-98. Русский язык и культура речи; под ред. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – С.95-115.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8. Полемическое искусство судебного оратора * Примечание: интерактивная форма занятия предполагает проведение деловой игры, основанной на искусстве проведения спора и аргументации своего мнения. Риторическая разминка: - постановка речевого дыхания; - скороговорки, чистоговорки. Теоретические вопросы 1. Спор и его виды. 2. Участники спора (ведущий, оппонент и пропонент). 3. Основные правила ведения спора. 4. Доказательство и аргументация в споре. 5. Опровержение позиции оппонента. Способы опровержения. 6. Использование в споре полемических приёмов. 7. Позволительные и непозволительные уловки в споре. 8. Составные части категории убеждения (логос, пафос, этос). Практическое задание Проведение деловой игры на одну из тем: «Нужно ли преподавание русского языка и риторики в нефилологическом вузе?»; «Смертная казнь в России: за и против»; «Свободен ли человек в сегодняшней России?» Литература Введенская, Л.А. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – С. 400-517. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: учебник для вуза / И.Б. Голуб. – М.: Логос, 2002. – С. 265-296. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (Риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. – М.: НОРМА, 2011. – С. 257-275. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М.: НОРМА, 2000. – С. 149-168. Петров, О. В. Основы судебного красноречия / О. В. Петров. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспек, 2007. – С. 166-183.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|